МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МАОУ "Лицей № 21" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель кафедры Заместитель директора по учебно- Директор технологического цикла методической работе МАОУ МАОУ "Лицей № 21" МАОУ "Лицей № "Лицей № 21" 21"_____________________ ______________________________ _____________________ Селиверстов Е.А. Рубцова Л.Н. Иващененко О. Н. Протокол №1 Протокол №1 .Приказ №64/4 от «30» августа 2023 г. от «30» августа 2023 г. от «30» августа 2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Основы программирования» для обучающихся 9 классов Артемовский 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности «Основы программирования» имеет техническую направленность и предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как обще интеллектуальное, общекультурное, социальное. Программа ориентирована на обобщение и углубление знаний и умений по курсу информатики средней школы. Данная дополнительная общеразвивающая программа ориентирована на два года обучения. Программа первого года имеет ознакомительный уровень. Программа второго года имеет базовый уровень. Обучение основам программирования осуществляется на языке Python. Python – это язык программирования общего назначения, распространяемый с открытыми исходными текстами. Он оптимизирован для создания качественного программного обеспечения. Язык Python используется сотнями тысяч разработчиков по всему миру в таких областях, как создание веб-сценариев, системное программирование, создание пользовательских интерфейсов, настройка программных продуктов под пользователя, численное программирование и в других. Как считают многие, один из самых используемых языков программирования в мире. Данная дополнительная общеразвивающая программа направлена на развитие логического и пространственного мышления обучающихся, способствует раскрытию творческого потенциала личности, формированию усидчивости и трудолюбия, приобретению практических умений и навыков в области программирования, способствует интеллектуальному развитию ребенка. Цель программы Основной целью данного учебного курса является ознакомление слушателя с объектноориентированным языком программирования Python, с возможностями, синтаксисом языка, технологией и методами программирования в среде Python, обучение практическим навыкам программирования на языке Python для решения типовых задач математики и информатики, а также при разработке простейших игр. Задачи программы Реализация поставленной цели предусматривает решение следующих задач: развитие интереса учащихся к изучению программирования; знакомство учащихся с основами программирования в среде Python; овладение базовыми понятиями теории алгоритмов при решении математических задач; формирование навыков работы в системе программирования Python; формирование самостоятельности и творческого подхода к решению задач с помощью средств современной вычислительной техники; формирование навыков алгоритмического и логического мышления; формирование навыков грамотной разработки программ; формирование практических навыков решения прикладных задач; формирование практических навыков разработки игр. Отличительные особенности данной программы На занятиях учащиеся познакомятся с теоретическими аспектами и синтаксисом языка, а также обучатся практическим навыкам программирования в среде Python. Занятия начинаются с практического знакомства со средой программирования Python, далее идет непосредственное изучение синтаксических конструкций языка и отработка навыков применения элементов программирования при решении задач и создании игр. Каждая новая тема завершается практическими задачами, способствующими овладению методики программирования и изучению языка Python. На втором году обучения закрепляются полученные знания и навыки программирования, осваиваются новые методы, способы решения задач, рассматриваются более сложные задачи, новые технологии программирования. Срок реализации программы Срок реализации программы «Язык программирования Python» составляет 1 год: 34 часа в 9 классе. Планируемые (ожидаемые) результаты В ходе изучения данного курса в основном формируются и получают развитие личностные регулятивные, коммуникативные и познавательно универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная) и общепользовательская ИКТ–компетентность обучающихся, составляющая психолого-педагогическую, инструментальную основу формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, к их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции, способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику, способности к самоорганизации, саморегуляции результаты В результате изучения дисциплины получают дальнейшее развитие : умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль всей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласовании позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий. Вместе с тем, вноситься существенный вклад в развитие личностных результатов: формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на: формирование знаний, умений и навыков при решении задач информатики и программирования разных видов; приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами –линейной, условной и циклической владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира; овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки; владение универсальным языком программирования высокого уровня Python, представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции; владение навыками и опытом разработки программ в среде программирования Python, включая тестирование и отладку программ. В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать: основные типы алгоритмов; иметь представление о структуре программы, основы программирования на языках высокого уровня; базовые алгоритмические конструкции; содержание этапов разработки программы: алгоритмизация-кодирование-отладкатестирование; дополнительные возможности языка Python для выражения различных алгоритмических ситуаций; алгоритмы и программы на языке Python решения простых задач в математической области. Учащиеся должны уметь: записывать алгоритмические структуры на языке программирования Python; использовать Python для решения задач из области математики, физики; строить алгоритмы методом последовательного уточнения (сверху вниз), изображать эти алгоритмы в виде блок-схем; использовать основные алгоритмические приемы при решении математических задач; решать простые задачи; анализировать текст чужих программ, находить в них неточности, оптимизировать алгоритм, создавать собственные варианты решения. Формы подведения итогов реализации программы Основной формой подведения итогов дополнительной общеразвивающей программы «Основы программирования на Python» является решение задач (разработка и отладка программ на языке программирования Python). Раздел 2.Содержание программы. 2.1. УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН № п/п Название раздела, темы Кол-во часов Всего Теория Практика 1 год 1 Основы программирования на 34 8 26 языке Python. 1.1 История языков 3 1 2 программирования. Введение в язык программирования Python. Среда программирования Python. Установка программы. 1.2 Типы данных и функции вывода. 2 1 1 Определение переменной. Переменные и арифметические выражения 1.3 Чтение данных. Операции над 2 1 1 строками. Примеры решения задач 1.4 Отработка навыков решения 4 4 простейших задач. 1.5 Логический тип данных и 1 1 операции. Примеры использования логических выражений 1.6 Условный оператор. Вложенный 2 1 1 условный оператор. Примеры решения задач. 1.7 Отработка навыков решения 4 4 простейших задач. 1.8 Цикл WHILE. Примеры решения 2 1 1 задач. 1.9 Подсчет суммы и оператор 2 1 1 CONTINUE. Примеры решения задач. 1.10 Отработка навыков решения 4 4 простейших задач. 1.11 Вещественные числа. Основы 2 1 1 работы с вещественными числами. Округление вещественных чисел. Примеры решения задач. 1.12 Отработка навыков решения 6 6 задач. Итого: 34 34 8 26 Формы аттестации/контроля Практические задания Практические задания Практические задания 2.2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО) ПЛАНА 1 год. (34 часа) Раздел1. Основы программирования на языке Python. Тема 1.1. История языков программирования. Введение в язык программирования Python. Среда программирования Python. Установка программы. Тема 1.2. Типы данных и функции вывода. Определение переменной. Переменные и арифметические выражения. Тема 1.3. Чтение данных. Операции над строками. Примеры решения задач. Тема 1.4. Отработка навыков решения задач. Тема 1.5. Логический тип данных и операции. Примеры использования логических выражений. Тема 1.6. Условный оператор. Вложенный условный оператор. Примеры решения задач. Тема 1.7. Отработка навыков решения задач. Тема1.8. Цикл WHILE. Примеры решения задач. Тема1.9. Подсчет суммы и оператор CONTINUE. Примеры решения задач. Тема1.10. Отработка навыков решения задач. Тема 1.11. Вещественные числа. Основы работы с вещественными числами. Округление вещественных чисел. Примеры решения задач. Тема 1.12. Отработка навыков решения простейших задач. Раздел3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ Успешная реализация предлагаемой программы учебной дисциплины ориентирована на существующую информационно-образовательную среду школы. Информационно-образовательная среда образовательной организации включает комплекс информационно-образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры и иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Майк Мак Грат «Программирование на Python для начинающих» Эксмо, 2015. 2.Федоров Д. Ю. Основы программирования на примере языка Python.//Учебное пособие. –Санкт-Петербург: 2016. 3.СэндУ., СендК. «Hello World! Занимательное программирование на языке Python»-М.: – 2016. 4.Долинский М.С. Решение сложных и олимпиадных задач по программированию-Учебное пособие-М.: –2006. 5.Россум Г., Дж. Дрейк Ф.Л., Откидач Д.С. Язык программирования Python. 2001. 6.Щерба А.В. Изучение языка программирования Python на основе задач УМК авторов И.А. Калинин и Н.Н. Самылкина. //Учебное пособие. –М.: МПГУ, 2015. 7.http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=156 8.https://inf5.ru/podgotovka_k_olympiad/olym_zadachi_s_resheniyami.htm 9.http://anngeorg.ru/olimp/materials 10.http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/python.htm11.http://distolimpiada.krasnogorka.edusite.ru/p4aa1.html СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДЕТЯМ 1. Майк Мак Грат «Программирование на Python для начинающих» Эксмо, 2015. 2.Федоров Д. Ю. Основы программирования на примере языка Python.//Учебное пособие. – Санкт-Петербург: 2016. 3.СэндУ.,СендК. «Hello World! Занимательное программирование на языке Python»-М.: –2016. 4.http://kpolyakov.spb.ru/school/probook/python.htm5. 5. http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=156 6. Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/379797-rabochajaprogramma-jelektivnogo-kursa-osnovy