РП ВД Обществознание. Человек и космос, 5 класс

Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «МАОУ «Лицей № 21»
(МАОУ "Лицей № 21")

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

руководителем кафедры
предметов естественнонаучного цикла

заместителем директора по
учебно-методической
работе

директором МАОУ "Лицей
№21"

(протокол от 29.08.2024
№1)

(протокол НМС от
30.08.2024 №1)

(приказ от 30.08.2024
№80/3)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Проект «Космический класс»: Обществознание: человек и космос»
для обучающихся 5-х классов

Артемовский, 2024

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ЧЕЛОВЕК И КОСМОС»
5 класс
Планируемые результаты
Личностные результаты:
формирование культурных норм, формирование способов эффективной
организации свободного времени;
стремление определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в
коллективе;
формирование умения ставить цель и осуществлять ее реализацию, пояснять
свою цель;
формирование мотивации к изучению гуманитарных дисциплин и видения
межпредметных связей с аэрокосмической сферой;
понимание возможности самореализации посредством знаний из изучаемого
курса;
формирование гражданской идентичности личности, готовности отстаивать
свою гражданскую позицию;
формирование толерантного отношения к другим культурам.
Метапредметные результаты:
развитие умения межличностного общения;
развитие умения взаимодействия в больших и малых группах;
развитие навыков поисковой деятельности;
развитие навыков исследовательской деятельности;
развитие аналитического и критического мышления, необходимых для
исследовательской и поисковой деятельности;
осуществление самонаблюдения, самоконтроля и самооценки при общении в
малых группах в процессе изучения дисциплины.
Предметные результаты:
начинать, поддерживать и завершать диалог в процессе общения, соблюдая
культуру речи, используя коммуникативные навыки;
задавать вопросы собеседнику, высказывать свое мнение, просьбу;
передавать содержание изученного материала, высказывать свое мнение об
изученных фактах;
владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе
собственных позиций;
уметь принимать решения, осуществлять действия и поступки на основе
выбранных целевых и смысловых установок;
владеть
навыками
самостоятельного
нахождения,
извлечения,
систематизации, анализа и отбора материала, необходимого для решения учебных задач;
преобразовывать, сохранять и передавать информацию;
применять для решения задач информационные и телекоммуникационные
технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, интернет;
применять базовые знания по общим вопросам устройства космоса, человека
и общества;
иметь представления о принципах функционирования и
взаимосвязи космоса и человека;
понимать принцип зависимости человека и общества
от
космических процессов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Человек открывает Вселенную.
Теоретические занятия (1 ак. час). Представление о человеке и

космосе в древности. Космос и наши далекие предки. Древние цивилизации рассказывают о
космосе. Античный мир и знания о космосе. Аристарх - Коперник античного мира. Клавдий
Птолемей - создатель теории неба.
Первые обсерватории. Эпоха, небо которой описал древнегреческий поэт Арат.
Тема 2. Представления о человеке и космосе в Средневековье.
Теоретические занятия (1 ак. час). Человек и космос глазами
средневекового обывателя. Космос в представлении ученых Ближнего и Среднего востока.
Возрождение в астрономии: Пурбах и Региомонтан. Николай Коперник, «остановивший
Солнце и сдвинувший землю». Создание «Небесного замка». Иоганн Кеплер - законодатель
неба. Галилео Галилей. Тема 3. На пути к научной картине мира.
Теоретические занятия (1 ак. час). Восемнадцатый век и
небесная механика. Человек и космос в представлении «Человека эпохи Просвещения».
Телескопы Ньютона и размышления под яблоней. Михайло Ломоносов. Декарт или
Ньютон? Юпитер подправляет движение луны. Век девятнадцатый и астрофизика. Человек
смотрит на мир новыми глазами. Тема 4. Человек летит в космос.
Практические занятия (1 ак. час). Учащиеся делают доклады с
презентациями на тему «Человек летит в космос». Продолжительность докладов 5-7 минут.
После зачитывания докладов проводится беседа по тематике урока.
Тема 5. Солнечная система.
Теоретические занятия (1 ак. час). Видимое движение Солнца,
Луны и планет. Путь Солнца среди звезд. Движение и фазы Луны и Солнца и их влияние на
человека. Лунные и солнечные затмения - повороты в общественном развитии?
«Блуждающие светила». Что такое время? Как мы измеряем и «храним» время? Без часов
никак нельзя.
Тема 6. Вселенная в прошлом, настоящем и будущем.
Теоретические занятия (1 ак. час). Структура и эволюция
вселенной. Что было, когда не было звезд? Как появились спутники планет. Планета,
которой не было. История солнечных систем.
Тема 7. Звезды и люди.
Теоретические занятия (1 ак. час). Астрология. Солнце и
биосфера земли. Планеты есть не только у Солнца. Жизнь во Вселенной. Органические
молекулы в космосе. Неорганическая жизнь.
Практические занятия (1 ак. час). Учащиеся делают доклады с
презентациями на тему «Возможна ли жизнь на других планетах?». Продолжительность
докладов 5-7 минут. После зачитывания докладов учащиеся отвечают на вопросы по своей
тематике.
Тема 8. Человек и космос.
Практические занятия (1 ак. час). Учащиеся делают творческие
доклады на тему «Человек и космос». Продолжительность докладов 5-7 минут. После
зачитывания докладов учащиеся отвечают на вопросы по своей тематике.
Тема 9. Феномен человека.
Практические занятия (2 ак. час). Учащиеся делают доклады с
презентациями на тему «Феномен человека». Продолжительность докладов 57 минут.
После зачитывания докладов учащиеся отвечают на вопросы по своей тематике. Затем
учащиеся работают над вопросами из рабочей тетради и проходят фронтальный опрос по
тематике: Откуда взялся человек. Природа и сущность человека. Сущность человека
определяет его потребности. Смысл жизни человека. Загадки антропогенеза. Человек, его
свобода и ответственность.
Тема 10. Космические циклы.
Теоретические занятия (1 ак. час). Космические воздействия на
планеты. Гравитация и эволюция. Ритм и периодичность Вселенной. Время как главный
космический цикл. Космическая асимметрия. «Закон ритма» Вселенной и человек. Ритмы
Солнца и Луны. Солнечная активность, история общества (законы А.Л. Чижевского).

Тема 11. Цикличность эволюции.
Практические занятия (1 ак. час). Учащиеся делают доклады с
презентациями на тему «Что такое эволюция и какая она бывает?». Продолжительность
докладов 5-7 минут. После зачитывания докладов учащиеся отвечают на вопросы по своей
тематике.
Тема 12. Влияние космоса на человека.
Теоретические занятия (2ак. час). Влияние космоса на жизнь и
развитие человека. Закон флуктуации. Энергия и информация. Ноосфера и биосфера
(учения И. Пригожина, К. Юнга и В.И. Вернадского). Информационное поле космоса.
Тема 13. Космос на службе у человека.
Теоретические занятия (1ак. час). Новые великие открытия.
Космические программы и гаджеты, материалы, технологии. Сублимация, нитинол.
Освоение космоса и медицинские инновации. Фармацевтические разработки. УЗИ, МРТ.
Варианты добычи полезных ископаемых на астероидах. Современная электроника и
космос.
Практические занятия (1ак. час). Учащиеся делают доклады с
презентациями на тему «Космос на службе у человека?». Продолжительность докладов 5-7
минут. После зачитывания докладов учащиеся отвечают на вопросы по своей тематике.
Тема 14. Подведение итогов.
Практические занятия (1ак.час). Учащиеся делают доклады с
презентациями на тему «Космос, человек, общество». Продолжительность докладов 5-7
минут. После зачитывания докладов учащиеся отвечают на вопросы по своей тематике. На
занятии
происходит
оценка
усвоения

пройденного в рамках программы материала, который связан с обществоведческой и
естественно-научной тематикой.

№
п/п

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Наименование темы
Количество часов
Форма контроля
Всего

Теорети
ческие
занятия

Практич
еские
занятия

Человек открывает
Вселенную
Представления о человеке 1
и космосе в Средневековье

1

1

-

1

-

3.

На пути к научной картине
мира

1

1

-

Задания из рабочей
тетради

4.

Человек летит в космос

1

-

1

Доклады с
презентациями.
Беседа.
Практическая работа
№1

5.

Солнечная система

1

1

-

Задания из рабочей
тетради

6.

Звезды и люди

1

-

1

Задания из рабочей
тетради.
Доклады с
презентациями.
Практическая работа
№2

1.
2.

Задания из рабочей
тетради
Задания из рабочей
тетради.
Фронтальный опрос

7.

Человек и космос

1

-

1

8

Космос на службе у
человека

1

-

1

9.

Итоговое занятие

1

-

1

Итого

9

4

5

Задания из рабочей
тетради.
Доклады с
презентациями.
Практическая работа
№3
Задания из рабочей
тетради.
Фронтальный опрос,
доклады,
презентации.
Практическая работа
№6
Задания из рабочей
тетради.
Доклады с
презентациями.
Практическая работа
№4 и №5
Задания из рабочей
тетради


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».