Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «МАОУ «Лицей № 21»
(МАОУ "Лицей № 21")
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
руководителем кафедры
предметов естественнонаучного цикла
заместителем директора по
учебно-методической
работе
директором МАОУ "Лицей
№21"
(протокол от 29.08.2024
№1)
(протокол НМС от
30.08.2024 №1)
(приказ от 30.08.2024
№80/3)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Школа выпускника. Химия»
для обучающихся 9-х классов
Артемовский, 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Школа выпускника. Химия» составлена
на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО,
федеральной рабочей программы воспитания, а также требованиями документов,
определяющих структуру и содержание контрольных измерительных
материалов основного государственного экзамена 2025 года (кодификатор,
спецификация, демоверсия).
Программа направлена на подготовку к успешной сдаче ГИА ОГЭ.
Содержание программы направлено на повторение и актуализацию
личностных результатов освоения основной образовательной программы по
ФГОС 2021 г. в части физического (осознание последствий и неприятие вредных
привычек и иных форм вреда для физического и психического здоровья и др.),
трудового (интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и др.),
экологического (ориентация на применение знаний из социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды и др.) воспитания, а также принятия ценности научного познания
(ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об
основных закономерностях развития человека, природы и общества,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой и др.
Подготовка к ОГЭ по химии учитывает специфику предмета, его цели и
задачи, а также достижения выпускниками метапредметных и предметных
результатов освоения основной образовательной программы основного общего
образования.
При подготовке к выполнению заданий, помимо предметных знаний,
умений, навыков и способов познавательной деятельности, востребованы также
универсальные учебные познавательные, коммуникативные и регулятивные
(самоорганизация и самоконтроль) действия.
Общее число часов, отведенных для курса внеурочной, составляет 33 часа
(1 час в неделю)
Планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности «Школа выпускника. Химия».
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
обучающимися отражают готовность обучающихся руководствоваться
системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта
деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности.
Содержание и результаты выполнения заданий ОГЭ связаны в том числе с
достижением следующих личностных результатов освоения основной
образовательной программы.
2
В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
– осознание ценности жизни;
– осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления
алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
– соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде;
– способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
– умение принимать себя и других, не осуждая;
– умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием;
– сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
В части трудового воспитания:
– интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
– осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
– уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В части экологического воспитания:
– ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
– повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
– активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
– осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
В части принятия ценности научного познания:
– ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
– овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира;
– овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
3
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Темы занятий
РАЗДЕЛ 1 ВЕЩЕСТВО
Тема 1 Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20
элементов периодической системы ДИ. Менделеева.
Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме.
Атомная орбиталь. Последовательность заполнения электронных оболочек в
атомах. Электронные и графические формулы атомов элементов. Работа с
тренировочными тестами по теме.
Тема 2 Периодический закон и периодическая система химических элементов ДИ.
Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл
порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств
элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе
химических элементов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Физический смысл номера периода и группы.
Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и
периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Общая
характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И.
Менделеева.
Работа с тренировочными тестами по теме.
Тема 3 Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и
неполярная), ионная, металлическая.
Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования.
Полярная и неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи.
Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её
образования. Свойства ионов. Металлическая связь. Практическое занятие.
Составление электронных и структурных формул веществ
Тема 4 Валентность химических элементов. Степень окисления химических
элементов.
Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности атомов. Степень
окисления. Практическое занятие. Составление электронных и структурных
формул веществ.
Тема 5 Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент.
Чистые вещества и смеси виды смесей. Способы разделения смесей.
Практическое занятие.
Тема 6 Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.
Номенклатура неорганических соединений.
Классификация веществ: простые и сложные, металлы и неметаллы.
Классификация
неорганических веществ, их генетическая связь. Номенклатура, классификация
оксидов, кислот, солей и оснований. Работа с тренировочными тестами по теме.
Тема 7 Упражнение на составление электронных оболочек атомов химических
элементов и т. д.
4
РАЗДЕЛ 2 ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
8.
Тема 8 Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических
реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических
реакциях.
Физические и химические явления. Сравнение признаков физических и
химических
явлений. Написание уравнение химических реакций, расстановка коэффициентов.
Закон сохранения массы веществ. Работа с тренировочными тестами по теме.
9.
Тема 9 Классификация химических реакций по различным признакам: числу и
составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления
химических элементов, поглощению и выделению энергии.
Различные классификации химических реакций, примеры.
Работа с тренировочными тестами.
10.
Тема 10 Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая
диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация в растворах и
расплавах. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Степень
диссоциации. Константа диссоциации. Химические свойства кислот, солей и
оснований в свете теории электролитической диссоциации.
Работа с тренировочными тестами.
11.
Тема 11 Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Составление молекулярных и ионных уравнений.
12.
Тема 12 Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена.
Составление молекулярных и ионных уравнений.
13.
Тема 13 Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и
восстановитель.
Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод
электронного баланса
14.
15.
16.
Тема 14 Упражнение на составление уравнений окислительно-восстановительных
реакций.
Составление уравнений ОВР методом электронного баланса
РАЗДЕЛ 3 ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
Тема 15 Химические свойства простых веществ-металлов. Химические свойства
простых веществ-металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия,
железа.
Общая характеристика металлов. Расположение металлов в Периодической
системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам.
Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства металлов.
Характеристики щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.
Тема 16 Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, кислорода,
галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Общая характеристика неметаллов. Расположение металлов в Периодической
системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам.
5
Химические свойства неметаллов. Характеристики водорода, кислорода,
галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния и их соединений.
17.
Тема 17 Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов:
основных, амфотерных, кислотных.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения
оксидов.
Работа с тренировочными тестами.
18.
Тема 18 Химические свойства оснований.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения
оснований. Работа с тренировочными тестами.
19.
Тема 19 Химические свойства кислот.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения
кислот.
Работа с тренировочными тестами.
20.
Тема 20 Химические свойства солей (средних).
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения солей.
Работа с тренировочными тестами.
21.
Тема 21 Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Практическая работа. Выполнение упражнений на цепочку превращений.
РАЗДЕЛ 4 МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ.
Тема 22 Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная
22.
посуда и оборудование. Определение характера среды раствора кислот и щелочей
с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-,
сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).
23.
24.
Тема 23 Получение газообразных веществ. Качественные реакции на
газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Тема 24 Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.
Решение задач.
25.
Тема 25 Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.
Решение задач.
26.
Тема 26 Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.
Решение задач.
27.
Тема 27 Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по
количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов
реакции.
Решение задач.
28.
Тема 28 Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА.
РАЗДЕЛ 5 ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
6
29.
Тема 29 Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в
повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его
последствия.
30.
Тема 30 Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА.
31.
Тема 31 Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА.
Тематическое планирование (1 час в неделю, всего 34 часа)
№
1
Раздел
ВЕЩЕСТВО
Количество часов
7
Контроль
Решение тестов
2
ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
7
Решение тестов
3
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ
НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
8
Решение задач
4
МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И
ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.
8
Решение задач
4
Решение тестов и
задач
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
ХИМИИ
5
ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
7