Положение о службе школьной медиации (примирения) 2025

Управление образования Артемовского муниципального округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 21» (МАОУ «Лицей № 21»)
почтовый адрес: 623782, Свердловская область, г. Артемовский,
ул. Кронштадтская, стр. 12
телефон: 8(34363)2-05-19
официальный сайт: licey21art.uralschool.ru
электронная почта: licey21.art@yandex.ru

УТВЕРЖДЕНО
и.о. директора
МАОУ «Лицей № 21»
(приказ от 29.08.2025 г. № 86/9)

Дата введения в действие: 01.09.2025 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о службе школьной медиации (примирения)
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Лицей № 21» (МАОУ «Лицей № 21»)

№ учтенного экземпляра
№1 (бумажный носитель)
№2 (электронная версия)

Место хранения

Ответственный за
хранение и актуализацию
Кабинет директора
Секретарь
Server → Сетевая папка → Disk D Техник-программист
→ Document → Положения →
2025 год

Артемовский, 2025 г.

1.

Общие положения

1.1. Данное Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от
29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом
№193-ФЗ от 27.07.2010 года «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с
участием посредника (процедуре медиации)», письмом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 18.11.2013 года №ВК-844/07 «О направлении
методических рекомендаций по организации служб школьной медиации», письмом
Минпросвещения Российской Федерации от 28.04.2020 года № ДГ- 375/07 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями
по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в
организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
1.2. Настоящее Положение о службе школьной медиации в лицее определяет цели и задачи,
регламентирует

порядок

работы

службы

школьной

медиации

(примирения),

устанавливает порядок формирования данных служб и организацию деятельности, а
также определяет документы службы школьной медиации.
1.3. Согласно письму Минпросвещения Российской Федерации от 28.04.2020 года № ДГ375/07 в образовательных организациях используют два типа служб для урегулирования
конфликтных и проблемных ситуаций:
 медиативная модель – служба школьной медиации;
 восстановительная модель – школьная служба примирения.
1.4. Служба школьной медиации (примирения) (далее – СШМ) осуществляет направление
учебно-воспитательной

работы,

направленного

на

объединение

педагогов,

обучающихся, их родителей (законных представителей) и других участников
образовательной деятельности, заинтересованных в разрешении конфликтов, развитию
и усовершенствованию практики восстановительной медиации в общеобразовательной
организации.
1.5. Служба школьной медиации (примирения) является альтернативной процедурой
урегулирования споров, конфликтов, противоправного поведения или правонарушения
с участием в качестве посредника независимого лица – медиатора, содействия
развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота,
гармонизации социальных отношений.
1.6. Служба

школьной

реагирования

на

медиации
разрешение

(примирения)

является

конфликтов.

Сторонам

приоритетным
конфликта

способом

предлагается

обратиться в службу примирения, а при их отказе или невозможности решить
конфликт путем переговоров и проведении процедуры медиации стороны конфликта

могут обратится к администрации МАОУ «Лицей № 21» или

Комиссию по

урегулированию споров МАОУ «Лицей № 21» для применения других способов
решенияконфликта и/или меры воздействия.
1.7. Школьные службы примирения (далее – ШСП) — это группа специалистов и
школьников-волонтеров,

которые

проводят

восстановительные

программы

в

образовательной организации, а также осуществляет иную деятельность в рамках
восстановительного подхода в целях профилактики эскалации конфликтов, сложных
ситуаций, деструктивного поведения и правонарушений несовершеннолетних в
общеобразовательной организации.
1.8. Процедура медиации не применяется к коллективным трудовым спорам, которые
затрагивают или могут затронуть права и интересы третьих лиц, не участвующих в
процедуре медиации.
1.9. Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе
принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия
сторон, беспристрастности и независимости медиатора.

2.

Цели и задачи службы школьной медиации

2.1. Основная цель службы школьной медиации состоит в формировании благополучного,
гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации
обучающихся, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая
вступление их в конфликт с законом.
2.2. Задачами службы школьной медиации является:
 формирование группы, состоящей из участников образовательных отношений,
готовых использовать техники и инструменты, применяемые в работе службы
школьной медиации при разрешении конфликтных ситуаций, возникающих между
участниками образовательных отношений, включая детей, попавших в трудную
жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном положении, детей из
неблагополучных семей, детей с девиантным (общественно опасным) поведением,
детей, совершивших общественно опасные деяния и освободившихся из мест
лишения свободы;
 информационно-просветительская деятельность с участниками образовательных
отношений с использованием процедуры медиации и восстановительного подхода
системыпрофилактической и коррекционной работы;
 снижение деструктивного влияния возникающих конфликтов между участниками
образовательных отношений;

 содействие
проявлений

профилактике
среди

агрессивных,

обучающихся,

насильственных

профилактика

и

асоциальных

преступности

среди

несовершеннолетних;
 координация усилий родителей (законных представителей, близких родственников
и иных лиц) и образовательной организации, организации для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, с целью предотвращения неблагополучных
сценариев развития жизни обучающегося;
 повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех участников
образовательных отношений;
 повышение

квалификации

педагогических

работников

образовательных

организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной
педагогическойпрактике;
 интеграция медиативных принципов в систему образовательных отношений;
 организация и проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и
криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, «кругов сообщества»,
«школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для
участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций.

3.

Порядок работы службы школьной медиации

3.1. Для функционирования СШМ рекомендуется включить в работу одного или
нескольких специалистов службы медиации, а также обучающихся из «групп равных».
3.2. «Группа равных» — это группа обучающихся, которая объединена для обучения
медиативному подходу с целью приобретения навыков поведения в ситуациях стресса
и конфликта, предупреждения конфликтов среди сверстников. Участие в «группе
равных» — это способ, позволяющий приобретать опыт участия в принятии решений,
проявления активной жизненной позиции, уважительного и чуткого отношения к
потребностям окружающих. Организация такого обучения возможна в рамках
внеурочной деятельности, на классных часах или любыми другими удобными
способами, предусмотренными или отвечающими целям и содержанию основной
обучающей программы образовательной организации или организации для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, либо отдельным ее пунктам и
программам.
3.3. Специалистом

СШМ

может

стать

педагогический

работник

образовательной

организации или родитель (законный представитель) обучающегося, которому
рекомендуется пройти повышение квалификации по программе «Школьный медиатор».

3.4. Деятельность службы школьной медиации осуществляется с учетом:
 добровольного согласия сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в его
разрешении при содействии специалистов службы медиации и/или обучающихся из
«групп равных». Допускается направление сторон конфликта и их родителей
(законных представителей) на предварительную встречу со специалистом службы
медиации, после которой стороны могут принять самостоятельное решение о
дальнейшем участии или неучастии в последующих встречах. Участники конфликта
могут прекратить свое участие, если посчитают, что продолжение участия в этих
встречах нецелесообразно;
 конфиденциальности сведений, полученных на встречах со специалистом службы
медиации и/или обучающихся из «групп равных». Договоренности и решения,
достигнутые сторонами конфликта на этих встречах, могут быть раскрыты третьим
лицам только по согласованию со сторонами конфликта;
 нейтрального отношения службы школьной медиации (примирения) ко всем
участникам конфликта (в том числе руководящего состава организации). В случае
понимания специалистом и/или обучающихся из «групп равных» невозможности
сохранения нейтральности из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из
участников, он должен отказаться от продолжения встречи или передать ее другому
специалистуслужбы школьной медиации (примирения);
 равноправного участия сторон конфликта в его разрешении, предоставление равных
возможностей высказываться и быть выслушанным, предлагать темы для обсуждения
и вносить предложения по решению конфликта. Участники в равной степени
ответственны за исполнение принятых ими совместно на взаимоприемлемых условиях
решений по конфликту;
 взаимного уважения и сотрудничества, которые предполагают уважительный стиль
общения, недопустимость взаимных оценок и оскорблений на встречах всех
участников встречи, включая специалиста службы медиации и/или обучающихся из
«групп равных»;
 ответственного отношения к принятию решения по урегулированию конфликта,
пониманию последствий принятого решения и его исполнению.
3.5. Специалисту службы школьной медиации рекомендуется проявлять внимание к
потребностям обучающегося, его отношению к участию родителей (законных
представителей) при индивидуальных и совместных встречах с участием специалистов
СШМ и/или обучающихся из «группы равных», а также готовность к различным
реакциям как со стороны родителей (законных представителей), так и со стороны самих

обучающихся.
3.6. Для эффективного функционирования службы медиации рекомендуется осознанное
понимание представителями администрации важности независимой позиции СШМ.
3.7. СШМ получают информацию о случаях конфликтов от педагогических работников,
администрации лицея, обучающихся, родителей (законных представителей), которые
фиксируются в журнале учета обращений.
3.8. Специалисты службы школьной медиации принимают решение о возможности или
невозможности осуществления процедуры медиации.
3.9. В соглашении о проведении процедуры медиации стороны вправе указать на
самостоятельное определение медиатором порядка проведения процедуры медиации с
учетом обстоятельств возникшего спора, пожеланий сторон и необходимости
скорейшего урегулирования спора.
3.10. В течение всей процедуры медиации медиатор может встречаться и поддерживать
связь как со всеми сторонами вместе, так и с каждой из них в отдельности.
3.11. При проведении процедуры медиации медиатор не вправе ставить своими действиями
какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права и
законные интересы одной из сторон.
3.12. Медиатор не вправе вносить, если стороны не договорились об ином, предложения об
урегулировании спора.
3.13. Процедура медиации прекращается в связи со следующими обстоятельствами:


заключение сторонами медиативного соглашения – со дня подписания такого
соглашения;



заключение соглашения сторон о прекращении процедуры медиации без достижения
согласия по имеющимся разногласиям - со дня подписания такого соглашения;



заявление

медиатора

в

письменной

форме,

направленное

сторонам

после

консультаций с ними по поводу прекращения процедуры медиации ввиду
нецелесообразности ее дальнейшего проведения - в день направления данного
заявления;


заявление одной, нескольких или всех сторон, направленное медиатору, об отказе от
продолжения процедуры медиации – со дня получения медиаторомданного заявления;



истечение срока проведения процедуры медиации.

3.14. В состав ШСМ входят:


один или несколько обученных взрослых-ведущих восстановительных программ, один
из которых назначается руководителем ШСМ;



команда школьников-волонтеров ШСМ, проводящих восстановительные программы
между сверстниками;



по возможности родители (законные представители) обучающихся.

3.15. Школьники-волонтеры школьной службы примирения проходят специальное обучение
на соответствующих тренингах.
3.16. Руководители

ШСМ

проходят

повышение

квалификации

по

программе

«Школьные службы примирения» участвуют в семинарах, курсах повышения
квалификации, конференциях по восстановительным практикам.
3.17. Специалист проведения восстановительных программ занимает нейтральную позицию
по отношению к участникам ситуации. Он в равной степени поддерживает усилия
сторон,

направленные

восстановительное

на

урегулирование

реагирование

на

конфликтной
общественно

ситуации
опасное

и/или
деяние

несовершеннолетнего.
3.18. Специалист проведения восстановительных программ занимает понимающую (а
неэкспертную) позицию, не консультирует, не советует, и не оценивает. Он готовит
стороны конфликта к совместной встрече и создает наилучшие условия для реализации
в ней ценностей примирения. В результате, стороны начинают понимать друг друга,
находят приемлемое для всех участников решение и принимают ответственность за его
реализацию без внешнего принуждения.
3.19. Этапы примирительной программы:


получение информации о происшествии или запроса;



проведение индивидуальной/предварительной встречи (или серии встреч) с каждой из
сторон;



проведение общей совместной встречи всех заинтересованных участников для
обсуждения ситуации, поиска выходов и разработки согласованного решения,
соглашенийили плана;



подписания соглашения о примирение



обратная связь от участников по выполнению принятых ими решений.

4.

Организация деятельности службы школьной медиации (примирения)

4.1. Образовательная организация предоставляет помещение для службы школьной
медиации (примирения) необходимое для сборов и проведения медиативновосстановительной работы, а также возможность использовать оборудование,
канцелярские принадлежности, оргтехнику и иные ресурсы.

4.2. Администрация лицея содействует СШМ (примирения) в организации взаимодействия
с

педагогами,

а

также

социальными

службами

и

другими

организациями.

Администрация поддерживает обращения педагогов и обучающихся в службу
медиации, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения
конфликтов.
4.3. Педагогические работники лицея оказывают

службе

медиации

содействие в

распространении информации о деятельности СШМ среди педагогов, обучающихся, их
родителей (законных представителей).
4.4. Администрация лицея поддерживает участие специалистов службы медиации в
собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их
квалификации.
4.5. Служба школьной медиации (примирения) может вносить предложения по снижению
конфликтности в образовательной организации на рассмотрение администрации лицея.

5.

Документы службы школьной медиации (примирения)

5.1. В целях организации работы СШМ утверждается:


план работы СШМ;



журнал учета обращений в СШМ;



соглашение о примирение (в письменной форме).

6.

Заключительные положения

6.1. Настоящее Положение о службе школьной медиации (примирения) является локальным
нормативным актом, утверждается (либо вводится в действие) приказом директора
лицея.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».