Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «МАОУ «Лицей № 21»
(МАОУ "Лицей № 21")
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
руководителем кафедры
естественнонаучного цикла
заместителем директора по
учебно-методической
работе
директором МАОУ "Лицей
№21"
(протокол от 29.08.2024
№1)
(протокол НМС от
30.08.2024 №1)
(приказ от 30.08.2024
№80/3)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЕГЭ на 100. Химия.»
для обучающихся 10 классов
Артемовский, 2024
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для учащихся 10 классов и рассчитана на 34 часа.
К этому времени пройдена программа общей и неорганической химии, учащиеся в
основном курсе уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает
возможность закрепить полученные знания; обратить внимание на особенности строения
и свойств органических веществ, их взаимосвязь и взаимопревращения, на типологию
расчетных задач. При разработке программы курса большинство задач и упражнений
взято из методических указаний ФИПИ по подготовке к ЕГЭ. Основной целью подготовки
к ЕГЭ является овладение навыками выполнения наиболее сложных заданий, знание
окислительно-восстановительных реакций, основных классов органических соединений, а
также алгоритмы решения основных типов расчетных задач. Уровень базовый и
повышенный.
Данный курс позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся и начать
целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии. Данный курс
содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной
работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов и важнейших
понятий.
Цель программы - развитие интеллектуального и творческого потенциала детей
на основе формирования операционных способов умственных действий по решению
теоретических и практических задач в области химии.
Задачи программы
Образовательные:
1.
Формирование умений и знаний при решении основных типов задач по
химии;
2.
Формирование практических умений при решении экспериментальных задач
на распознавание веществ;
3.
Повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также
научных фактов, образующих химическую науку.
Вспомогательные:
1.
Создание педагогических ситуаций успешности для повышения
собственной самооценки и учащихся в глазах сверстников, педагогов и родителей;
2.
Формирование познавательных способностей в соответствии с логикой
развития химической науки;
3.
Действие в профориентации школьников.
Развивающие:
1.
Развивать у школьника умение выделять главное, существенное в изученном
материале, сравнивать, обобщать изученные факты, логически излагать свои мысли при
решении задач;
2.
Развивать самостоятельность, умение преодолеть трудности в учении;
3.
Развивать эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления,
занимательности, парадоксальности;
4.
Развивать практические умения учащихся при выполнении практических
экспериментальных задач.
Перечисленные задачи охватывают широкий круг проблем воспитания и
дополнительного образования школьника, решение и реализация которых необходимы
для достижения поставленной цели.
Методическое обеспечение программы
Формы занятий: индивидуальная и групповая работа; анализ ошибок;
самостоятельная работа; соревнование; зачет; межпредметные занятия; практические
занятия, экспериментальная работа; конкурсы по составлению задач разного типа;
конкурсы по защите составленных учащимися задач.
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса: объяснение;
работа с книгой; беседа; демонстрационный показ; упражнения; практическая работа;
решение типовых задач; методы — частично-поисковый, исследовательский,
лабораторный, индивидуального обучения; составление разного типа задач и
комплектование их в альбом для использования на уроках химии; приготовление
растворов веществ определенной концентрации для использования их на практических
работах по химии.
Оборудование: компьютеры, технические средства обучения (ТСО); наборы
химических веществ по неорганической и органической химии, для химического анализа;
химическое оборудование и химическая посуда.
Дидактический материал: карточки; пособия с разными типами задач и
тестами; пособия для проведения практических работ.
Основные формы подведения итогов и оценка результатов обучения:
семинары; экспериментальная и практическая работа; участие в олимпиадах и
интеллектуальных мероприятиях; смотр знаний и т.д.
Содержание
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Задачи 3-го года
обучения. Тематика занятий. Взаимосвязь неорганической химии с органической.
Органические вещества.
Т е м а «Нахождение молекулярной формулы органического вещества».
Способы нахождения молекулярной формулы вещества: по массовым долям входящих в
него химических элементов; по относительной плотности данного газообразного вещества
по какому-либо газу и массе (объему, количеству вещества) продуктов сгорания.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь : решение задач нахождение молекулярной формулы
вещества.
Т е м а «Решение задач по химическим уравнениям с участием органических
веществ».
Особенности протекания химических реакций с участием органических веществ,
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь : решение задач на нахождение массы, количества
вещества, объема продуктов реакции по массе, количеству вещества, объему исходных
веществ; на нахождение массы продуктов реакции, если известны массы всех исходных
веществ (задачи на избыток); нахождение массы или объема продуктов реакции по
известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.
Т е м а «Генетическая связь между основными классами органических
соединений. Генетическая связь органических и неорганических веществ». Основные
классы органических соединений. Химические свойства и основные способы получения
органических веществ. Основные способы перехода одного класса к другому. Пути
перехода от органических веществ к неорганическим.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь : решение задач на цепочки превращений;
экспериментальное осуществление отдельных фрагментов цепочек превращений;
составление цепочек превращений и обсуждение рациональных способов перехода от
одного класса веществ к другому.
Тема
«Окислительно-восстановительные
реакции».
Особенности
окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ. Расстановка
коэффициентов в них методами электронного баланса.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь : расстановка коэффициентов в уравнениях реакций
с
участием
органических
веществ;
составление
уравнений
окислительновосстановительных реакций.
Т е м а «Качественные реакции на органические вещества». Качественные
реакции на алканы, непредельные углеводороды, одноатомные предельные спирты,
многоатомные спирты, фенолы, альдегиды, карбоновые кислоты (особенность
муравьиной кислоты), белки, жиры, углеводы.
П р а к т и ч е с к а я ч а с т ь : решение экспериментальных задач на определение
органических веществ в растворе; получение мыла в лаборатории.
Итоговое занятие. Обобщение материала по решению задач с участием
органических веществ, обсуждение сборника задач по органической химии и его защита.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тематическое планирование
Тема занятий
Всего
часов
Вводное занятие
1
Нахождение молекулярной формулы
6
органического вещества
Нахождение молекулярной формулы вещества по
3
массовым долям входящих в него химических
элементов
Нахождение молекулярной формулы
2
газообразного вещества по массе (объему,
количеству вещества) продуктов сгорания и
плотности его паров по какому-либо другому газу
Индивидуальная консультация
1
Решение задач по химическим
9
уравнениям с участием органических
веществ
Нахождение массы (объема) продукта реакции по
3
массе (объему) исходного органического
вещества, содержащего примеси (на примере
алканов, алкенов, алкадиенов, алкинов)
Решение задач повышенного уровня
3
Решение задач на избыток одного из веществ
2
Индивидуальная консультация
1
Генетическая связь между основными
13
классами органических соединений.
Генетическая связь органических и
неорганических веществ
Осуществление цепочки превращений, решение
2
Теория,
ч
2
Практика,
ч
1
3
1
2
1
1
3
1
6
1
2
1
1
5
2
1
1
8
1
1
10
11
12
13
14
15
16
по ней экспериментальных задач* (на примере
углеводородов)
Осуществление цепочки превращений, решение
по ней экспериментальных задач* (на примере
кислородсодержащих органических веществ)
Осуществление цепочки превращений,
связывающей органические и неорганические
вещества. Решение по ней экспериментальных
задач
Осуществление цепочки превращений, решение
по ней экспериментальных задач* (на примере
азотсодержащих веществ)
Индивидуальная консультация
Окислительно-восстановительные
реакции
Расстановка коэффициентов в окислительновосстановительных реакциях с участием
органических веществ методами электронного
баланса
Качественные реакции на органические
вещества
Определение органических веществ с помощью
качественных реакций (алканы, непредельные
углеводороды, одноатомные предельные спирты,
многоатомные спирты, фенолы, альдегиды,
карбоновые кислоты (особенность муравьиной
кислоты), белки, жиры, углеводы)
Решение экспериментальных задач по
органической химии
2
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
3
1
2
4
4
1
1
1
1
1
17
Индивидуальная консультация
1
18
Итоговое занятие
2
1
1
Итого: 34 часов
Ожидаемые результаты
После прохождения программы школьники должны
по т е м е «Нахождение молекулярной формулы органического
вещества»:
1. знать об особенностях строения органических веществ, их многообразии и
свойствах;
2. уметь находить молекулярную формулу органического вещества по массовым
долям входящих в него химических элементов, по массе (объему, количеству вещества)
продуктов сгорания и относительной плотности его паров по какому-либо другому газу;
по т е м е «Решение задач по химическим уравнениям с участием
органических веществ»:
1.
знать особенности химических процессов с участием органических
веществ;
2.
уметь
- производить расчеты по химическому уравнению;
- составлять задачи с участием органических веществ на нахождение массы, объема, количества вещества продукта реакции или исходного вещества, на примеси, выход
продукта, избыток одного из исходных веществ;
по т е м е
«Генетическая связь между основными классами
органических соединений. Генетическая связь органических и неорганических
веществ»:
1.
знать химические свойства и способы получения органических веществ;
2.
уметь
- решать и составлять цепочки превращений с участием органических веществ;
- решать различные виды задач по цепочкам превращений с использованием
органических веществ;
- уметь решать и составлять задачи по цепочкам превращений, которые указывают
на взаимосвязь неорганических веществ с органическими;
по т е м е «Окислителъно-восстановителъные реакции»:
уметь
- расставлять коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных
реакций с участием органических веществ методом электронного баланса;
- составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;
по т е м е «Качественные реакции на органические вещества»:
1.
знать
- технику безопасности при работе с органическими веществами;
- реагенты и методы проведения качественных реакций на различные
органические вещества;
2.
уметь
- проделывать качественные реакции;
- применять полученные знания при решении и составлении экспериментальных
задач на определение органических веществ в растворе;
- работать с химическими веществами и химическим оборудованием.
Кроме вышеперечисленного школьники учатся учиться, у них расширяется
кругозор, повышается уровень интеллекта.