Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 21»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Лицей № 21»
на 2025/2026 учебный год
г. Артемовский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Учебный план дополнительного образования МАОУ «Лицей № 21» (далее Лицей) является
одним из основных руководящих документов, предназначенных для планирования и организации
образовательного процесса, определяющий направленность и содержание дополнительного
образования.
Учебный план дополнительного образования Лицея:
1. Отражает общемировые принципы отношения мира взрослых к миру детства,
провозглашенные Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН
20 ноября 1989 г, а именно, уважение права ребенка на:
- сохранение своей индивидуальности (ст.8);
- развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в самом полном
объеме (ст.29);
- всестороннее участие в культурной и творческой жизни, возможности для культурной и
творческой деятельности (ст.30).
2. Выступает гарантией реализации прав граждан РФ в области дополнительного
образования (ст. 75 закона «Об образовании в РФ»);
3. Разработан в соответствии с:
Федеральным законом № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2013г.
-
(ред. от 04.08.2023 г.);
-
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 г.;
-
Федеральной целевой программой «Развитие дополнительного образования детей в
Российской Федерации до 2020 г.»;
-
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа
2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
-
Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденных приказом Минобрнауки России
от 28 декабря 2010 года № 2106;
-
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.№ 2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
-
Лицензией на образовательную деятельность МАОУ «Лицей №21»;
-
Уставом МАОУ «Лицей №21»;
-
Программой развития МАОУ «Лицей № 21» до 2025 г.;
-
Программой воспитания МАОУ «Лицей №21» на 2024 – 2026 гг.
-
Правилами внутреннего распорядка обучающихся МАОУ «Лицей №21»;
-
Положением «Об объединениях дополнительного образования детей в МАОУ
«Лицей №21».
Свою миссию дополнительное образование детей Лицей видит в выявлении и развитии
способностей каждого ребенка, в формировании и развитии духовно - богатой, нравственной,
самостоятельной, творчески мыслящей и физически здоровой личности, обладающей прочными
базовыми знаниями и свободно адаптирующейся в современном обществе, ориентированной на
высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества.
Эта миссия реализуется на основе интеграции основного и дополнительного образования,
введения в процесс дополнительного образования авторских, модифицированных программ, а
также за счет внедрения современных методик обучения и воспитания детей, их умений и
навыков.
Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы
воспитания, обучения и развития. Она предполагает расширение «воспитательного поля» в лицее,
т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно
насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
Таким образом, основной целью дополнительного образования детей является создание
условий для самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка, приобщения его к
мировой, отечественной, национальной культуре, воспитание патриотизма, гражданственности и
любви к Родине, включения в социальное творчество.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-
Обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование;
-
Творческое
развитие
личности
реализация
с
этой
целью
программ
дополнительного образования в интересах личности ребенка, общества, государства;
-
Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
-
Формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в
обществе;
-
Организация содержательного досуга;
-
Воспитание гражданственности и любви к Родине;
-
Обеспечение необходимых
условий для личностного развития, укрепления
здоровья, профессионального самоопределения творческого труда;
-
Формирование у детей
и подростков законопослушного и ответственного
поведения;
-
Устранение психофизических перегрузок в условиях образовательной среды.
Система дополнительного образования детей создается в целях формирования единого
образовательного пространства Лицея, повышения качества образования и реализации процесса
становления личности в разнообразных развивающих средах. Система дополнительного
образования детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового
образования.
Работа системы дополнительного образования детей в Лицее опирается на следующие
приоритетные принципы:
•
Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
•
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
•
Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
•
Единство обучения, воспитания, развития;
•
Практико – деятельностная основа образовательного процесса;
•
Бесплатность и общедоступность.
В Лицее реализуются типовые, модифицированные (усовершенствованные, адаптированные),
авторские программы дополнительного образования, сроком реализации от 1 до 5 лет, имеют
личностно-ориентированный характер и учитывают потребности детей, их родителей,
социальной среды в целом.
К числу ведущих потребностей, обучающихся в системе дополнительного образования в
Лицее, относятся:
1.
Творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развивать
индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде
деятельности.
2.
Познавательные потребности детей и их родителей, определяемые стремлением к
расширению объема знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного
образования.
3.
Коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками,
взрослыми, педагогами.
4.
Компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных
знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения и общения.
5.
Профориентационные потребности школьников, связанные с установкой на до
профессиональную подготовку.
6.
Досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные
стремлением к содержательной организации свободного времени.
Социальная
значимость
педагогических
программ
дополнительного
образования
обеспечивается следующим комплексом целей развития личности:
познавательным развитием, реализуемым через дополнительные образовательные
программы, а также программы для одаренных детей;
социальной адаптацией, включающей опыт межличностного взаимодействия, различные
социальные инициативы через осознанный и успешный выбор профессиональной деятельности,
программы до профессиональной подготовки;
раскрытием творческого потенциала через различные по содержанию и уровню освоения
программы для детей с различными возможностями, в том числе для детей с ограниченными
возможностями здоровья
развитием общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности, через
разнообразные по познавательной проблематике программы, дающие выбор форм и средств
организации свободного времени.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования
детей в Лицее, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики:
признание уникальности и само ценности человека, его права на самореализацию, личностно
равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность
видеть в нем личность, достойную уважения.
Система дополнительного образования является составной частью учебно-воспитательного
процесса МАОУ «Лицей №21» и организуется по 6 направленностям:
1.
Туристско-краеведческая;
2.
Физкультурно-спортивная;
3.
Художественная;
4.
Естественно – научная;
5.
Социально-гуманитарная;
6.
Техническая.
Целью реализации туристско – краеведческой направленности является:
Популяризация краеведческих знаний;
Формирование у обучающихся целостного представления о родном крае;
Сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций;
Развитие гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и
социальных ценностей подрастающего поколения.
Туристско-краеведческая направленность в учебном плане дополнительного образования
представлена:
- Туристическим клубом «Аметист» для детей 10-18 лет в объёме 18 часов в неделю;
- Клубом «Юные музееведы» для детей 10-18 лет в объёме 9 часов в неделю;
- Клубом «Юного геолога» для обучающихся 10-18 лет в объеме 9 часов в неделю.
Целью
реализации
физкультурно-спортивной
направленности
является
всесторонне
гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека,
формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.
Физкультурно-спортивная направленность в учебном плане дополнительного образования
представлена:
-
Секцией «Баскетбол» для детей 10-14 лет в объёме 3 часа в неделю;
-
Секцией «Настольный теннис» для детей 10 -18лет в объеме 3 часа в неделю;
-
Секцией «Волейбол» для детей 10-18 лет в объеме 3 часа в неделю;
-
Секцией «Футбол» для детей 11-14 лет в объеме 3 часа в неделю;
-
Секцией «Ворошиловский стрелок» для детей 10-18 лет в объеме 3 часа в неделю.
Целью реализации программ социально-гуманитарной направленности является — освоение
гуманитарных знаний и формирование готовности к самореализации детей в системе социальных
отношений на основе формирования нового уровня социальной компетентности и развития
социальной одарённости.
Социально-гуманитарная направленность в учебном плане дополнительного образования
представлена:
Телестудией «Лицей - Арт» для детей 10-18 лет в объёме 9 часов в неделю;
-
Отрядом «Юные инспекторы движения» для детей 12-14 лет в объеме 3 часа в неделю.
-
Целью реализации художественной направленности является развитие общей и эстетической
культуры обучающихся, их художественных способностей в избранных видах искусства,
развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей,
формирования коммуникативной и общекультурной компетенции обучающихся.
Художественная
направленность
в
учебном плане
дополнительного образования
представлена:
Кружком хорового пения для детей 12 – 14 лет в объеме 3 часа в неделю;
-
Вокально – инструментальным ансамблем «Кумквайт» для детей 13-18 лет в
объеме 4 часа в неделю;
Хореографическими группами «Шанс» для детей 10 - 18 лет в объёме 9 часов в
-
неделю;
-
Кружком «Изонить» для детей 11-13 лет в объеме 2 часа в неделю;
-
Кружком «Чудеса выпечки» для детей 11-15 лет в объеме 3 часа в неделю;
-
Кружком «Дизайн костюма» для детей 13-18 лет в объёме 3 часа в неделю;
-
Лицейским театром «Зеленая лампа» для детей 10-18 лет в объеме 10 часов в неделю.
Цель реализации естественно-научной направленности — формирование у обучающихся
научной картины мира, а также освоение ими современных технологий и методов познания
окружающей среды. Также цель включает:
удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области естественных наук;
развитие исследовательской активности;
экологическое воспитание;
приобретение практических умений и навыков в области охраны природы и
природопользования.
Естественно – научная направленность в учебном плане дополнительного образования
представлена:
- Практико-ориентированные занятия по биологии для детей 13-18 лет в объёме 1 часа в
неделю;
- Практико-ориентированные занятия по химии для детей 13-18 лет в объёме 1 часа в
неделю;
- Практико-ориентированные занятия по физике для детей 13-18 лет в объёме 1 часа в
неделю;
- Курсом «Медицинская генетика» для детей 15-18 лет в объеме 2 часа в неделю.
Основная цель реализации программ технической направленности — организация условий для
развития личности, способной позитивно самовыражаться через собственное научнотехническое творчество. Некоторые другие цели программ технической направленности:
Развитие интереса к инженерно-техническим и информационным технологиям, научноисследовательской и конструкторской деятельности.
Формирование технических и творческих способностей, логического мышления, умения
анализировать и конструировать.
Профессиональная
ориентация
и
предоставление
возможностей
для
первых
профессиональных проб в инженерно-технологическом и IT-образовании.
Создание основы для осознанного выбора и освоения технических профессий.
Техническая направленность в учебном плане дополнительного образования представлена:
- Студией мультимедийной журналистики для детей 10-18 лет в объеме 9 часов в
неделю;
- Кружком «Робототехника» для детей 10-18 лет в объёме 6 часов в неделю. Кружок
разделен на 2 группы, каждая группа по 3 часа;
- Кружком «Прототипирование» для детей 10-18 лет в объёме 3 часа в неделю;
- Кружком «Управление БПЛА» для детей 10-18 лет в объеме 3 часа в неделю;
- Кружком «IT – лаб: от идеи к проекту» для детей 14-16 лет в объеме 3 часа в неделю.
Организация образовательного процесса дополнительного образования осуществляется в
соответствии с учебным планом, расписанием занятий, графиком учебного процесса в
дополнительном образовании, санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям
дополнительного образования.
Комплектование объединений по интересам организуется на добровольной основе (детей,
родителей, педагогов), с учетом социального заказа. Каждый обучающийся имеет право посещать
объединения дополнительного образования. Объединения дополнительного образования Лицея
могут посещать на бесплатной основе дети от 5 до 18 лет, проживающие на территории
Артёмовского городского округа.
Режим занятий: занятия проводятся во второй половине дня, занятия в группах ведутся строго
по
расписанию.
Расписание
занятий
объединений
составляется
с
учетом
наиболее
благоприятного режима труда и отдыха детей, санитарно-гигиенических норм и возрастных
особенностей
детей,
утверждается
директором
Лицея.
При
приеме
в
спортивные,
хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья
обучающихся.
Формы занятий - групповая и индивидуальная (определяются педагогом и программой).
Численный
состав
объединения
определяется
нормативными
документами
и
образовательной программой объединения.
Ожидаемые результаты:
-
Расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его
интересов;
-
Повышение
роли
дополнительного
образования
детей
в
деятельности
общеобразовательного учреждения;
-
Интеграция
основного
общего
и
дополнительного
образования
в
условиях
реформирования структуры и содержания общего образования;
-
Укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни;
-
Снижение роста негативных явлений в детской среде;
-
Духовно – нравственное оздоровление.
Формы контроля и учета достижений, обучающихся:
-
Участие в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах, смотрах, выставках,
фестивалях;
-
Участие в научно – практических конференциях;
-
Отчеты творческих коллективов;
-
Участие в образовательных событиях Лицея.
Учебный план
дополнительного образования на 2025-2026 учебный год
Направленность
образовательной
программы
Туристскокраеведческая
Формы, названия
объединений
Ф. И. О. педагога
Класс
Загайнов О. Н.
18
3
Клуб «Юный геолог»
Клуб «Юные
музееведы»
Загайнов Н. А.
Ипатова М. Н.
9
9
1
3
9
3
3
3
36
Секция «Волейбол»
Зухович Н. Р.
6А, 8А
3
1
3
Секция «Настольный
теннис»
Загайнов Н.А.
5-11 классы
3
1
3
Секция «Баскетбол»
Загайнов О. Н.
3
1
3
Секция «Футбол»
Федоров В. Б.
7А
3
1
3
Секция
«Ворошиловский
стрелок»
Маликов В. И.
5-11 классы
3
1
3
1
1
1
4
Всего по направленности
Художественная
Количество
часов на
группу
6
6
6
Туристический клуб
«Аметист»
Всего по направленности
Физкультурноспортивная
Количество Количество
часов (всего)
групп
Кружок хорового
пения
Антонова А. П.
Вокально –
инструментальный
ансамбль «Кумквайт»
Лицейский театр
«Зеленая лампа»
Затепякин Е. А.
Насонова Л. В.
Маликова С. Б.
15
5А
6А
7А
9А
3
3
4
1
7А, 9А, 9Б
классы
5А, 6А,
8А классы
2
1
2
2
1
2
9
3
2
1
3
3
3
2
Хореографические
группы «Шанс»
Вакансия
Кружок «Изонить»
Смирнова О. Н.
Кружок «Чудеса
выпечки»
Кружок «Дизайн
костюма»
Лицейский театр
«Зеленая лампа»
(постановка спектакля
на английском языке)
Паркина О. В.
3
1
3
Смирнова О.Н.
3
1
3
Криуля Л. А.
3
1
3
Ботвинская М. В.
3
1
3
1
1
1
2
2
1
5А, 6А
класс
Всего по направленности
Практикоориентированные
занятия по биологии
Курс «Медицинская
генетика»
Практикоориентированные
занятия по химии
Практикоориентированные
занятия по физике
Ибрагимова Т. М.
10А (ЕН
группа)
11А (ЕН
группа)
Чернобровкина С.В.
Новожилова И.Б.
Всего по направленности
Телестудия «ЛицейАрт»
34
Ибрагимова Т.М.
Вакансия
7-9 классы
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
5
6
Социальногуманитарная
3
Отряд «Юные
инспекторы
движения»
Маликов В. И.
Пресс – клуб «Факт»
Андрианова Н.С.
7А
3
1
3
3
1
3
Мадиева В. А.
12
9
1
9
Селиверстов Е.А.
3
1
3
Соловьев Н. А.
3
1
3
3
1
3
6
2
3
3
Всего по направленности
Техническая
Студия
мультимедийной
журналистики
Кружок
«Прототипирование»
Кружок «Управление
БПЛА»
Кружок «IT – лаб: от
идеи к проекту»
Кружок
«Робототехника»
Данилюк Р. Е.
Данилюк Р. Е.
Всего по направленности
8А, 10А
классы
24
126