Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «МАОУ «Лицей № 21»
(МАОУ "Лицей № 21")
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
руководителем кафедры
технологического цикла
заместителем директора по
учебно-методической
работе
директором МАОУ "Лицей
№21"
(протокол от 29.08.2024
№1)
(протокол НМС от
30.08.2024 №1)
(приказ от 30.08.2024
№80/3)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЕГЭ на 100. Математика.»
для обучающихся 11-х классов
Артемовский, 2024
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Решение олимпиадных задач по математике» имеет
естественно-научную направленность, по уровню освоения – базовая.
Программа соответствует нормативно-правовым требованиям законодательства в сфере
образования и разработана с учетом следующих документов:
-
федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями: ред. от 02.07.2021);
-
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;
-
национальный проект «Образование» утв. президиумом Совета при президенте РФ по
стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г.№16) – «Успех
каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Молодые профессионалы», «Социальная
активность»;
- федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся от 31 июля 2020 г., регистрационный N 304-ФЗ;
- приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей (утв. Президиумом
Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (от 30 ноября 2016 г.
№ 11)»;
-распоряжение правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996- р «Стратегия развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- указ президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах
развития РФ на период до 2024 года»;
- указ Президента РФ от 7 мая 2021 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в
области образования и науки»;
- приказ Министерства просвещения РФ от 02.02.2021г. №38 «О внесении изменений в Целевую
модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденную приказом
Министерства просвещения РФ от 03.09.2019г. №467»;
- приказ Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 №629 «Об утверждении порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
2
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей;
- письмо
Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи
Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
- приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
-
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648202 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
- постановление главного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания».
Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность. Одаренные дети
охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью,
проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются
умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний,
проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Именно поэтому необычные
способности ребенка, чтобы развиваться, должны найти применение в какой-либо деятельности.
Поэтому актуальность программы состоит в том, что она является профильной программой по
математике. В рамках образовательного процесса участники будут проходить интенсивную подготовку по
разделам математики, рассматривать нестандартные решения олимпиадных и практико-ориентированных
задач.
Предлагаемая программа ориентирована на обучающихся 6-7 классов, которые проявили интерес и
имеют успехи в изучении математики, высокомотивированные участники других конкурсов и олимпиад по
профилю программы., что и отражает ее новизну. Курс содержит интересные материалы и предполагает
работу с различными источниками информации, что способствует сильному расширению кругозора.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, чтобы сформировать у
подрастающего поколения новые компетенции, повысить конкурентоспособность в научной, проектной и
исследовательской деятельности и повысить личностный интерес к развитию собственной личности. На
начальном этапе педагог ставит задачи перед обучающимися («Какой метод используется в данной
задаче?», «Где это можно применить в жизни?»), («Как можно переформировать данную задачу?»).
Заинтересованность обучающихся подкрепляется соревновательным элементом (игры, олимпиады,
турниры).
Формирование и удовлетворение личностного интереса к результатам учения являются наиболее
важными факторами для создания мотивации к дальнейшему изучению предмета, а также созданию
положительного образовательного опыта.
•
Соответствие функциональным компетенциям: обучающиеся должны уметь выполнять
простейшие математические операции (сложение, вычитание, деление, умножение), очень внимательно
читать текст и извлекать из него необходимую информацию, проверять ее на соответствие утверждениям,
строить логические рассуждения, анализировать информацию, делать выводы, уметь задавать вопросы
самому себе и преподавателю.
•
Соответствие мотивации к учению: обучающиеся должны продемонстрировать стремление
3
к получению новых знаний и умений, а именно: рассказать о своих интересах и увлечениях и посещаемых
дополнительных занятиях, любимых дисциплинах, принимать участие в образовательных лагерях и сменах,
регулярно посещать ознакомительные, организационные и диагностические занятия, стремится к участию
в олимпиадах/играх/турнирах.
Цель программы – создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских
навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, а также их сопровождение в
период обучения.
Для осуществления этой цели ставятся следующие задачи:
обучающие:
– закрепление и систематизация знаний и умений в области математики;
–повышение результативности участия в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях и т.д.;
– формирование у учащихся интереса к проектной и исследовательской деятельности по
профилям программы, а также взаимосвязь учебных дисциплин;
развивающие:
– развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов
системного мышления;
– расширение интеллектуального кругозора.
воспитательные:
– формирование
качества
творческой
личности
с активной
жизненной
позицией;
– воспитание гармонично развитой, общественно активной личности, сочетающей в себе
духовное богатство, моральную чистоту и физиологическое совершенство;
– воспитание личностных качеств: целеустремленности, настойчивости, самостоятельности,
чувства коллективизма и взаимной поддержки, чувство такта
1.2
Планируемые результаты освоения программы
Учащиеся приобретут комплекс взаимосвязанных знаний, представлений, умений, определённый
опыт, который поможет им при дальнейшем изучении математики.
личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
метапредметные результаты:
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия
(регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и
социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению
индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно- исследовательской, проектной
и социальной деятельности.
предметные результаты:
освоенные обучающимися в ходе изучения дисциплин умения, специфические для данной
предметной области, виды деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению
в учебных, учебно-проектных и социально- проектных ситуациях, формирование научного типа мышления,
владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами при решении прикладных
задач.
В
ходе
реализации
программы
у
4
обучающихся
появится
возможность
сформировать следующие компетенции:
1.
Учебно-познавательные компетенции
Способность самостоятельно находить пути решения проблемных ситуаций и задач, доказывать
свою точку зрения.
2.
Функциональные компетенции
Развитие проблемных зон в данном виде компетенций, выявленных в ходе входного контроля,
в частности умений делать аргументированные выводы и
предположения, выдвигать гипотезы, анализировать содержание текста, оценивать и сопоставлять
численные параметры.
3.
Информационные компетенции
Поиск и верификация образовательных материалов в сети Интернет, работа с ресурсами для поиска
литературы, изучение математических программ.
4.
Общекультурные компетенции
Освоение культуры доказательства задач, осознание важности математики в жизни любого
человека. Понимание необходимости взаимодействия научного сообщества с людьми, обсуждение важных
открытий в данной науке.
5.
Коммуникативные компетенции
Умение взаимодействовать с другими учениками очно и дистанционно, выстраивать дружеские
отношения в коллективе, поддерживать ребят, находить с ними общие темы, терпимо и корректно
относиться к неудачам других, способность решать ситуационные конфликты, а также способность
предлагать, просить и принимать помощь.
6.
Ценностно-смысловые компетенции
Осознание ценности научной истины и познания сути явлений, выявления причинно-следственных
связей, укрепление понимания ценности своей жизни и здоровья, а также жизни и здоровья других людей,
осознание ценности полученных знаний и ценности значимых открытий в математике, влияющими на
жизнь современных людей. Осознание смысла выбора будущей профессии и выстраивании своей
образовательной траектории.
В ходе реализации разработанной программы планируется поэтапное повышение уровня подготовки
учащихся образовательных организаций по предмету математика.
Также планируется расширение участия школьников в творческих, научно- исследовательских и
олимпиадных мероприятий по математике, повышение результативности их участия в муниципальном и
региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников, а также олимпиадах, включенных в Перечень
Министерства науки и высшего образования Российской Федерации по профилю «математика», готовность
учащихся решать прикладные задачи с использованием инновационных методов и технологий в различных
предметных областях.
Объем программы: 34 часа.
5
Тематическое планирование
№
Аудиторные занятия
КолИз них:
во
часов
Теория
Практика
(всего)
Название модуля
1
Числа и их свойства
2
Основы
множеств.
2
6
2
5
3
Комбинаторная геометрия
6
2
4
4
Неравенства и оценки
6
2
4
5
Принципы решения логических задач
6
2
4
6
Итоговый контроль.
2
0
2
34
10
24
комбинаторики
8
и
теории
Итого
6
Содержание разделов программы
№
Наименование
Тематическое содержание раздела
п/п
раздела
1
Числа
свойства
и
их
2
Основы
комбинаторики и
теории
множеств
3
Комбинаторная
Построение
конструкций
отрицательными числами.
Решение задач
Кол-во часов
с
2
2
Использование отрицательных чисел в
задачах с числовыми оценками. Решение
задач
2
Решение задач
2
Вычисление количества анаграмм данного
слова
Решение задач
2
1
Выведение формул для числа перестановок с
помощью правила произведения
2
Решение задач
1
Использование метода введения переменной
в задаче про множества. Решение задач
2
Теория графов
2
Решение задач
1
6
геометрия
4
Неравенства
оценки
и
1
Нахождение
числа.
2
промежуточного
Метод введения переменной
2
Решение задач
2
Метод от противного
2
Принципы решения
логических
задач
Дирихле
2
Решение задач
2
Итоговый контроль.
Выполнение зачетного задания по
содержанию программы
2
5
6
Лемма о рукопожатиях. Решение задач
Итого
34
7
Список литературы для педагога:
1.
Рабочая концепция одаренности: Федеральная целевая программа
«Одаренные дети» / Под ред. Д. Б. Богоявленской, В. Д. Шадрикова. — М.: Министерство образования РФ,
2003. (http://narfu.ru/school/deti_konchep.pdf)
2.
Петерсон Л. Г. Система и структура учебной деятельности в контексте современной
методологии. Монография / Л. Г. Петерсон, Ю. В. Агапов, М. А. Кубышева и др. — М.: Институт СДП,
2018.
3. Петерсон Л. Г. Деятельностный метод обучения: построение непрерывной сферы образования /
Л. Г. Петерсон, М. А. Кубышева и др. — М.: АПК и ППРО; УМЦ «Школа 2000…», 2007.
4. Анисимов О. С. Методологический словарь для стратегов. Т. 1 / О. С. Анисимов. — М.:
Энциклопедия управленческих знаний, 2004.
5. Анисимов О. С. Гегель: мышление и развитие (путь к культуре мышления).
— М.: Агро-Вестник, АМБ-агро, 2000.
6. Венгер Л. А. Педагогика способностей. — М.: Знание, 1973.
7. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2006.
8. Хинчин А. Я. О воспитательном эффекте уроков математики //Математика в школе. — 1962. —
№ 3. — С. 30–40.
9.
Гнеденко Б. В. Развитие мышления и речи при изучении математики // Математика в школе. —
1991. — № 4. — С. 3–9.
10.
Гингулис Э. Ж. Развитие математических способностей учащихся // Математика в школе. —
1990. — № 1. — С. 14–17.
11.
Агаханов Н. Х. Средовой подход как условие развития математически одаренных школьников
/ Н. Х. Агаханов // Вестник ТГПУ. — 2013. — № 1 (129). — С. 120–124.
12.
Мелик-Пашаев А. А. Проявление одаренности как норма развития // Психологическая наука и
образование. — 2014. — Т. 19. — № 4. — C. 15–21.
13. Петерсон
Л. Г., Абатурова В. В., Кубышева М. А. Система «выращивания» одаренности
школьников: методологический аспект и практика // Профильная школа. — 2016. — № 2. — С. 6–22.
14.
Петерсон Л. Г., Кубышева М. А. Как научить учиться: технология деятельностного метода в
системе непрерывного образования (детский сад — школа
— вуз) // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 2. — С. 52–58.
Литература для обучающихся:
1.
Спивак А.В. Тысяча и одна задача по математике. Книга для учащихся 5-7 классов. - М.:
Просвещение, 2002.
8
2.
3.
4.
5.
Спивак А.В. Математический кружок. 6-7 классы. - М.: Посев, 2013.
Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка.- М.: МЦНМО, 2004.
Фарков А.В. Математические олимпиадные работы. 5-11 классы.- СПб.: Питер, 2010.
М.Л.Галицкий, А.М.Гольдман, Л.И.Звавич. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов:
Учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики.- М.: Просвещение.
6.
Башмаков М.И. Математика в кармане "Кенгуру". Международные математические
олимпиады. - М.: Дрофа, 2011.
7.
Агаханов Н.Х. Математика. Районные олимпиады. 6-11 классы. - М.: Просвещение, 2010.
8.
Агаханов Н.Х. Математика. Областные олимпиады. 8-11 классы.- М.:Просвещение, 2010.
9.
Галкин Е.В. Задачи с целыми числами. 7-11 классы: пособие для учащихся
общеобразоват.учреждений. - М.: Просвещение, 2012.
9