Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 21»
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Лицей № 21»
на 2024/2025 учебный год
(с изменениями от 01.10.2024г.)
г.Артемовский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Учебный план дополнительного образования МАОУ «Лицей № 21» (далее Лицей) является
одним из основных руководящих документов, предназначенных для планирования и
организации образовательного процесса, определяющий направленность и содержание
дополнительного образования.
Учебный план дополнительного образования Лицея:
1. Отражает общемировые принципы отношения мира взрослых к миру детства,
провозглашенные Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей
ООН 20 ноября 1989 г, а именно, уважение права ребенка на:
- Сохранение своей индивидуальности (ст.8);
- развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в самом полном
объеме (ст.29);
- всестороннее участие в культурной и творческой жизни, возможности для культурной и
творческой деятельности (ст.30).
2. Выступает гарантией реализации прав граждан РФ в области дополнительного
образования (ст. 75 закона «Об образовании в РФ»);
3. Разработан в соответствии с:
- Федеральным законом № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2013г. (ред.
от 04.08.2023 г.);
-
Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 г.;
-
Федеральной целевой программой «Развитие дополнительного образования детей в
Российской Федерации до 2020 г.»;
-
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа
2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
-
Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденных приказом Минобрнауки
России от 28 декабря 2010 года № 2106;
-
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.№ 2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
-
Лицензией на образовательную деятельность МАОУ«Лицей №21»;
-
Уставом МАОУ «Лицей №21»;
-
Программой развития МАОУ «Лицей № 21» до 2025 г.;
-
Программой воспитания МАОУ «Лицей №21» на 2024 – 2026 гг.
-
Правилами внутреннего распорядка обучающихся МАОУ «Лицей №21»;
-
Положением «Об объединениях дополнительного образования детей в МАОУ
«Лицей №21».
Свою миссию дополнительное образование детей Лицей видит в выявлении и развитии
способностей каждого ребенка, в формировании и развитии духовно - богатой, нравственной,
самостоятельной, творчески мыслящей и физически здоровой личности, обладающей прочными
базовыми знаниями и свободно адаптирующейся в современном обществе, ориентированной на
высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества.
Эта миссия реализуется на основе интеграции основного и дополнительного образования,
введения в процесс дополнительного образования авторских, модифицированных программ, а
также за счет внедрения современных методик обучения и воспитания детей, их умений и
навыков.
Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы
воспитания, обучения и развития. Она предполагает расширение «воспитательного поля» в
лицее, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически
положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.
Таким образом, основной целью дополнительного образования детей является создание
условий для самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка, приобщения его к
мировой, отечественной, национальной культуре, воспитание патриотизма, гражданственности
и любви к Родине, включения в социальное творчество.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
-
Обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование;
-
Творческое
развитие
личности
реализация
с
этой
целью
программ
дополнительного образования в интересах личности ребенка, общества, государства;
-
Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
-
Формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в
обществе;
-
Организация содержательного досуга;
-
Воспитание гражданственности и любви к Родине;
Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления
здоровья, профессионального самоопределения творческого труда;
-
Формирование у детей и подростков законопослушного и ответственного
поведения;
-
Устранение психофизических перегрузок в условиях образовательной среды.
Система дополнительного образования детей создается в целях формирования единого
образовательного пространства Лицея, повышения качества образования и реализации процесса
становления личности в разнообразных развивающих средах. Система дополнительного
образования детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового
образования.
Работа системы дополнительного образования детей в Лицее опирается на следующие
приоритетные принципы:
В
•
Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
•
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
•
Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
•
Единство обучения, воспитания, развития;
•
Практико – деятельностная основа образовательного процесса;
•
Бесплатность и общедоступность.
Лицее
реализуются
типовые,
модифицированные
(усовершенствованные,
адаптированные), авторские программы дополнительного образования, сроком реализации
от 1 до 5 лет, имеют личностно-ориентированный характер и учитывают потребности детей, их
родителей, социальной среды в целом.
К числу ведущих потребностей, обучающихся в системе дополнительного образования в
Лицее, относятся:
1.
Творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей
развивать индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в
избранном виде деятельности.
2.
Познавательные потребности детей и их родителей, определяемые стремлением к
расширению объема знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ
школьного образования.
3.
Коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками,
взрослыми, педагогами.
4.
Компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных
знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения и общения.
5.
Профориентационные потребности школьников, связанные с установкой на до
профессиональную подготовку.
6.
Досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные
стремлением к содержательной организации свободного времени.
Социальная
значимость
педагогических
программ
дополнительного
образования
обеспечивается следующим комплексом целей развития личности:
познавательным развитием, реализуемым через дополнительные образовательные
программы, а также программы для одаренных детей;
социальной адаптацией, включающей опыт межличностного взаимодействия, различные
социальные инициативы через осознанный и успешный выбор профессиональной деятельности,
программы до профессиональной подготовки;
раскрытием творческого потенциала через различные по содержанию и уровню освоения
программы для детей с различными возможностями, в том числе для детей с ограниченными
возможностями здоровья
развитием общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности, через
разнообразные по познавательной проблематике программы, дающие выбор форм и средств
организации свободного времени.
Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования
детей в Лицее, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики:
признание уникальности и само ценности человека, его права на самореализацию, личностно
равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность
видеть в нем личность, достойную уважения.
Система дополнительного образования является составной частью учебно-воспитательного
процесса МАОУ «Лицей №21» и организуется по 6 направленностям:
1.
Туристско-краеведческая;
2.
Физкультурно-спортивная;
3.
Художественная;
4.
Естественно – научная;
5.
Социально-гуманитарная;
6.
Техническая.
Целью реализации туристско – краеведческой направленности является:
Популяризация краеведческих знаний;
Формирование у обучающихся целостного представления о родном крае;
Сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций;
Развитие гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и
социальных ценностей подрастающего поколения.
Туристско-краеведческая направленность в учебном плане дополнительного образования
представлена:
- Туристическим клубом «Аметист» для детей 10-18 лет в объёме 25 часов в неделю;
- Клубом «Юные музееведы» для детей 10-18 лет в объёме 9 часов в неделю;
- Клубом «Юного геолога» для обучающихся 10-18 лет в объеме 9 часов в неделю.
Целью
реализации
физкультурно-спортивной
направленности
является
всесторонне
гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека,
формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.
Физкультурно-спортивная направленность в учебном плане дополнительного образования
представлена:
-
Секцией «Баскетбол» для детей 10-14 лет в объёме 3 часа в неделю;
-
Секцией «Настольный теннис» для детей 10 -18лет в объеме 3 часа в неделю
-
Секцией «Волейбол» для детей 10-18 лет в объеме 3 часа в неделю
Социально-гуманитарная направленность в учебном плане дополнительного образования
представлена:
Телестудией «Лицей - Арт» для детей 10-18 лет в объёме 9 часов в неделю.
Целью
реализации
художественной
направленности
является
развитие
общей
и
эстетической культуры обучающихся, их художественных способностей в избранных видах
искусства, развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих
способностей, формирования коммуникативной и общекультурной компетенции обучающихся.
Художественная направленность
в
учебном плане дополнительного образования
представлена:
учебными группами «Основы хореографии» для детей 10 - 18 лет в объёме 5 часов
в неделю;
Хореографическими группами «Шанс» для детей 10 - 18 лет в объёме 9 часов в
-
неделю;
Вокально – инструментальным ансамблем «Кумквайт» для детей 13-18 лет в
-
объеме 4 часа в неделю;
-
Кружком «Дизайн костюма» для детей 13-18 лет в объёме 3 часа в неделю;
-
Кружком «Волшебная палитра» для детей 13 – 18 лет в объёме 4 часа в неделю;
-
Вокальной студией для детей 10-18 лет в объеме 6 часов в неделю;
-
Лицейским театром «Зеленая лампа» для детей 10-18 лет в объеме 9 часов в неделю;
«Французско-итальянское кафе» для детей 10-18 лет в объеме 3 часа в неделю.
Естественно – научная направленность в учебном плане дополнительного образования
представлена:
Турнирное и олимпиадное движение по биологии для детей 13-18 лет в объёме 0,5
часа в неделю;
Турнирное и олимпиадное движение по химии для детей 13-18 лет в объёме 0,5
часа в неделю;
Турнирное и олимпиадное движение по физике для детей 13-18 лет в объёме 0,5
часа в неделю;
Турнирное и олимпиадное движение по математике для детей 13-18 лет в объёме 1
часа в неделю;
Практико-ориентированное занятие по биологии для детей 13-18 лет в объёме 0,5
часа в неделю;
Практико-ориентированное занятие по химии для детей 13-18 лет в объёме 0,5
часа в неделю;
Практико-ориентированное занятие по физике для детей 13-18 лет в объёме 0,5
часа в неделю;
Техническая направленность в учебном плане дополнительного образования представлена:
- Студией мультимедийной журналистики для детей 10-18 лет в объеме 9 часов в
неделю;
- Кружком «Робототехника» для детей 10-18 лет в объёме 6 часов в неделю. Кружок
разделен на 2 группы, каждая группа по 3 часа;
- Кружком «Прототипирование» для детей10-18 лет в объёме3 часа в неделю.
Организация образовательного процесса дополнительного образования осуществляется в
соответствии с учебным планом, расписанием занятий, графиком учебного процесса в
дополнительном образовании, санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям
дополнительного образования.
Комплектование объединений по интересам организуется на добровольной основе (детей,
родителей, педагогов), с учетом социального заказа. Каждый обучающийся имеет право
посещать
объединения
дополнительного
образования.
Объединения
дополнительного
образования Лицея могут посещать на бесплатной основе дети от 5 до 18 лет, проживающие на
территории Артёмовского городского округа.
Режим занятий: занятия проводятся во второй половине дня, занятия в группах ведутся
строго по расписанию. Расписание занятий объединений составляется с учетом наиболее
благоприятного режима труда и отдыха детей, санитарно-гигиенических норм и возрастных
особенностей
детей,
утверждается
директором
Лицея.
При
приеме
в
спортивные,
хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья
обучающихся.
Формы занятий - групповая и индивидуальная (определяются педагогом и программой).
Численный
состав
объединения
определяется
нормативными
документами
и
образовательной программой объединения.
Ожидаемые результаты:
-
Расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его
интересов;
-
Повышение
роли
дополнительного
образования
детей
в
деятельности
общеобразовательного учреждения;
-
Интеграция
основного
общего
и
дополнительного
образования
в
условиях
реформирования структуры и содержания общего образования;
-
Укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни;
-
Снижение роста негативных явлений в детской среде;
-
Духовно – нравственное оздоровление.
Формы контроля и учета достижений, обучающихся:
-
Участие в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах, смотрах, выставках,
фестивалях;
-
Участие в научно – практических конференциях;
-
Отчеты творческих коллективов;
-
Участие в образовательных событиях Лицея.
Учебный план дополнительного образования
на 2024-2025 учебный год с изменениями от 01.10.2024
Направленность
образовательной
программы
Туристскокраеведческая
Формы, названия
объединений
Ф. И. О. педагога
Загайнов О. Н.
25
3
Клуб «Юный геолог»
Клуб «Юные музееведы»
Загайнов Н. А.
Ипатова М. Н.
9
9
1
3
3
43
Секция «Баскетбол»
3
1
3
Секция «Настольный теннис»
Загайнов Н.А.
3
1
3
Секция «Волейбол»
Загайнов О. Н.
3
1
3
9
Кружок «Волшебная палитра»
Вокальная студия
Вокально-инструментальный
ансамбль «Кумквайт»
Учебные группы «Основы
хореографии»
Хореографические группы
«Шанс»
Дементьева К. А.
Дементьева К. А.
Затепякин Е. А.
4
6
4
1
2
1
4
3
4
Вакансия
5
2
Грецкая В.В
9
3
Кружок «Дизайн костюма»
Смирнова О.Н.
3
1
3
2
3
3
3
3
Лицейский театр «Зеленая
лампа»
Голубцов И. В.
Маликова С. Б.
Насонова Л. В.
Насонова Л. В.
3
3
3
3
1
1
1
3
3
3
Французско-итальянское кафе
Всего по направленности
Естественнонаучное
9
Зухович Н. Р.
Всего по направленности
Художественная
Количество
часов на
группу
8
8
9
Туристический клуб
«Аметист»
Всего по направленности
Физкультурноспортивная
Количество Количество
часов (всего)
групп
Турнирное и олимпиадное
движение по биологии
Турнирное и олимпиадное
движение по химии
Турнирное и олимпиадное
движение по физике
Турнирное и олимпиадное
движение по математике
Практико-ориентированное
занятие по биологии
Практико-ориентированное
занятие по химии
Практико-ориентированное
занятие по физике
Телестудия «Лицей-Арт»
Техническая
Студия мультимедийной
журналистики
Кружок «Прототипирование»
Кружок «Робототехника»
3
Ибрагимова Т.М.
0.5
1
0.5
Чернобровкина С.В.
0.5
1
0.5
Новожилова И.Б.
0.5
1
0.5
1
1
1
Ибрагимова Т.М.
0.5
1
0.5
Чернобровкина С.В.
0.5
1
0.5
Новожилова И.Б.
0.5
1
0.5
Селезнева Н.В.
Всего по направленности
Социальногуманитарная
1
43
ТопорковаС.В.
Всего по направленности
Мадиева В.А
Селиверстов Е.А.
Селиверстов Е.А.
Данилюк Р. Е.
Всего по направленности
4
9
3
3
3
3
9
9
1
9
1
1
1
3
3
3
3
3
3
18
126