Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «МАОУ «Лицей № 21»
(МАОУ "Лицей № 21")
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
руководителем кафедры
предметов естественнонаучного цикла
заместителем директора по
учебно-методической
работе
директором МАОУ "Лицей
№21"
(протокол от 29.08.2024
№1)
(протокол НМС от
30.08.2024 №1)
(приказ от 30.08.2024
№80/3)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Учебный проект. Теория»
для обучающихся 8-х классов
Артемовский, 2024
РАЗДЕЛ 1
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ курса внеурочной
деятельности «Учебный проект. Теория»
на уровне основного общего образования.
Личностные результаты:
- сформированность широкой мотивационной основы и внутренней личностной позиции на
уровне положительного отношения к исследовательской и проектной деятельности, включающей
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-
сформированность учебно-познавательного интереса;
-
готовность к эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- сформированность основ экологической культуры: принятие ценности природного мира;
понимание ценности здорового образа жизни;
- сформированность осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство;
- сформированность устойчивого интереса к технологической составляющей образования
как значимой сферы человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
Обучащийся научится
- постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено
обучающимися, и того, что еще неизвестно; самостоятельно планировать альтернативные пути
достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач; составлять под руководством учителя план действий
для решения учебных задач;
- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать учебную задачу, предлагать возможные способы ее решения, воспринимать и
оценивать предложения других учеников по ее решению;
2
- оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и вносить
необходимые исправления; контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в
случаях затруднений.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- находить
в
различных
источниках
информацию,
необходимую
для
решения
математических проблем, и представлять ее в понятной форме;
- принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной
информации;
-
выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
- понимать и использовать средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и
др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
-
осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
- применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные
стратегии решения задач;
- понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
- устанавливать отношения между объектами и группами объектов (практически и
мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность
и краткость).
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках,
использовать ее для решения задач, изготовления объектов;
- анализировать и систематизировать собранную информацию в предложенной форме;
- обосновывать свои суждения, проводить аналогии и делать несложные обобщения.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
-
определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
-
оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
- принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять
общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной
3
деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
- вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для
партнера по обсуждаемому вопросу;
- принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять
общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной
деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
- вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для
партнера по обсуждаемому вопросу;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную
помощь.
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать свое мнение,
аргументированно его обосновывать;
- контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях
затруднения;
- конструктивно
разрешать
конфликты
посредством
учета
интересов
сторон
сотрудничества.
Предметные результаты
Требования к предметным
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
результатам в соответствии с
«Проектная деятельность»
ФГОС ООО
• Основные этапы
• Планировать и выполнять учебное исследование и
организации
проектной
учебный проект, используя оборудование, модели,
методы и приемы, адекватные исследуемой
деятельности
(выбор темы, сбор
проблеме;
информации,
• выбирать и использовать методы, релевантные
рассматриваемой проблеме;
и
4
выбор
работа
проекта,
над
•
ним,
быть получены путем научного исследования, отбирать
презентация);
•
понятия
адекватные
•
основные источники
информации;
правила оформления
списка
•
•
рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
•
использовать
литературы;
выдвижение
такие
как
естественнонаучные
наблюдение,
«хорошей
методы
постановка
гипотезы»,
и
проблемы,
эксперимент,
моделирование, использование математических моделей,
правила
теоретическое
•
установление
границ
использовать
некоторые
методы
получения
знаний,
характерные для социальных и исторических наук:
мира
постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное
(наблюдения,
историческое описание,
эксперименты);
•
источники
информации (книга,
старшие товарищи и
курсы,
ресурсы Интернета)
•
использование
статистических
данных,
ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать
языковые
средства,
адекватные
обсуждаемой проблеме;
•
отличать
факты
от
суждений,
мнений
и
оценок,
критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам,
правила сохранения
информации, приемы
объяснение,
интерпретация фактов;
родственники, видео
запоминания.
обоснование,
применимости модели/теории;
познания
окружающего
•
опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные
приемы,
сравнения,
•
использовать такие математические методы и приемы, как
использованной
способы
формулировать
от противного, доказательство по аналогии,
классификации и
•
исследования,
абстракция и идеализация, доказательство, доказательство
исследования;
•
методы
вытекающие из исследования выводы;
цели,
объекта и гипотезы
•
распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут
реконструировать их основания;
•
видеть и комментировать связь научного знания и
ценностных
установок,
моральных
суждений
при
получении, распространении и применении научного
знания. Учащийся получит возможность
5
научиться:
•
самостоятельно задумывать, планировать и выполнять
учебное исследование, учебный и социальный проект;
•
•
использовать догадку, озарение, интуицию;
использовать такие математические методы и приемы, как
перебор
логических
возможностей,
математическое
моделирование;
•
использовать
такие
естественнонаучные
методы
и
приемы, как абстрагирование от привходящих факторов,
проверка на совместимость с другими известными
фактами;
•
использовать
некоторые
методы
получения
знаний,
характерные для социальных и исторических наук:
анкетирование,
моделирование,
поиск
исторических
образцов;
•
использовать
некоторые
приемы
художественного
познания мира: целостное отображение мира, образность,
художественный
вымысел,
органическое единство общего особенного (типичного) и
единичного, оригинальность;
•
целенаправленно
коммуникативные
и
осознанно
способности,
развивать
осваивать
свои
новые
языковые средства.
РАЗДЕЛ 2
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Урок 1. Тема «Определение темы проекта исследования».
Правила выбора темы проекта. Актуальность выбора проблемы проекта. Поиск противоречия,
формулировка темы исследования.
Урок 2. Тема «Определение цели, задач проекта».
Объект, предмет исследования. Формулировка цели, постановка задач.
Урок 3. Тема «Определение гипотезы исследования».
6
Построение гипотезы проекта.
Уроки 4 - 6 «Ознакомление с литературой и формирование общей части литературного
обзора».
Справочно - библиографический аппарат. Работа с каталогом в библиотеке. Работа с алфавитным и
систематическим каталогами. Аннотация перечня литературы.
Урок 7-8. Тема «Поиск информации в интернет-ресурсах».
Способы поиска информации в Интернет. Иерархическая система каталогов.
Уроки 9-11. Тема «Промежуточный отчет о работе».
Фиксирование результатов работы. Планирование заданий на определенный период.
Проверка и отметка руководителем.
Урок 12. Тема «Подбор и освоение методов исследования».
Применение выбранных методов на практике. Аргументированность выбора.
Уроки 13-15. Тема «Выполнение собственных исследований».
Выполнение исследования. Способы и приемы работы: анкетирование, интервьюирование,
наблюдение, опыт.
Уроки 16-18. Тема «Обработка результатов собственных исследований».
Обработка данных. Построение графиков, диаграмм, таблиц. Сравнительный анализ.
Уроки 19-21. Тема «Оформление работы».
Оформление и проверка печатной работы. Проверка работы на плагиат, наличие в материалах
ссылок на первоисточники.
Уроки 22-23. Тема «Подготовка к презентации».
Компьютерная презентация. Требования к презентации. Рецензия. Правила представления
информации в презентации. Оформление слайда.
Уроки 24-26. Тема «Защита проекта».
Выступление на конференции, защита работы, вопросы оппонентов.
Урок 27. Тема «От идеи до проекта»
Моделирование ситуации. Определение последовательности действий. Аргументация решений.
Уроки 28-32. Тема «Творческий проект. Исследовательский проект. Информационный проект.
Игровой проект. Практико-ориентированный проект. Телекоммуникационный проект.
Социальный проект».
Видовые особенности проектов. Погружение в проект. Планирование деятельности. Осуществление
деятельности по решению проблемы. Оформление результатов: обсуждение, редактирование,
презентация, внешняя оценка.
Уроки 33-34. Тема «Рефлексия».
7
Анализ презентационных материалов. Анализ публичных выступлений. Оценка качества продукта
по критериям. Предоставление опыта. Коллективный анализ проекта, формулировка выводов.
Оценочные таблицы.
Формы контроля и критерии оценивания по курсу «Учебный проект.
Теория»
Формы контроля: выполнение домашних заданий, контрольная работа, защита итогового проекта.
Формы срезового контроля: контрольные работы
Оценка контрольных работ
Контрольные работы необходимы для определения актуального развития ребенка,
оценивания приобретенных знаний и умений по теме, разделу учебной программы.
Данный вид работ оценивается следующим образом: сначала оценивается выполнение
всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная обучающимися по всем
заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству баллов,
выставляемому за работу.
Отметка «5» ставится за 86-100% выполнение работы.
Отметка «4» ставится за 61-85% выполнение работы.
Отметка «3» ставится за 36-60% выполнение работы.
Отметка «2» ставится за выполнение работы от 0-35 %.
Оценка домашнего задания
Домашнее задание необходимо для закрепления пройденного материала на уроке.
Данный вид работ оценивается следующим образом: сначала оценивается выполнение всех
предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем заданиям, и
переводится
в
процентное
отношение
к
максимально
выставляемому за работу.
Отметка «5» ставится за 95-100% выполнение работы.
Отметка «4» ставится за 75-94% выполнение работы.
Отметка «3» ставится за 50-74% выполнение работы.
Отметка «2» ставится за выполнение работы от 1-49 %.
Критерии защиты индивидуального проекта
Шкала оценки защиты проекта
возможному
количеству
баллов,
8
Выступление
Показатели
Градация
Баллы
1. Соответствие сообщения
Соответствует полностью
2
заявленной теме, цели и задачам
работы
2. Структурированность
Есть несоответствия (отступления) 1
В основном не соответствует
0
Структурированно обеспечивает
2
Структурированно не
1
(организация)
9
обеспечивает
Не структурированно не
0
обеспечивает
3. Культура выступления - чтение с Рассказ без обращения к тексту
2
листа или рассказ, обращенный к
аудитории
Рассказ с обращением к тексту
1
Чтение текста
0
4. Доступность сообщения о
Доступно без уточняющих
2
содержании работы, ее целях,
вопросов
задачах, методах и результатах
Доступно с уточняющими
1
вопросами
недоступно с уточняющими
вопросами
5. Целесообразность,
инструментальность наглядности,
уровень ее исполнения
6.Соблюдение временного
регламента сообщения (не более 57 мин.)
Дискуссия
7.Четкость и полнота ответов
на дополнительные вопросы по
существу сообщения
8. Владение специальной
терминологией по теме,
использованной в сообщении
Наглядность целесообразна
2
Целесообразность сомнительна
1
Наглядность не целесообразна
0
Соблюден не превышен
2
превышение без замечания
1
превышение с замечаниями
0
Все ответы четкие и полные
2
некоторые ответы нечеткие
1
все ответы нечеткие/неполные
0
владеет
2
иногда был неточен, ошибался
1
Не владеет
0
10
9. Культура дискуссии - умение
понять собеседника и
аргументированно ответить на его
вопрос
Ответил на вопросы
2
Ответил на большую часть
1
вопросов
Не ответил на большую часть
0
вопросов
10. Особое мнение эксперта (до 2х Дополнительные баллы
0-2
баллов)
Максимальное количество баллов: 20
Обучающиеся представляют свою работу в зависимости от цели проекта (то есть
представляют конечный продукт) «5» - от 16 до 20 баллов «4» - от 13 до 15 баллов «3» - от 9 до 12
баллов «2» - от 0 до 8 баллов
РАЗДЕЛ 3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по курсу внеурочной
деятельности «Учебный проект. Теория»
на уровне основного общего образования.
Тематическое
деятельности
планирование
«Учебный
проект.Теория»
8образования.
класс по курсу внеурочной
на
уровне основного
общего
№
Тема занятия
Количество часов
1.
Модуль 1. Методология проектной и исследовательской
9
деятельности
1.1
Понятие «проект». Теоретические основы учебного проектирования.
1
1.2
Учебный проект: требования к структуре и содержанию
1
1.3
Планирование учебного проекта.
.
11
1.4
Проектная и исследовательская деятельность: точки соприкосновения
1
1.5
Основные понятия учебно-исследовательской деятельности.
1
1.6
Методологические атрибуты исследовательской деятельности.
1
12
Построение гипотезы исследования. Предмет и объект исследования.
1.7
Методы эмпирического и теоретического исследования.
1
1.8
Практическое занятие по проектированию структуры
3
индивидуального проекта (учебного исследования)
2.
Модуль 2. Информационные ресурсы проектной и
11
исследовательской деятельности
2.1
Работа с информационными источниками. Поиск и систематизация
1
информации
2.2
Информационные ресурсы на бумажных носителях.
1
2.3
Информационные ресурсы на электронных носителях
1
2.4
Сетевые носители - источник информационных ресурсов
1
2.5
Технологии визуализации и систематизации текстовой информации.
1
Диаграммы и графики. Графы. Сравнительные таблицы. Опорные
конспекты.
2.6
Технологии визуализации и систематизации текстовой информации.
1
Лучевые схемы-пауки и каузальные цепи. Интеллект-карты.
Инфографика.
2.7
Требования к оформлению проектной и исследовательской работы
1
2.8
Практическое занятие (тренинг) по применению технологий
2
визуализации и систематизации текстовой информации.
2.9
Практическое занятие. Оформление проектной (исследовательской)
2
работы обучающегося
3.
Модуль 3. Защита результатов проектной и
5
13
исследовательской деятельности
3.1
Представление результатов учебного проекта
2
3.2
Представление результатов учебного исследования
2
3.3
Оценка учебного проекта (учебного исследования)
1
4.
Модуль 4. Коммуникативные навыки
9
4.1
Коммуникативная деятельность. Диалог. Монолог
1
4.2
Стратегии группового взаимодействия. Аргументация. Спор.
1
Дискуссия.
4.3
Практическое занятие. Дискуссия.
2
4.4
Практическое занятие. Дебаты.
2
4.5
Публичное выступление: от подготовки до реализации
1
4.6
Практическое занятие. Публичное выступление.
2
ИТОГО
34
№
Темы уроков
Содержание урока
п/п
Кол-во
часов
1
Правила выбора темы проекта. Актуальность выбора
Определение
проблемы проекта. Поиск противоречия, формулировка
темы проекта
темы исследования.
1
исследования.
2
3
Определение цели, Объект, предмет исследования. Формулировка цели,
задач проекта
постановка задач.
Определение
Построение гипотезы проекта.
1
1
14
гипотезы
исследования.
4
Практическое занятие по проектированию структуры индивидуального проекта
1
(учебного исследования)
5
Работа с
Поиск и систематизация информации
1
Информационны е
Справочно - библиографический аппарат. Работа с
1
ресурсы на
каталогом в библиотеке. Работа с алфавитным и
бумажных
систематическим каталогами. Аннотация перечня
носителях.
литературы.
Информационны е
Изучение ресурсов на фото-, аудио-, видеоносителях.
1
Изучение интернет-ресурсов
1
Технологии
Изучение, построение диаграмм и графиков. Графы.
1
визуализации и
Сравнительные таблицы. Опорные конспекты.
информационны ми
источниками.
6
7
ресурсы на
электронных
носителях
8
Сетевые
носители - источник
информационны х
ресурсов
9
систематизации
текстовой
информации.
10
Технологии
Изучение и применение в проекте лучевых схем- пауков и
визуализации и
каузальных цепей. Интеллект-карты. Инфографика.
1
систематизации
текстовой
информации.
11
Промежуточный
Фиксирование результатов работы.
1
12
отчет о работе.
Планирование заданий на определенный период.
1
Проверка и отметка руководителем.
1
13
15
14
Подбор и освоение Применение выбранных методов на практике.
методов
1
Аргументированность выбора.
исследования.
15
16
Выполнение
Выполнение исследования. Способы и приемы работы:
собственных
анкетирование.
исследований.
Выполнение исследования. Способы и приемы работы:
1
1
интервьюирование.
17
Выполнение исследования. Способы и приемы работы:
1
наблюдение, опыт.
18
Обработка
Обработка данных. Построение графиков, диаграмм, таблиц. 1
результатов
Сравнительный анализ.
собственных
исследований.
19
Оформление
Оформление и проверка печатной работы. Проверка работы 1
работы.
на плагиат, наличие в материалах ссылок на
первоисточники.
20
Подготовка к
Компьютерная презентация. Требования к презентации.
презентации.
Рецензия. Правила представления информации в
1
презентации. Оформление слайда
21
Коммуникативна я Искусство диалога, монолога
1
деятельность.
22
Стратегии
Изучение основ, правил и применение методов
группового
аргументации, спора, дискуссии.
1
взаимодействия.
23
Практическое занятие. Дебаты.
1
24
Защита проекта.
1
Выступление на конференции, защита работы, вопросы
оппонентов.
25
Практическое
Моделирование ситуации. Определение последовательности 1
задание: " От идеи
действий. Аргументация решений.
до проекта".
26
Творческий
Особенности проектов. Погружение в проект.
1
16
проект.
Планирование деятельности. Осуществление деятельности
по решению проблемы. Оформление результатов:
обсуждение, редактирование, презентация, внешняя оценка.
27
Исследовательск ий Особенности проектов. Погружение в проект. Планирование 1
проект.
деятельности. Осуществление деятельности по решению
проблемы. Оформление результатов: обсуждение,
редактирование, презентация, внешняя оценка.
28
Информационны й Особенности проектов. Погружение в проект. Планирование 1
проект.
деятельности. Осуществление деятельности по решению
проблемы. Оформление результатов: обсуждение,
редактирование, презентация, внешняя оценка.
29
Игровой проект.
Особенности проектов. Погружение в проект. Планирование 1
деятельности. Осуществление деятельности по решению
проблемы. Оформление результатов: обсуждение,
редактирование, презентация, внешняя оценка.
30
Практико-
Особенности проектов. Погружение в проект. Планирование 1
ориентированны й
деятельности. Осуществление деятельности по решению
проект.
проблемы. Оформление результатов: обсуждение,
редактирование, презентация, внешняя оценка.
31
Телекоммуникац
Особенности проектов. Погружение в проект. Планирование 1
ионный проект.
деятельности. Осуществление деятельности по решению
проблемы. Оформление результатов: обсуждение,
редактирование, презентация, внешняя оценка.
32
Социальный проект. Особенности проектов. Погружение в проект. Планирование 1
деятельности. Осуществление деятельности по решению
проблемы. Оформление результатов: обсуждение,
редактирование, презентация, внешняя оценка.
33
Подведение
Анализ презентационных материалов. Анализ
1
17
итогов
публичных выступлений. Оценка качества продукта по
критериям. Предоставление опыта.
34
Коллективный анализ проекта, формулировка выводов.
1
Оценочные таблицы.
Литература:
1. Леонтович А.В. Проектная мастерская 5-9 классы / Леонтович А. В., Смирнов А. И., А.С.
Саввичев: серия Внеурочная деятельность . - М.: «Просвещение», 2020.
2. Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. - М.: Просвещение, 2012.
3. Кашлева Н. В. «Школьная проектная лаборатория» / Кашлева Н. В., Дмитриева Ж.В., Игнаткина
Т. В. - Волгоград: «Учитель», 2009.
4. Сизова Р. И., Селимова Р. Ф. Учусь создавать проект. - С.-Пб.: «РОСТъ», 2010.
5. Цветкова Г. В. Проектная деятельность учащихся. -Волгоград: «Учитель», 2013.
6. Исследовательская и проектная деятельность : сборник программ. - Москва: «Просвещение»,
2018.
7. Методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / под
ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров»,
2017.