Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «МАОУ «Лицей № 21»
(МАОУ "Лицей № 21")
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
руководителем кафедры
предметов гуманитарного
цикла и гражданскопатриотического
воспитания
заместителем директора по
учебно-методической
работе
директором МАОУ "Лицей
№21"
(протокол НМС от
30.08.2024 №1)
(приказ от 30.08.2024
№80/3)
(протокол от 29.08.2024
№1)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Основы физической подготовки»
для обучающихся 10-11 классов
Артемовский, 2024
2
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность является взаимодополняющим компонентом базового
образования и объединяет все виды деятельности школьников, направленных на
формирование нравственных ориентиров, этнокультурной компетенции, социализации
личности.
Таким образом, основными задачами организации форм внеурочной деятельности
по
физической
культуре
являются
следующие:
1. Расширять и углублять знания по физической культуре, и связанные с ними
практические
умения.
2. Формировать потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
3. Выявлять и развивать у учащихся интеллектуальные и творческие способности.
Цель программы:
Подготовка обучающихся к сдаче Всероссийского комплекса норм ГТО путём
совершенствования своего физического умения.
Задачи:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение
функциональных возможностей организма;
-
формирование
культуры
движений,
обогащение
двигательного
опыта
физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном
развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивнооздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими
упражнениями;
-воспитание личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и
сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
-спортивная подготовка к соревнованиям.
Для 10-11 класса программа составлена с уклоном на развитие Общей физической
подготовки и укрепление здоровья.
Цель: создание оптимальных условий для разностороннего развития личности
обучающихся и формирование потребности у обучающихся вести здоровый образ жизни.
3
Задачи:
●
создание в лицее условий, содействующих сохранению и укреплению
физического и психического здоровья обучающихся средствами физической культуры и
спорта;
●
обеспечение взаимодействия
учебного
и
вне
учебного
процессов
физического воспитания для освоения ценностей физической культуры, удовлетворения
потребностей обучающихся в занятиях физическими упражнениями, спортом и туризмом;
●
формирование физической культуры личности обучающегося с учетом его
индивидуальных способностей, состояния здоровья и мотивации;
●
дальнейшее развитие системы спортивных секций, объединений и кружков;
●
проведение
мероприятий
по
профилактике
асоциального
поведения
обучающихся средствами физической культуры и спорта;
●
постоянное улучшение условий для организации спортивно-массовой
работы; оснащение учебно-тренировочного процесса спортивным оборудованием и
инвентарем.
Актуальность программы состоит в том, чтобы привлечь наибольшее количество
обучающихся лицея к участию в сдаче норм ВФСК ГТО, а также положительно
мотивировать к увеличению двигательной активности через желание улучшить свои
результаты при сдаче норм ГТО, вовлекать обучающихся в различные спортивные секции
и кружки. Одним, из важнейших направлений работы по вовлечению и приобщению детей
к регулярным занятиям физической культурой и спортом считаем пропаганду внедрения
ВФСК ГТО, т.к
его
целью
являются
укрепление
здоровья, гармоничное и
всестороннее развитие личности, воспитание патриотизма. Современный комплекс
«Готов к труду и обороне» (ГТО) — полноценная программная и нормативная основа
физического воспитания населения страны, нацеленная на развитие массового спорта и
оздоровление нации. Подготовка к выполнению государственных требований комплекса
ГТО обеспечивается систематическими занятиями физической культурой по программам
физического воспитания.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями к результатам освоения курса внеурочной
деятельности
основного
общего
образования
Федерального
государственного
образовательного стандарта данная рабочая программа «Общая физическая подготовка ОФП»
для
10-11
класса
направлена
на
достижение
учащимися
метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
личностных,
4
Предметные результаты
• понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных
качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении
индивидуального здоровья;
• овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение
умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для
самостоятельных
систематических
занятий
с
различной
функциональной
направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и
лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать
содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
• приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий
физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики
травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение
опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической
культурой, форм активного отдыха и досуга;
• расширение опыта организации и мониторинга физического развития и
физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой
развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и
определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством
использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять
индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её
воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями
с разной целевой ориентацией;
•
формирование
оздоровительных
и
умений
корригирующих
выполнять
упражнений,
комплексы
общеразвивающих,
учитывающих
индивидуальные
способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение
основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых
видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и
соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений,
ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных
возможностей основных систем организма.
5
• знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном
их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их
целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и
профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации
здорового образа жизни.
• способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации
совместных занятий физическими упражнениями, доброжелательное и уважительное
отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей,
состояния здоровья;
• умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им
помощь при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно
оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по
команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать
правила игры и соревнований.
• способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания
по технической и физической подготовке;
• умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями
разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий,
спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• умение организовывать и проводить самостоятельные занятия по базовым видам
школьной
программы,
подбирать
физические
упражнения
в
зависимости
от
индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
• умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических
упражнений по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы
физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных
особенностей физического развития;
• умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры
движений
при
выполнении
упражнений
разной
направленности
(на
развитие
координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в
зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития,
6
осанки, показателями основных физических способностей, объективно их оценивать и
соотносить с общепринятыми нормами и нормативами.
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, умело
применяя соответствующие понятия и термины;
• умение определять задачи занятий физическими упражнениями, включёнными в
содержание школьной программы, аргументировать, как их следует организовывать и
проводить;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта,
проводить занятия в качестве командира отделения, капитана команды, владея
необходимыми информационными жестами.
• способность отбирать физические упражнения, естественные силы природы,
гигиенические факторы в соответствии с их функциональной направленностью, составлять
из них индивидуальные комплексы для осуществления оздоровительной гимнастики,
использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения
физической подготовленности;
• способность составлять планы занятий с использованием физических упражнений
разной педагогической направленности, регулировать величину физической нагрузки в
зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
• умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплению
осваиваемых на уроке новых двигательных действий и развитию основных физических
(кондиционных и координационных) способностей, контролировать и анализировать
эффективность этих занятий, ведя дневник самонаблюдения.
Метапредметные результаты
•
умение
самостоятельно
определять
цели
своего
обучения,
ставить
и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
7
возможности её решения;
•
владение
основами
самоконтроля,
самооценки,
принятия
решений
и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками;
• умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
• умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности.
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,
проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты
совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать
собственную точку зрения, доводить её до собеседника.
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий
физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
• владение
умениями выполнения двигательных
действий и физических
упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их
использовать в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурнооздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья,
физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок,
использования этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм
занятий.
Личностные результаты
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
• знание истории физической культуры своего народа, своего края как части
наследия народов России и человечества;
8
• усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества;
• воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений,
с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира;
• готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
• участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и
экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
9
• способность управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и
взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и
соревнований;
• способность принимать активное участие в организации и проведении
совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий;
• владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из
спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе
уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
•
умение
планировать
режим
дня,
обеспечивать
оптимальное
сочетание
умственных, физических нагрузок и отдыха;
•
умение
проводить
туристские
пешие
походы,
готовить
снаряжение,
организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную
одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
Владение умениями:
— в циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью
пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин
(мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершатьпрыжок
в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом
«перешагивание»; проплывать 50 м;
— в метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с
разбега (10—12 м) с использованием четырёхшажного варианта бросковых шагов с
соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с 3 шагов разбега в
горизонтальную и вертикальную цели с 10— 15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по
медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м;
— в гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из
четырёх элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки);
опорные прыжки через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); комбинацию
движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести
элементов, или комбинацию, состоящую из шести гимнастических элементов; выполнять
акробатическую комбинацию из четырёх элементов, включающую кувырки вперёд и
10
назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперёд и назад в
полу шпагат, «мост» и поворот в упор стоя на одном колене (девочки);
— в спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощённым
правилам);
• демонстрировать результаты не ниже, чем средний уровень основных физических
способностей;
• владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно
выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы,
гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения
упражнений;
• владеть способами спортивной деятельности: участвовать в соревновании по
легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега,
метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта;
• владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями:
соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и
личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих
недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность,
выдержку и самообладание
Возраст группы – 10 -11 класс
Кол-во часов – 34 часа в год
Формы подведения итогов реализации программы
●
участие в муниципальных, региональных, областных соревнованиях;
●
сдача контрольных нормативов по уровню физической подготовленности
воспитанников в начале и в конце учебного года;
●
повышения уровня физической подготовленности воспитанников.
●
сдача нормативов комплекса ГТО
11
Учебно-тематическое планирование по курсу внеурочно деятельности
«Общая физическая подготовка – ОФП»
на уровне среднего общего образования
10 класс
Занятие
Разделы и темы программы
Количество
часов
1
Вводное занятие. Т.Б на улице и в спортивном зале. Физическая 1
культура и спорт в России. Влияние физических упражнений на
организм занимающихся.
2
ГТО беговые виды (испытание для оценки подготовленности)
2
3
Забег «Кросс Нации» в МАУО «Лицей №21»
2
4
Полоса препятствий.
1
5
ГТО зальные испытания ( для оценки подготовленности)
4
6
ОФП по круговой системе
5
7
Силовая тренировка
3
8
Лыжный забег «Лыжня России- 2025» в МАУО «Лицей №21»
1
9
Метание на дальность и на меткость
2
10
Комбинация движений с предметом
2
11
ОФП по круговой системе
3
12
Русский силомер
1
13
КроссFit (функциональные испытания)
2
14
Эстафета посвященная Дню победы в МАУО «Лицей №21»
1
15
Полоса препятствий.
1
16
ГТО зальные испытания ( для оценки подготовленности)
3
Количество часов за год
34
12
Учебно-тематическое планирование по курсу внеурочно деятельности
«Общая физическая подготовка – ОФП»
на уровне основного общего образования
11 класс
Занятие
Разделы и темы программы
Количество
часов
1
Вводное занятие. Т.Б на улице и в спортивном зале. Физическая 1
культура и спорт в России. Влияние физических упражнений на
организм занимающихся.
2
ГТО беговые виды (испытание для оценки подготовленности)
2
3
Забег «Кросс Нации» в МАУО «Лицей №21»
2
4
Полоса препятствий.
1
5
ГТО зальные испытания ( для оценки подготовленности)
4
6
ОФП по круговой системе
5
7
Силовая тренировка
3
8
Лыжный забег «Лыжня России- 2025» в МАУО «Лицей №21»
1
9
Метание на дальность и на меткость
2
10
Комбинация движений с предметом
2
11
ОФП по круговой системе
3
12
Русский силомер
1
13
КроссFit (функциональные испытания)
2
14
Эстафета посвященная Дню победы в МАУО «Лицей №21»
1
15
Полоса препятствий.
1
16
ГТО зальные испытания ( для оценки подготовленности)
3
Количество часов за год
34
13
Материально-техническое обеспечение:
1.
Гимнастическая скамейка.
2.
Метровая лента
3.
Мат гимнастический
4.
Лыжный инвентарь
5.
Малый мяч весом 150г
6.
Перекладина переносная
7.
Мячи: волейбольный, футбольный, баскетбольный, набивные.
8.
Шведская лестница
Учебно-методическое обеспечение:
1.
Государственная программа РФ «Развитие образования на 2018-2025 г.»
2.
ФГОС нового поколения.
3.
Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РФ»
4.
В.С Кузнецов, Г.А Колодницкий « Внеурочная деятельность Подготовка к сдаче
комплекса ГТО» - М.: Просвещение, 2016.
5.
Физическая
культура
(Физкультурно-оздоровительная
работа
в
школе):
Методическое пособие под редакцией В.С Кузнецова, Г.А. Колодницкого – М.
«Издательство НЦ ЭНАС» 2003.
6.
Колодницкий Г. А., В. С. Кузнецов, М. С. Маслов: «Внеурочная деятельность
учащихся. Легкая атлетика (Серия "Работаем по новым стандартам") [Текст] / » М.,
«Просвещение» - 2011 г .2.Любомирский Л.Е., Мейксон Г.Б., Лях В.И. Внеклассная
физическая культура. Просвещение. 2005 г.
7.
Лях В.И., Мейксон Г.Б. Соблюдая основополагающие принципы.- М.: Школа-
Пресс, 2007.
8.
Лях В.И. Принципы развития двигательных способностей детей школьноговозраста.
-М.: Школа-Пресс, 2010.
9.
Лях В.И. Развитие двигательных способностей школьников при помощи игр и
спорт.праздников: Основы тестирования и методики развития. - М.: Школа-Пресс, 2007.6.
14
Психология:
Учебник
для
институтов
физической
культуры
/
Под
общ.ред.
В.М.Мельникова. - М.: Физкультура и спорт.
10.
Х.Алабин В. Г. Организационно-методические основы многолетней тренировки
юных легкоатлетов: Учебное пособие.-Челябинск, 2007.