МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Артемовского городского округа
МАОУ "Лицей № 21"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель кафедры
Заместитель директора по
Директор
технологического цикла
учебно-методической работе
МАОУ "Лицей № 21"
МАОУ "Лицей №
МАОУ "Лицей № 21"
21"_____________________
______________________________ _____________________
Селиверстов Е.А.
Рубцова Л.Н.
Иващененко О. Н.
Протокол №1
Протокол №1
.Приказ №64/4
от «30» августа 2023 г.
от «30» августа 2023 г.
от «30» августа 2023 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Практикум. Профиль. Информатика»
для обучающихся 9 класса
Артемовский 2023
Рабочая программа по предмету Практикум. Профиль. Информатика
Планируемые результаты освоения предмета
Личностные и метапредметные результаты освоения предмета
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в
основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой
информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
развитие
чувства личной ответственности за качество окружающей
информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения
с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и
взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря
знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении
информатики в основной школе, являются:
владение
общепредметными понятиями «объект», «система», «модель»,
«алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных
условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера,
такими как: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение
необходимой информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в
пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение
строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;
умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно
перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение
выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,
проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения,
преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания
личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание
графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание,
восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное
взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ
информации).
Предметные результаты освоения предмета
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего
образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе
отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация,
алгоритм, модель — и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной
деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать
алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических
конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков
программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной,
ветвящейся и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения
выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей —
таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих
программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при
работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы
информационной этики и права.
Раздел 1. Моделирование и формализация
Выпускник научится:
использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина
ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент,
последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и
замена элемента);
описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание
термина «матрица смежности» необязательно);
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и
др.);
перекодировывать информацию из одной пространственно-графической или
знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое
представление (визуализацию) числовой информации;
выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в
соответствии с поставленной задачей;
строить простые информационные модели объектов и процессов из различных
предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков,
диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объектуоригиналу и целям моделирования;
осуществлять поиск информации в готовой базе данных.
Выпускник получит возможность научиться:
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о
компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов
окружающего мира;
познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании
реальных объектов и процессов;
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования
Выпускник научится:
понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения;
понимать
термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда
исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения,
накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых
исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром
или цикл с условием продолжения работы;
определять значения переменных после исполнения простейших циклических
алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины
(массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор
присваивания;
анализировать предложенный алгоритм, например, определять, какие результаты
возможны при заданном множестве исходных значений;
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические
выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность научиться:
по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
познакомиться с использованием в программах строковых величин;
исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки
одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование
элементов массива с определенными индексами; суммирование элементов массива с
заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными
свойствами; поиск наибольшего/наименьшего элемента массива и др.);
разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы,
содержащие базовые алгоритмические конструкции;
познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер
управляет различными системами.
Раздел 3. Обработка числовой информации.
Выпускник научится:
использовать основные приемы обработки информации в электронных таблицах, в
том числе вычисления по формулам с относительными, абсолютными и смешанными
ссылками, встроенными функциями, сортировку и поиск данных;
работать с формулами;
визуализировать соотношения между числовыми величинами (строить круговую и
столбчатую диаграммы);
основам организации и функционирования компьютерных сетей.
Выпускник получит возможность научиться:
научиться проводить обработку большого массива данных с использованием средств
электронной таблицы;
расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена
информацией, об использовании информационных ресурсов общества с
соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований
информационной безопасности.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Моделирование и формализация.
Графические модели. Табличные модели. Система управления базами данных.
Создание базы данных. Запросы на выборку данных.
Раздел 2. Алгоритмы и начала программирования.
Решение задач на компьютере. Вычисление среднего значения элементов массива.
Последовательный поиск в массиве. Сортировка массива. Запись вспомогательных
алгоритмов на языке Паскаль.
Раздел 3. Обработка числовой информации.
Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
Встроенные функции. Обработка большого массива данных. Логические функции.
Построение диаграмм и графиков.
Раздел 4. Коммуникационные технологии.
Оформление сайта.
Учебно-тематический план
Количество
Формы контроля
часов
Моделирование и формализация
№
Название темы
1.
Графические модели
1
2.
Табличные модели
1
3.
Система управления базами
данных
1
4.
Создание базы данных.
1
5.
Запросы на выборку данных
1
Алгоритмизация и программирование
6.
Решение задач на
компьютере
1
7.
Вычисление среднего
значения элементов массива
1
8.
Последовательный поиск в
массиве
1
9.
Сортировка массива
1
10.
Запись вспомогательных
алгоритмов на языке Паскаль
1
Обработка числовой информации
11.
Организация вычислений.
Относительные, абсолютные
и смешанные ссылки.
1
12.
Встроенные функции.
1
13.
Обработка большого массива
данных. Логические
функции.
1
14.
Построение диаграмм и
графиков.
1
Коммуникационные технологии
15.
Оформление сайта.
1
Итоговое повторение
16.
Обобщение и систематизация
основных понятий курса.
1
Итого:
16
Итоговая контрольная
работа.