Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 21» (МАОУ «Лицей № 21»)
почтовый адрес: 623782, Свердловская область, г. Артемовский,
ул. Кронштадтская, стр. 12
телефон: 8(34363)2-05-19
официальный сайт: licey21art.uralschool.ru
электронная почта: licey21.art@yandex.ru
УТВЕРЖДЕНО
и.о. директора
МАОУ «Лицей № 21»
(приказ от 29.08.2025 г. № 86/9)
Дата введения в действие: 01.09.2025 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о службе школьной медиации (примирения)
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Лицей № 21» (МАОУ «Лицей № 21»)
№ учтенного экземпляра
№1 (бумажный носитель)
№2 (электронная версия)
Место хранения
Ответственный за
хранение и актуализацию
Кабинет директора
Секретарь
Server → Сетевая папка → Disk D Техник-программист
→ Document → Положения →
2025 год
Артемовский, 2025 г.
1.
Общие положения
1.1. Данное Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от
29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом
№193-ФЗ от 27.07.2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с
участием посредника (процедуре медиации)», письмом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 18.11.2013 года №ВК-844/07 «О направлении
методических рекомендаций по организации служб школьной медиации», письмом
Минпросвещения Российской Федерации от 28.04.2020 года № ДГ- 375/07 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в
организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
1.2. Настоящее Положение о службе школьной медиации в лицее определяет цели и задачи,
регламентирует
порядок
работы
службы
школьной
медиации
(примирения),
устанавливает порядок формирования данных служб и организацию деятельности, а
также определяет документы службы школьной медиации.
1.3. Согласно письму Минпросвещения Российской Федерации от 28.04.2020 года № ДГ375/07 в образовательных организациях используют два типа служб для урегулирования
конфликтных и проблемных ситуаций:
медиативная модель – служба школьной медиации;
восстановительная модель – школьная служба примирения.
1.4. Служба школьной медиации (примирения) (далее – СШМ) осуществляет направление
учебно-воспитательной
работы,
направленного
на
объединение
педагогов,
обучающихся, их родителей (законных представителей) и других участников
образовательной деятельности, заинтересованных в разрешении конфликтов, развитию
и усовершенствованию практики восстановительной медиации в общеобразовательной
организации.
1.5. Служба школьной медиации (примирения) является альтернативной процедурой
урегулирования споров, конфликтов, противоправного поведения или правонарушения
с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора, содействия
развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота,
гармонизации социальных отношений.
1.6. Служба
школьной
реагирования
на
медиации
разрешение
(примирения)
является
конфликтов.
Сторонам
приоритетным
конфликта
способом
предлагается
обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности решить
конфликт путем переговоров и проведении процедуры медиации стороны конфликта
могут обратится к администрации МАОУ «Лицей № 21» или
Комиссию по
урегулированию споров МАОУ «Лицей № 21» для применения других способов
решенияконфликта и/или меры воздействия.
1.7. Школьные службы примирения (далее – ШСП) — это группа специалистов и
школьников-волонтеров,
которые
проводят
восстановительные
программы
в
образовательной организации, а также осуществляет иную деятельность в рамках
восстановительного подхода в целях профилактики эскалации конфликтов, сложных
ситуаций, деструктивного поведения и правонарушений несовершеннолетних в
общеобразовательной организации.
1.8. Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, которые
затрагивают или могут затронуть права и интересы третьих лиц, не участвующих в
процедуре медиации.
1.9. Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе
принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия
сторон, беспристрастности и независимости медиатора.
2.
Цели и задачи службы школьной медиации
2.1. Основная цель службы школьной медиации состоит в формировании благополучного,
гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации
обучающихся, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая
вступление их в конфликт с законом.
2.2. Задачами службы школьной медиации является:
формирование группы, состоящей из участников образовательных отношений,
готовых использовать техники и инструменты, применяемые в работе службы
школьной медиации при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между
участниками образовательных отношений, включая детей, попавших в трудную
жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из
неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением,
детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест
лишения свободы;
информационно-просветительская деятельность с участниками образовательных
отношений с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода
системыпрофилактической и коррекционной работы;
снижение деструктивного влияния возникающих конфликтов между участниками
образовательных отношений;
содействие
проявлений
профилактике
среди
агрессивных,
обучающихся,
насильственных
профилактика
и
асоциальных
преступности
среди
несовершеннолетних;
координация усилий родителей (законных представителей, близких родственников
и иных лиц) и образовательной организации, организации для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с целью предотвращения неблагополучных
сценариев развития жизни обучающегося;
повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников
образовательных отношений;
повышение
квалификации
педагогических
работников
образовательных
организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной
педагогическойпрактике;
интеграция медиативных принципов в систему образовательных отношений;
организация и проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и
криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, «кругов сообщества»,
«школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для
участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций.
3.
Порядок работы службы школьной медиации
3.1. Для функционирования СШМ рекомендуется включить в работу одного или
нескольких специалистов службы медиации, а также обучающихся из «групп равных».
3.2. «Группа равных» — это группа обучающихся, которая объединена для обучения
медиативному подходу с целью приобретения навыков поведения в ситуациях стресса
и конфликта, предупреждения конфликтов среди сверстников. Участие в «группе
равных» — это способ, позволяющий приобретать опыт участия в принятии решений,
проявления активной жизненной позиции, уважительного и чуткого отношения к
потребностям окружающих. Организация такого обучения возможна в рамках
внеурочной деятельности, на классных часах или любыми другими удобными
способами, предусмотренными или отвечающими целям и содержанию основной
обучающей программы образовательной организации или организации для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, либо отдельным ее пунктам и
программам.
3.3. Специалистом
СШМ
может
стать
педагогический
работник
образовательной
организации или родитель (законный представитель) обучающегося, которому
рекомендуется пройти повышение квалификации по программе «Школьный медиатор».
3.4. Деятельность службы школьной медиации осуществляется с учетом:
добровольного согласия сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в его
разрешении при содействии специалистов службы медиации и/или обучающихся из
«групп равных». Допускается направление сторон конфликта и их родителей
(законных представителей) на предварительную встречу со специалистом службы
медиации, после которой стороны могут принять самостоятельное решение о
дальнейшем участии или неучастии в последующих встречах. Участники конфликта
могут прекратить свое участие, если посчитают, что продолжение участия в этих
встречах нецелесообразно;
конфиденциальности сведений, полученных на встречах со специалистом службы
медиации и/или обучающихся из «групп равных». Договоренности и решения,
достигнутые сторонами конфликта на этих встречах, могут быть раскрыты третьим
лицам только по согласованию со сторонами конфликта;
нейтрального отношения службы школьной медиации (примирения) ко всем
участникам конфликта (в том числе руководящего состава организации). В случае
понимания специалистом и/или обучающихся из «групп равных» невозможности
сохранения нейтральности из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из
участников, он должен отказаться от продолжения встречи или передать ее другому
специалистуслужбы школьной медиации (примирения);
равноправного участия сторон конфликта в его разрешении, предоставление равных
возможностей высказываться и быть выслушанным, предлагать темы для обсуждения
и вносить предложения по решению конфликта. Участники в равной степени
ответственны за исполнение принятых ими совместно на взаимоприемлемых условиях
решений по конфликту;
взаимного уважения и сотрудничества, которые предполагают уважительный стиль
общения, недопустимость взаимных оценок и оскорблений на встречах всех
участников встречи, включая специалиста службы медиации и/или обучающихся из
«групп равных»;
ответственного отношения к принятию решения по урегулированию конфликта,
пониманию последствий принятого решения и его исполнению.
3.5. Специалисту службы школьной медиации рекомендуется проявлять внимание к
потребностям обучающегося, его отношению к участию родителей (законных
представителей) при индивидуальных и совместных встречах с участием специалистов
СШМ и/или обучающихся из «группы равных», а также готовность к различным
реакциям как со стороны родителей (законных представителей), так и со стороны самих
обучающихся.
3.6. Для эффективного функционирования службы медиации рекомендуется осознанное
понимание представителями администрации важности независимой позиции СШМ.
3.7. СШМ получают информацию о случаях конфликтов от педагогических работников,
администрации лицея, обучающихся, родителей (законных представителей), которые
фиксируются в журнале учета обращений.
3.8. Специалисты службы школьной медиации принимают решение о возможности или
невозможности осуществления процедуры медиации.
3.9. В соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать на
самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с
учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости
скорейшего урегулирования спора.
3.10. В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать
связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.
3.11. При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями
какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и
законные интересы одной из сторон.
3.12. Медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об
урегулировании спора.
3.13. Процедура медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами:
заключение сторонами медиативного соглашения – со дня подписания такого
соглашения;
заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения
согласия по имеющимся разногласиям - со дня подписания такого соглашения;
заявление
медиатора
в
письменной
форме,
направленное
сторонам
после
консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду
нецелесообразности ее дальнейшего проведения - в день направления данного
заявления;
заявление одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от
продолжения процедуры медиации – со дня получения медиаторомданного заявления;
истечение срока проведения процедуры медиации.
3.14. В состав ШСМ входят:
один или несколько обученных взрослых-ведущих восстановительных программ, один
из которых назначается руководителем ШСМ;
команда школьников-волонтеров ШСМ, проводящих восстановительные программы
между сверстниками;
по возможности родители (законные представители) обучающихся.
3.15. Школьники-волонтеры школьной службы примирения проходят специальное обучение
на соответствующих тренингах.
3.16. Руководители
ШСМ
проходят
повышение
квалификации
по
программе
«Школьные службы примирения» участвуют в семинарах, курсах повышения
квалификации, конференциях по восстановительным практикам.
3.17. Специалист проведения восстановительных программ занимает нейтральную позицию
по отношению к участникам ситуации. Он в равной степени поддерживает усилия
сторон,
направленные
восстановительное
на
урегулирование
реагирование
на
конфликтной
общественно
ситуации
опасное
и/или
деяние
несовершеннолетнего.
3.18. Специалист проведения восстановительных программ занимает понимающую (а
неэкспертную) позицию, не консультирует, не советует, и не оценивает. Он готовит
стороны конфликта к совместной встрече и создает наилучшие условия для реализации
в ней ценностей примирения. В результате, стороны начинают понимать друг друга,
находят приемлемое для всех участников решение и принимают ответственность за его
реализацию без внешнего принуждения.
3.19. Этапы примирительной программы:
получение информации о происшествии или запроса;
проведение индивидуальной/предварительной встречи (или серии встреч) с каждой из
сторон;
проведение общей совместной встречи всех заинтересованных участников для
обсуждения ситуации, поиска выходов и разработки согласованного решения,
соглашенийили плана;
подписания соглашения о примирение
обратная связь от участников по выполнению принятых ими решений.
4.
Организация деятельности службы школьной медиации (примирения)
4.1. Образовательная организация предоставляет помещение для службы школьной
медиации (примирения) необходимое для сборов и проведения медиативновосстановительной работы, а также возможность использовать оборудование,
канцелярские принадлежности, оргтехнику и иные ресурсы.
4.2. Администрация лицея содействует СШМ (примирения) в организации взаимодействия
с
педагогами,
а
также
социальными
службами
и
другими
организациями.
Администрация поддерживает обращения педагогов и обучающихся в службу
медиации, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения
конфликтов.
4.3. Педагогические работники лицея оказывают
службе
медиации
содействие в
распространении информации о деятельности СШМ среди педагогов, обучающихся, их
родителей (законных представителей).
4.4. Администрация лицея поддерживает участие специалистов службы медиации в
собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их
квалификации.
4.5. Служба школьной медиации (примирения) может вносить предложения по снижению
конфликтности в образовательной организации на рассмотрение администрации лицея.
5.
Документы службы школьной медиации (примирения)
5.1. В целях организации работы СШМ утверждается:
план работы СШМ;
журнал учета обращений в СШМ;
соглашение о примирение (в письменной форме).
6.
Заключительные положения
6.1. Настоящее Положение о службе школьной медиации (примирения) является локальным
нормативным актом, утверждается (либо вводится в действие) приказом директора
лицея.