Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «МАОУ «Лицей № 21»
(МАОУ "Лицей № 21")
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
руководителем кафедры
предметов гуманитарного
цикла и гражданскопатриотического
воспитания
заместителем директора по
учебно-методической
работе
директором МАОУ "Лицей
№21"
(протокол НМС от
30.08.2024 №1)
(приказ от 30.08.2024
№80/3)
(протокол от 29.08.2024
№1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Разноаспектный анализ текста»
для обучающихся 10-11 классов
Артемовский, 2024
Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности
«Разноаспектный анализ текста»
Программа обеспечивает достижение выпускниками средней школы определённых личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое
и настоящее многонационального народа России, уважение государственных
символов (герб, флаг, гимн);
- гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок,
обладающего
чувством
собственного
достоинства,
осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном
мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии,
дискриминации
по
социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, проектной и
других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;принятие и реализацию ценностей
здорового
и
безопасного
самосовершенствовании,
образа
занятиях
жизни,
потребности
в
спортивно-оздоровительной
физическом
деятельностью,
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное,
ответственное
и
компетентное
отношение
к
физическому
и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических
процессов
на
состояние
природной
и
социальной
среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных
целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных
ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
способность
и
готовность
к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей
разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований
эргономики,
техники
безопасности,
гигиены,
ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные
языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения;
разговорная речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного,
публицистического,
официально-делового
стилей
и
разговорной
речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст,
типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в
речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
-
проведение
различных
видов
анализа
слова
(фонетический,
морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным
разновидностям
языка,
особенностей
языкового
оформления,
использования
выразительных средств языка;
-
понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической
и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.
Содержание
10 КЛАСС
РАЗДЕЛ I
Разноаспектный анализ текста. (18 часов)
Формы организации: беседа, практикум, игра «На лингвистической конференции»,
устное выступление, лекция с элементами беседы, семинар, исследование текста.
Виды деятельности: выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации,
оценка будущих слушателей/читателей, предстоящей речевой обстановки, осознание
цели будущего высказывания (письменного или устного), работа над содержанием
речи: сбор и систематизация материала для будущего высказывания, анализ
литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, Интернетпубликаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых),
тезисов, аннотаций и т.п., конспектирование лекций учителя на заданную тему,
особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух, организация
самостоятельной поисковой деятельности с использованием ресурсов Интернета в
процессе подбора материала по теме выступления.
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)
Место стилистики в системе наук языкознания. Задачи стилистики текста.
Практическая стилистика. Формирование коммуникативных единиц.
НПР. Нормы словоупотребления. Категория «высокого» и «низкого».
НПР. Стилистические нормы.
Функционально-смысловые типы текста: описание, повествование, рассуждение
Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов).
Свойства русского словообразования. Стилистические приемы, основанные на
значимости морфемы. Словообразовательный повтор как стилистическое средство.
Виды словообразовательных повторов.
Звуковая речь как основная форма существования языка. Особенности звуковой
организации текста. Интонация как ритмико-мелодическая сторона звучащей речи.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс.
Звукопись.
НПР. Нормы орфоэпии
Троп как образное употребление слова в переносном значении. Основные виды
тропов.
Стилистическое использование различных значений многозначных слов. Виды
омонимов, их экспрессивное использование для усиления изобразительности.
Стилистическое употребление синонимов и антонимов в художественной речи.
Антитеза и оксюморон и языковые средства их создания.
Экспрессивное использование пословиц, поговорок, литературных цитат (крылатых
слов) в тексте.
НПР. Нормы словоупотребления
НПР. Нормы орфоэпии
РАЗДЕЛ II
Сочинение. Жанры сочинений. (16 часов)
Формы организации: беседа, практикум, устное выступление, лекция с элементами
беседы, семинар, исследование текста, конференция, конкурс.
Виды деятельности: сопоставление собственного взгляда с мнениями, отраженными
в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме,
выделение главной и второстепенной информации, отбор наиболее удачных и ярких
доказательств основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого
общения, развитие основной мысли в письменном и устном высказывании,
систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление
предварительного плана, продумывание композиции высказывания: вступления,
главной части, заключения, использование специфических средств письма для точной
передачи мысли; абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др., работа над
точностью и правильностью речевого высказывания.
Тема 1. Анализ текста. (4 часа)
Основные признаки текста. Смысловая цельность (единство темы, наличие основной
мысли и ее развитие). Структурная связность. Детальность.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов) Порядок работы
над сочинением. Объем и содержание темы.
Структура главной части сочинения-рассуждения. Понятие о доказательстве.
Составные части доказательства.
Вступительная и заключительная части сочинения-рассуждения. Рассуждениеопровержение.
Рассуждение на историко-литературную тему. Очерк. Дневник. Эпистолярный жанр.
Практические работы:
1) написание сочинений
2) редактирование.
11 КЛАСС
РАЗДЕЛ I
Разноаспектный анализ текста. (18 часов)
Формы организации: беседа, практику, устное выступление, лекция с элементами
беседы, семинар, исследование текста, конференция, дискуссия.
Виды деятельности: выбор коммуникативной стратегии: анализ речевой ситуации,
оценка будущих слушателей/читателей, предстоящей речевой обстановки, осознание
цели будущего высказывания (письменного или устного), работа над содержанием
речи: сбор и систематизация материала для будущего высказывания, анализ
литературы по теме: составление библиографии, отбор книг, статей, Интернетпубликаций по теме; их чтение и составление конспектов (полных или сжатых),
тезисов, аннотаций и т.п., конспектирование лекций учителя на заданную тему,
особенности письменной передачи текста, воспринимаемого на слух, организация
самостоятельной поисковой деятельности с использованием ресурсов Интернета в
процессе подбора материала по теме выступления.
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)
НПР. Нормы словоупотребления. НПР. Стилистические нормы.
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы
связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические
средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов)
Изобразительно-выразительные
средства
языка,
оформляющие
описание
и
средств,
оформляющих
описание
и
рассуждение.
Анализ
изобразительно-выразительных
рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы,
антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные
синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие
(эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота,
олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор,
анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос,
риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
НПР.:Нормы словоупотребления
НПР. Нормы орфоэпии
РАЗДЕЛ II
Сочинение-рассуждение на основе текста. (16 часов)
Формы организации: беседа, практикум, устное выступление, лекция с элементами
беседы, семинар, исследование текста, дискуссия, проект.
Виды деятельности: сопоставление собственного взгляда с мнениями, отраженными
в прочитанных текстах, в прослушанных выступлениях, докладах, лекциях по теме,
выделение главной и второстепенной информации, отбор наиболее удачных и ярких
доказательств основной мысли в соответствии с целью и ситуацией речевого
общения, развитие основной мысли в письменном и устном высказывании,
систематизация и структурирование собранного по теме материала, составление
предварительного плана, продумывание композиции высказывания: вступления,
главной части, заключения, использование специфических средств письма для точной
передачи мысли; абзац, знаки препинания, заглавные буквы и др., работа над
точностью и правильностью речевого высказывания.
Тема 1. Анализ текста. (4 часа) Содержание исходного текста.
Тексты
научно-популярного,
публицистического,
разговорного стиля.
Анализ
композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов) Вступление к
сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения. Тренировочные
сочинения.
Практические работы:
1)
написание сочинений
2)
редактирование
Тематическое планирование
Тема
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста (8
ч)
1
Место стилистики в системе наук языкознания.
1
2
Задачи стилистики текста. Практикум.
1
3
Практическая стилистика.
1
4
Лексические средства организации текста. Формирование
1
коммуникативных единиц. НПР. Нормы словоупотребления
5
Морфологические средства организации текста. Формирование 1
коммуникативных единиц.
6
Синтаксические средства организации текста. Формирование
1
коммуникативных единиц.
7
1
Стили речи. Категория «высокого» и «низкого».
Стилистические нормы. Устное выступление.
8
Функционально-смысловые
типы
текста:
1
описание,
повествование, рассуждение.
Тема 2. Лингвистический анализ текста (9 ч)
9
Свойства
русского
словообразования,
определяющие
его
1
богатство и разнообразие, безграничные возможности для
словотворчества.
10
11
Стилистические приемы, основанные на значимости морфемы.
Словообразовательный повтор как стилистическое средство. Виды
1
1
словообразовательных повторов.
12
Наблюдение
за
использованием
различных
1
словообразовательных средств в изобразительных целях.
Фонетический,
интонационный,
графический,
словообразовательный анализ и выразительное чтение текста.
13
Звуковая речь как основная форма существования языка.
Особенности звуковой организации текста. Интонация как
ритмико-мелодическая сторона звучащей речи.
1
Фонетические
средства
выразительности:
аллитерация,
ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись. Нормы орфоэпии.
14
Троп как образное употребление слова в переносном значении.
1
Основные виды тропов.
15
Стилистическое использование различных значений многозначных
1
слов. Виды омонимов, их экспрессивное использование для
усиления изобразительности. Исследование.
16-
Стилистическое
употребление синонимов и
антонимов в
17
художественной речи. Антитеза и оксюморон и языковые
2
средства их создания. Экспрессивное использование пословиц,
поговорок, литературных цитат (крылатых слов) в тексте.
Тема 3. Анализ текста. (3 часа)
18
Основные признаки текста. Смысловая цельность (единство
1
темы, наличие основной мысли и ее развитие).
19
Основные признаки текста. Структурная связность.
1
20
Основные признаки текста. Членимость.
1
Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (13
ч)
21
Порядок работы над сочинением. Объем и содержание темы.
1
22
Вступительная и заключительная части сочинения- рассуждения.
1
23
Структура главной части сочинения-рассуждения. Понятие о
1
доказательстве. Составные части доказательства.
24
Составление плана сочинения-рассуждения.
1
25
Рассуждение-опровержение.
1
26
27-28
Рассуждение на историко-литературную тему.
Структура сочинения-описания
1
2
29-30
Структура сочинения-повествования. Дневник.
2
31
Эпистолярный жанр.
1
32-33
Тренировочные сочинения. Конкурс.
2
34
Обобщающее занятие.
1
11 класс
Тема 1.Стилистический и типологический анализ текста (8ч)
1
2
1
Текст. Тема и основная мысль текста.
Средства
связи
между
частями
текста
Способы
связи
1
предложений в тексте.
3
Выделение микротем в тексте. Практикум.
4
Лексические
средства
организации
1
текста.
Нормы
1
словоупотребления.
5
Морфологические средства организации текста
1
6
Синтаксические средства организации текста
1
7
Стили речи. Стилистические нормы
1
8
Типы речи
1
Тема 2. Лингвистический анализ текста (9 ч)
9
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие
1
описание и рассуждение
10
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих
1
описание и рассуждение. Практикум.
11
Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика
1
ограниченного употребления. Фразеологизм.
12
Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные
1
антонимы
13
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс,
1
эвфония, диссонанс. Звукопись
14-
Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония,
15
гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный
2
символ, паронимы. Практикум.
16-
Стилистические
фигуры:
градация,
антитеза,
оксюморон,
17
лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис,
2
умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.
Практикум.
Тема 3. Анализ текста. (3 ч)
18
Содержание исходного текста
1
19
Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов
1
научного,
публицистического,
разговорного
стилей.
Исследование.
20
Рецензия. Эссе.
1
Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения.
(13ч)
21
Формулировка задания части С ЕГЭ по русскому языку.
1
Критерии проверки и оценки заданий с развернутым ответом.
22
Этапы выполнения задания с развернутым ответом.
1
23
Что такое проблема текста? Проблемы в художественных и
1
публицистических текстах.
24
Определение
авторской
позиции.
Круг
рассматриваемых
1
Языковой анализ текста как способ определения авторской
1
вопросов в тексте.
25
позиции. Практикум.
26
Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении.
1
27
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи
1
предложений.
28
Вступление
к
сочинению.
Разные
способы
построения
1
Основная часть сочинения. Определение собственного мнения
1
вступления к сочинению.
29
по проблеме, аргументация своей позиции.
30
Основная часть сочинения. Определение собственного мнения
1
по проблеме, аргументация своей позиции.
31
Заключительная часть сочинения. Цель и форма заключения.
1
32
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
1
изложения.
33
Обобщающее занятие.
1
34
Резерв
1
Итого
34