Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «МАОУ «Лицей № 21»
(МАОУ "Лицей № 21")
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
руководителем кафедры
предметов естественнонаучного цикла
заместителем директора по
учебно-методической
работе
директором МАОУ "Лицей
№21"
(протокол от 29.08.2024
№1)
(протокол НМС от
30.08.2024 №1)
(приказ от 30.08.2024
№80/3)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Школа выпускника. Биология»
для обучающихся 9-х классов
Артемовский, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Школа выпускника. Биология»
составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных
в ФГОС ООО, федеральной рабочей программы воспитания, а также
требованиями документов, определяющих структуру и содержание
контрольных измерительных материалов основного государственного
экзамена 2025 года (кодификатор, спецификация, демоверсия).
Программа направлена на подготовку к успешной сдаче ГИА ОГЭ.
Содержание программы направлено на повторение и актуализацию
личностных результатов освоения основной образовательной программы по
ФГОС 2021 г. в части физического (осознание последствий и неприятие
вредных привычек и иных форм вреда для физического и психического
здоровья и др.), трудового (интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания и др.), экологического (ориентация на применение знаний
из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды и др.) воспитания, а также принятия ценности научного
познания (ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой и др.
Подготовка к ОГЭ по биологии учитывает специфику предмета, его цели
и задачи, а также достижения выпускниками метапредметных и предметных
результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования.
При подготовке к выполнению заданий, помимо предметных знаний,
умений, навыков и способов познавательной деятельности, востребованы
также универсальные учебные познавательные, коммуникативные и
регулятивные (самоорганизация и самоконтроль) действия.
Общее число часов, отведенных для курса внеурочной, составляет 33
часа (1 час в неделю)
Планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности «Школа выпускника. Биология».
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы
обучающимися
отражают
готовность
обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности.
Содержание и результаты выполнения заданий ОГЭ связаны в том числе
с достижением следующих личностных результатов освоения основной
образовательной программы.
В части физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:
– осознание ценности жизни;
– осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления
алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
– соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде;
– способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
– умение принимать себя и других, не осуждая;
– умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием;
– сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
В части трудового воспитания:
– интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
– осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого;
– уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В части экологического воспитания:
– ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
– повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
– активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
– осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
В части принятия ценности научного познания:
– ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
– овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира;
– овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание
Нормативно-правовое обеспечение. Демоверсия КИМ по биологии,
структура работы, типология заданий.
Биология как наука. Методы биологии
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной
картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых
объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение
биологических объектов.
Признаки живых организмов.
Клеточное строение организмов как доказательство их родства,
единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушение в строении и
функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы
– неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и
изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление
изменчивости организмов. Приёмы выращивания и размножения растений и
домашних животных, ухода за ними.
Система, многообразие и эволюция живой природы
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и
собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений,
животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека
и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и
собственной деятельности.
Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и
собственной деятельности. Многообразие и значение растений в природе и
жизни человека. Растение – целостный организм (биосистема). Водоросли –
низшие растения. Высшие споровые растения. Отдел Голосеменные. Отдел
Покрытосеменные (Цветковые).
Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и
собственной деятельности. Многообразие и классификация животных.
Значение простейших в природе и жизни человека. Тип Моллюски и их
значение в природе и жизни человека. Общая характеристика типа
Членистоногие и их значение в природе и жизни человека. Значение рыб в
природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов. Значение
земноводных в природе и жизни человека. Значение пресмыкающихся в
природе и жизни человека. Значение птиц в природе и жизни человека.
Птицеводство. Происхождение и значение млекопитающих.
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник
учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата
эволюции
Человек и его здоровье
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения
и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция
процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс.
Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны.
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
Дыхание. Система дыхания Дыхательная система: строение и функции.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови.
Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы:
строение, функции. Обмен веществ и превращение энергии в организме
человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система
выделения Мочевыделительная система: строение и функции. Покровы тела и
их функции. Роль кожи в процессах терморегуляции. Поддержание
температуры тела.
Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у
человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Опора и движение. Опорно-двигательная система: строение, функции.
Скелет человека. Мышцы и их функции.
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их
строение и функции.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность
Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение.
Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая
природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память,
эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность
восприятия, словесно логическое мышление, способность к накоплению и
передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных,
творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности.
Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер.
Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа
жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей,
волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание,
двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная
организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска:
несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя
и наркотиков, стресс, вредные условия труда и др. Инфекционные
заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные
заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение
инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых
ядовитыми
растениями
и
грибами;
заболеваний,
вызываемых
паразитическими животными и животными – переносчиками возбудителей
болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха.
Приёмы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении
некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным
газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного
аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления
организмов
к
различным
экологическим
факторам.
Популяция.
Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз,
паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная
организация живой природы. Роль производителей, потребителей и
разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в
природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности
агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере.
Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других
людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние
собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Тема урока
Нормативно-правовое обеспечение ГИА. Демоверсия КИМ по
биологии.
Роль биологии в формировании современной естественно-научной
картины мира, в практической деятельности людей. Методы
изучения
живых
объектов.
Биологический
эксперимент.
Наблюдение, описание, измерение биологических объектов
Клеточное строение организмов как доказательство их родства,
единства живой природы.
Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Царство Грибы.
Царство Растения. Строение, физиология растений.
Царство Растения. Систематика. Многообразие растений
Царство Животные. Беспозвоночные.
Царство Животные. Позвоночные.
Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.
Сходство человека с животными и отличие от них.
Размножение и развитие организма человека.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организма. Нервная система.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организма. Эндокринная система.
Опора и движение.
Внутренняя среда.
Транспорт веществ.
Питание и дыхание.
Обмен веществ. Выделение. Покровы тела.
Органы чувств.
18.
19.
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Психология и поведение человека.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового
образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи.
Влияние экологических факторов на организмы.
Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об
эволюции органического мира.
Графическая форма представления материала: интерпретация
результатов научных исследований, представленные в графической
форме.
Понятийный аппарат и символический язык биологии. Применение
научных терминов, понятий, теорий, законов для объяснения
наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов
Приёмы работы по критическому анализу полученной информации
и пользование простейших способов оценки её достоверности
Работа с текстами биологического содержания.
Работа с текстами биологического содержания (понимать,
сравнивать, обобщать).
Морфологические
признаки
организмов.
Соотнесение
морфологических признаков организма или его отдельных органов
с предложенными моделями по заданному алгоритму
Использование научных методов с целью изучения биологических
объектов, явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение
несложных биологических экспериментов
Работа со статистическими данными, представленными в табличной
форме
Объяснение роли биологии в формировании современной
естественнонаучной картины мира, в практической деятельности
людей. Распознавание и описание на рисунках (изображениях)
признаки строения биологических объектов на разных уровнях
организации живого
Обоснование необходимости рационального и здорового питания
Итоговая диагностическая работа.
Анализ диагностической работы, коррекция знаний.