Дисграфия

20.10.2021

«Винешировал» написал я в школьном сочинении вместо «финишировал», а слово «аккумулятор» в словарном диктанте вводило меня в состояние ступора. Вроде и правила зубрил, словарные слова переписывал, в детскую библиотеку ходил каждую неделю, а как диктант так «2» ну максимум «3».

 

            В 2009 году с ЕГЭ по русскому не справилось около 7% детей. 60% школьников делают большое количество  ошибок в письме.

 

Большинство из этих детей не лодыри – они дисграфики. Дисграфик – это ребенок, у которого наблюдается частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций участвующих в процессе письма. Дисграфия считается заболеванием.

 

Дисграфия у детей может возникнуть по следующим причинам:

  • Родители имеют дефект речи или неправильно произносят слова.
  • Проблемы со зрением, слухом. 
  • Если  ведущее правое полушарие. Оно воспринимает мир в конкретных образах, а отвлечённые понятия усваивает с трудом (словарный запас правого полушария взрослого человека такой же, как 10 летнего ребёнка, а  понимание связанной речи как у 3 летнего). Слова они воспринимают плохо, но хорошо различают интонацию, ритм, музыкальное звучание.
  • Недостаток «правого» гена в наборе хромосом (мы должны получать их два от каждого родителя по одному).
  • Рано начал смотреть телевизор (глаза привыкают хаотично прыгать по экрану). 
  • Рано отдали в школу (не установилась чёткая артикуляция).

 

Ребёнка дисграфика можно выявить по следующим признакам:

  • Отсутствие пробелов между словами и предложениями
  • Пренебрежение границами полей тетради  и правилами переноса
  • Буквы «б», «в», «з», «э», цифры «4», «3», «5», перевёрнуты в другую сторону
  • Повторение одной и той же буквы. Например «магазиМ» вместо  «магазин»
  • Замена букв по звучанию б-д, ж-х, и-у, в-ф, «нох», вместо «нож», «КаФказ» вместо «Кавказ»
  • Ошибки в ударных слогах, например «учЕтель» вместо «учитель»
  • Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов
  • Забывание редко встречающихся букв «э», «ъ»
  • Замена звуков по акустико-артикуляционому сходству при письме под диктовку о-у, ё-ю, р-л, й-ль, ц-ч-щ, парных согласных – звонких и глухих, шипящих и свистящих «Тубло» вместо «дупло»
  • Затруднение при устном письменном воспроизведении похожих по начертанию букв «з-э», «р-ь», появление лишней линий в буквах, отсутствие крючка у букв «ц», «щ» 
  • Застревание на буквах и слогах «за зомом росла мамина»
  • Забегание вперёд «дод небом лолубым», вместо «под небом голубым»
  • Трудности с правописанием мягких согласных «сольить» вместо «солить», «въезёт» вместо «везёт»
  • Слитное правописание предлогов и разделение - приставок
  • Трудности с расстановкой знаков препинания
  • Нечёткий, очень неразборчивый почерк

 

Помочь таким  детям избавиться от ошибок можно. Параллельно с изучением правил написания нужно регулярно выполнять специальные упражнения (традиционные советы писать диктанты и больше читать таким детям не помогут). Хочу такой сайт

 

 

Проявление дисграфии

Упражнение

Пропускает буквы

Диктуем предложение трех-четырёх слов. Рёбенок простукивает его ритм и записывает с помощью пунктирной линии, где вместо слогов чёрточки. Следующиё этап – записать каждое слово в виде точек по количеству букв в слове

Недописывает окончания слов, делает ошибки в суффиксах

Пробуем диктант описанный выше, но  суффиксы, окончания ребёнок пусть пишет буквами  например: «- - - - - - - ый» (солнечный)

Произнесите слово и попросите ребёнка придумать слово, которое начиналось бы на предпоследнюю или третью с конца букву вашего слова

Путает буквы

Надо создать устойчивы буквенный образ для этого можно взять алфавит  на магнитиках (вырезать из бархатной бумага, лепим из пластилина, делаем из проволоки) и пусть ребёнок на ощупь угадывает буквы. Можно писать буквы на писке или на спине.

Ошибается в словарных словах

Предложите ребенку нарисовать картинки с акцентом на «проблемных буквах», например изобразить КОРОВУ с глазами в виде больших букв «О» или «интеллигента» в виде рожицы, в каждом глазу которого по букве «Л», можно пропивать под музыку трудные слова

 

Упражнение «корректурная проба»

Задача – зачеркнуть или выделить заданные буквы в печатном тексте. Начните с одной гласной, а затем добавьте другую, а проработав их все переходите к согласным. Задания могут быть самыми разными, например обвести букву «а» и закрасить букву «о», выделить синим маркером «з» и красным «с», поставить точку над «п» и черту под «ч». Заниматься нужно каждый день 5 -10 минут .эффект наступает через 2-3 месяца.

 

Помимо выполнения специальных упражнений специалисты рекомендуют:

  • Не ругайте ребёнка за ошибки! Он в них не виноват помогите поверить в себя, настройте на победу
  • Не заставляете как можно больше читать и писать! Дело не в количестве, а качестве. Большой объём работы приводит к зрительному и умственному утомлению
  • Проверяя диктант ставьте пометки на полях (в этой строчке у тебя есть ошибка). Пусть ученик ищет ошибку сам.
  • Не используйте красную ручку для исправления
  • Используйте образное и ассоциативное восприятие трудных слов
  • Занятие музыкой, рисованием наладит взаимную работу полушарий
  • Развивайте мелкую моторику рук
  • Почаще вывозите ребёнка на природу, пусть дышит свежим воздухом
  • Практикуйте контрастный душ и массаж шейной и затылочной зоны
  • Играйте в ролевые игры (из 82 двух исследованных детей с проблемами по русскому языку 78 не умеют играть в ролевые игры)

 

             Эти упражнения и советы полезны при изучении русского языка и для детей без нарушения письма.

 

         Уважаемые родители 10-15 минут постоянных (на протяжении всего учебного года) занятий в день помогут вашему ребёнку стать более грамотным. А какое великое удовольствие почувствует ваш ребёнок (а вы гордость) когда за очередной диктант получит  «4» или «5».  

 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».