Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «МАОУ «Лицей № 21»
(МАОУ "Лицей № 21")
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
руководителем кафедры
предметов естественнонаучного цикла
заместителем директора по
учебно-методической
работе
директором МАОУ "Лицей
№21"
(протокол от 29.08.2024
№1)
(протокол НМС от
30.08.2024 №1)
(приказ от 30.08.2024
№80/3)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«История отечественной космонавтики и авиации»
для обучающихся 5-х классов
Артемовский, 2024
Пояснительная записка
Актуальность
Актуальность данной программы определяется запросом со стороны профессионального
сообщества аэрокосмической отрасли на профессионально-ориентированную программу,
сфокусированную на формирования у учащихся патриотического сознания, интереса к
инженерно-техническому творчеству, особенно в аэрокосмической отрасли Российской
Федерации.
Данная программа предполагает изучение основ истории отечественной космонавтики и
авиации. Знание истории отечественной космонавтики и авиации является фундаментом
для формирования инженерных кадров нового поколения, которые будут направлены на
решение задач, связанных с реализацией Федеральной космической программы
Российской Федерации.
Цель программы
Целью программы является интенсивное и всестороннее обучение истории отечественной
авиации и космонавтики аэрокосмической отрасли РФ, а также формирование
соответствующей базы знаний и умений, которая в дальнейшем будет способствовать
ведению научной, исследовательской и инженерной деятельности учащихся, избравших
для себя аэрокосмическую отрасль.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
формирование российской гражданской идентичности: патриотизма, любви
и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
информирование учащихся о мире профессий в целом и профессиях,
востребованных в аэрокосмической отрасли и оказание помощи в
осознанном построении индивидуальной образовательной траектории с
учётом устойчивых познавательных интересов;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые, профессиональные и
социальные сообщества;
формирование основ социально-критического мышленияформирование
мотивации изучения истории отечественной космонавтики и авиации и
стремления к самосовершенствованию в технической области знаний;
осознание возможностей самореализации в технических науках средствами
проектной деятельности;
формирование основ проектной компетенции в технических науках;
развитие целеустремлённости, творческого подхода в вопросах
проектирования, инициативности, трудолюбия, дисциплинированности.
Метапредметные результаты:
развитие умения осуществлять анализ результатов и способов проведения
исследования на уровне наблюдения и первичного эксперимента и вносить
необходимые коррективы;
развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и
аналоговое) и делать выводы;
развитие умения создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
развитие умения адекватно и осознанно использовать технические средства
в соответствии с проектными задачами: для планирования и регуляции
своей деятельности; владение логикой изложения проблематики задачи и
результатов решения;
развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с
информацией: поиск и выделение нужной информации, её обобщение и
фиксация;
развитие анализа технических решений, включая умение выделять
проблему, прогнозировать возможные решения, формировать критерии
эффективности, проводить анализ решений, устанавливать логическую
последовательность основных фактов.
Предметные результаты:
умение формировать технические решения в процессе командно-ролевой
деятельности;
формирование этапов и организация процесса выполнения проекта;
умение формировать критерии эффективности проектных решений;
умение взаимодействия в команде;
умение моделировать технические решения на основе знаний об уровне
технологического развития науки и техники;
умение проводить анализ чертежей и технических схем по заданным критериям;
формирование навыков инженерной культуры.
Планируемые результаты
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
а) методы начального усвоения учебного материала:
словесный (объяснение, рассказ, беседа);
наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
б) методы закрепления и совершенствования приобретенных знаний:
проблемно-поисковый (упражнения по образцу, комментированные,
вариативные);
практические работы.
В результате изучения программы обучающиеся должны знать:
принципы формирования технических решений;
основы теории ракетного движения;
основы устройства летательных аппаратов;
конструкцию космических летательных аппаратов;
основные результаты и этапы развития отечественной космонавтики и авиации.
В результате изучения программы обучающиеся должны уметь:
формировать критерии оценки технических решений;
оценивать технические решения по сформированным критериям;
работать в проектной группе.
Содержание учебного (тематического) плана:
Тема 1. Вводное занятие.
Теоретическое занятие (1 ак.ч.) Основы техники безопасности и правил поведения в
учебных классах. Общее знакомство с программой и обсуждение графика работы с
обучающимися. Опрос знаний техники безопасности и правил поведения в учебных
классах.
Тема 2. Развитие знаний об устройстве Солнечной системы.
Теоретическое занятие (1 ак.ч.) История исследования Солнечной системы.
Исследования выдающихся астрономов Николая Коперника, Галилео Галилея, Джордано
Бруно, Иоганна Кеплера. Структура и состав Солнечной системы. Происхождение и
закономерности Солнечной системы.
Тема 3. Основы теории полета. Н.Е. Жуковский, полеты в атмосфере.
К.Э. Циолковский, полеты в космосе.
Теоретическое занятие (2 ак.ч.) Основные принципы полета. Классификация
летательных аппаратов. Вклад Н.Е. Жуковского в теорию полета. Первые летательные
аппараты. Изобретение самолета. Отец космонавтики К.Э. Циолковский. Реактивное
движение. Скорость Циолковского.
Тема 4. Первая ракетная техника. ГДЛ - газодинамическая лаборатория. ГИРД –
группа по изучению реактивного движения.
Теоретическое занятие (1 ак.ч.) ГДЛ - газодинамическая лаборатория. Научные труды
Н.И. Тихомирова. ГИРД – группа по изучению реактивного движения. Ракетоплан РП-1.
Ракеты ГИРД.
Тема 5. История отечественной космонавтики с 1957 по 1961 год.
Теоретическое занятие (2 ак.ч.) 4 октября 1957 года запуск первого искусственного
спутника Земли. Спутник-2 и собака Лайка. Освоение Луны: Луна-1, Луна-2. Спутник-5 и
собаки Белка и Стрелка. Полет первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина 12 апреля 1961
года
Тема 6. История отечественной космонавтики с 1962 по 1969 год.
Теоретическое занятие (2 ак.ч.) Первые космические миссии на ракете-носителе
«Восток». Выход человека в открытый космос. Ракета-носитель «Восход». Ракетаноситель «Союз». Система аварийного спасения. Новый космический корабль. Первая в
мире ручная стыковка космических кораблей – «Союз-4» и «Союз-5».
Тема 7. Первые советские орбитальные станции серии «Салют». Орбитальная
станция МИР. Международная космическая станция.
Теоретическое занятие (2 ак.ч.) Первые орбитальные станции серии «Салют».
Проведение научных экспериментов и долговременное пребывание на орбите Земли.
Многомодульная орбитальная станция «МИР».
Тема 8. Международная космическая станция.
Теоретическое занятие (1 ак.ч.) Конструкция и история создания Международной
космической станции. Отечественные достижения проведения экспериментов в космосе.
Тема 9. Будущее отечественной космонавтики и авиации.
Теоретическое занятие (1 ак.ч.) Конструирование гиперзвуковых летательных
аппаратов. Федеральная космическая программа. Постройка и освоение баз на
поверхности Луны. Проекты изучения объектов Солнечной системы.
Тема 10. Итоговое занятие Практическое занятие (1 ак.ч.)
Выполнение итогового теста. Оценка усвоения пройденного в рамках программы нового
материала, связанного с историей отечественной космонавтики и авиации.
Содержание программы
Учебный (тематический) план:
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
количество
часов
наименование темы
всего
теоретические практические форма
контроля
Вводное занятие
1
1
Задания из
рабочей
тетради
Развитие знаний об
1
1
Задания из
устройстве Солнечной
рабочей
системы
тетради
Основы теории полета. 1
1
Задания из
Н.Е. Жуковский,
рабочей
полеты атмосфере. К.Э.
тетради
Циолковский, полеты в
космос
Первая ракетная
1
1
Задания из
техника. ГДЛ рабочей
газодинамическая
тетради
лаборатория. ГИРД –
группа по изучению
реактивного движения
История отечественной 1
1
Задания из
космонавтики с 1957 по
рабочей
1961 год
тетради.
Доклад по
теме
Первые советские
1
1
Задания из
орбитальные станции
рабочей
серии «Салют».
тетради.
Орбитальная станция
Рисунок по
МИР
теме
Международная
1
1
Задания из
космическая станция
рабочей
тетради
Итоговое занятие.
1
1
Задания из
Будущее отечественной
рабочей
космонавтики и
тетради.
авиации
Игра.
ИТОГО
8
5
3