20.10.2021
«Винешировал» написал я в
школьном сочинении вместо «финишировал», а слово «аккумулятор» в словарном
диктанте вводило меня в состояние ступора. Вроде и правила зубрил, словарные
слова переписывал, в детскую библиотеку ходил каждую неделю, а как диктант так
«2» ну максимум «3».
В 2009 году
с ЕГЭ по русскому не справилось около 7% детей. 60% школьников делают большое
количество ошибок в письме.
Большинство из этих детей не лодыри – они дисграфики. Дисграфик
– это ребенок, у которого наблюдается частичное нарушение процесса письма,
проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных
несформированностью высших психических функций участвующих в процессе письма. Дисграфия
считается заболеванием.
Дисграфия у детей может возникнуть по следующим причинам:
- Родители имеют дефект речи или неправильно произносят слова.
- Проблемы со зрением, слухом.
- Если ведущее правое полушарие. Оно воспринимает мир в конкретных образах, а отвлечённые понятия усваивает с трудом (словарный запас правого полушария взрослого человека такой же, как 10 летнего ребёнка, а понимание связанной речи как у 3 летнего). Слова они воспринимают плохо, но хорошо различают интонацию, ритм, музыкальное звучание.
- Недостаток «правого» гена в наборе хромосом (мы должны получать их два от каждого родителя по одному).
- Рано начал смотреть телевизор (глаза привыкают хаотично прыгать по экрану).
- Рано отдали в школу (не установилась чёткая артикуляция).
Ребёнка дисграфика можно выявить по следующим признакам:
- Отсутствие пробелов между словами и предложениями
- Пренебрежение границами полей тетради и правилами переноса
- Буквы «б», «в», «з», «э», цифры «4», «3», «5», перевёрнуты в другую сторону
- Повторение одной и той же буквы. Например «магазиМ» вместо «магазин»
- Замена букв по звучанию б-д, ж-х, и-у, в-ф, «нох», вместо «нож», «КаФказ» вместо «Кавказ»
- Ошибки в ударных слогах, например «учЕтель» вместо «учитель»
- Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов
- Забывание редко встречающихся букв «э», «ъ»
- Замена звуков по акустико-артикуляционому сходству при письме под диктовку о-у, ё-ю, р-л, й-ль, ц-ч-щ, парных согласных – звонких и глухих, шипящих и свистящих «Тубло» вместо «дупло»
- Затруднение при устном письменном воспроизведении похожих по начертанию букв «з-э», «р-ь», появление лишней линий в буквах, отсутствие крючка у букв «ц», «щ»
- Застревание на буквах и слогах «за зомом росла мамина»
- Забегание вперёд «дод небом лолубым», вместо «под небом голубым»
- Трудности с правописанием мягких согласных «сольить» вместо «солить», «въезёт» вместо «везёт»
- Слитное правописание предлогов и разделение - приставок
- Трудности с расстановкой знаков препинания
- Нечёткий, очень неразборчивый почерк
Помочь таким детям
избавиться от ошибок можно. Параллельно с изучением правил написания нужно регулярно
выполнять специальные упражнения (традиционные советы писать диктанты и больше
читать таким детям не помогут).
Проявление дисграфии |
Упражнение |
Пропускает буквы |
Диктуем предложение трех-четырёх слов. Рёбенок
простукивает его ритм и записывает с помощью пунктирной линии, где вместо
слогов чёрточки. Следующиё этап – записать каждое слово в виде точек по
количеству букв в слове |
Недописывает окончания слов, делает ошибки в суффиксах |
Пробуем диктант описанный выше, но суффиксы, окончания ребёнок пусть пишет
буквами например: «- - - - - - - ый»
(солнечный) Произнесите слово и попросите ребёнка придумать слово,
которое начиналось бы на предпоследнюю или третью с конца букву вашего слова |
Путает буквы |
Надо создать устойчивы буквенный образ для этого можно
взять алфавит на магнитиках (вырезать
из бархатной бумага, лепим из пластилина, делаем из проволоки) и пусть
ребёнок на ощупь угадывает буквы. Можно писать буквы на писке или на спине. |
Ошибается в словарных словах |
Предложите ребенку нарисовать картинки с акцентом на
«проблемных буквах», например изобразить КОРОВУ с глазами в виде больших букв
«О» или «интеллигента» в виде рожицы, в каждом глазу которого по букве «Л»,
можно пропивать под музыку трудные слова |
Упражнение
«корректурная проба»
Задача – зачеркнуть или выделить заданные буквы в печатном
тексте. Начните с одной гласной, а затем добавьте другую, а проработав их все
переходите к согласным. Задания могут быть самыми разными, например обвести
букву «а» и закрасить букву «о», выделить синим маркером «з» и красным «с»,
поставить точку над «п» и черту под «ч». Заниматься нужно каждый день 5 -10
минут .эффект наступает через 2-3 месяца.
Помимо выполнения
специальных упражнений специалисты рекомендуют:
- Не ругайте ребёнка за ошибки! Он в них не виноват помогите поверить в себя, настройте на победу
- Не заставляете как можно больше читать и писать! Дело не в количестве, а качестве. Большой объём работы приводит к зрительному и умственному утомлению
- Проверяя диктант ставьте пометки на полях (в этой строчке у тебя есть ошибка). Пусть ученик ищет ошибку сам.
- Не используйте красную ручку для исправления
- Используйте образное и ассоциативное восприятие трудных слов
- Занятие музыкой, рисованием наладит взаимную работу полушарий
- Развивайте мелкую моторику рук
- Почаще вывозите ребёнка на природу, пусть дышит свежим воздухом
- Практикуйте контрастный душ и массаж шейной и затылочной зоны
- Играйте в ролевые игры (из 82 двух исследованных детей с проблемами по русскому языку 78 не умеют играть в ролевые игры)
Эти упражнения и советы полезны при изучении русского языка и
для детей без нарушения письма.
Уважаемые родители 10-15 минут постоянных
(на протяжении всего учебного года) занятий в день помогут вашему ребёнку стать
более грамотным. А какое великое удовольствие почувствует ваш ребёнок (а вы
гордость) когда за очередной диктант получит «4» или «5».