Управление образования Артемовского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей № 21» УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 21» на 2024/2025 учебный год (с изменениями от 01.10.2024г.) г.Артемовский ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА Учебный план дополнительного образования МАОУ «Лицей № 21» (далее Лицей) является одним из основных руководящих документов, предназначенных для планирования и организации образовательного процесса, определяющий направленность и содержание дополнительного образования. Учебный план дополнительного образования Лицея: 1. Отражает общемировые принципы отношения мира взрослых к миру детства, провозглашенные Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г, а именно, уважение права ребенка на: - Сохранение своей индивидуальности (ст.8); - развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме (ст.29); - всестороннее участие в культурной и творческой жизни, возможности для культурной и творческой деятельности (ст.30). 2. Выступает гарантией реализации прав граждан РФ в области дополнительного образования (ст. 75 закона «Об образовании в РФ»); 3. Разработан в соответствии с: - Федеральным законом № 273 – ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2013г. (ред. от 04.08.2023 г.); - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 г.; - Федеральной целевой программой «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 г.»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденных приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106; - Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.№ 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; - Лицензией на образовательную деятельность МАОУ«Лицей №21»; - Уставом МАОУ «Лицей №21»; - Программой развития МАОУ «Лицей № 21» до 2025 г.; - Программой воспитания МАОУ «Лицей №21» на 2024 – 2026 гг. - Правилами внутреннего распорядка обучающихся МАОУ «Лицей №21»; - Положением «Об объединениях дополнительного образования детей в МАОУ «Лицей №21». Свою миссию дополнительное образование детей Лицей видит в выявлении и развитии способностей каждого ребенка, в формировании и развитии духовно - богатой, нравственной, самостоятельной, творчески мыслящей и физически здоровой личности, обладающей прочными базовыми знаниями и свободно адаптирующейся в современном обществе, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Эта миссия реализуется на основе интеграции основного и дополнительного образования, введения в процесс дополнительного образования авторских, модифицированных программ, а также за счет внедрения современных методик обучения и воспитания детей, их умений и навыков. Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития. Она предполагает расширение «воспитательного поля» в лицее, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения. Таким образом, основной целью дополнительного образования детей является создание условий для самоопределения, самореализации и саморазвития ребенка, приобщения его к мировой, отечественной, национальной культуре, воспитание патриотизма, гражданственности и любви к Родине, включения в социальное творчество. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач: - Обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование; - Творческое развитие личности реализация с этой целью программ дополнительного образования в интересах личности ребенка, общества, государства; - Развитие мотивации личности к познанию и творчеству; - Формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе; - Организация содержательного досуга; - Воспитание гражданственности и любви к Родине; Обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения творческого труда; - Формирование у детей и подростков законопослушного и ответственного поведения; - Устранение психофизических перегрузок в условиях образовательной среды. Система дополнительного образования детей создается в целях формирования единого образовательного пространства Лицея, повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. Система дополнительного образования детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования. Работа системы дополнительного образования детей в Лицее опирается на следующие приоритетные принципы: В • Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; • Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; • Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; • Единство обучения, воспитания, развития; • Практико – деятельностная основа образовательного процесса; • Бесплатность и общедоступность. Лицее реализуются типовые, модифицированные (усовершенствованные, адаптированные), авторские программы дополнительного образования, сроком реализации от 1 до 5 лет, имеют личностно-ориентированный характер и учитывают потребности детей, их родителей, социальной среды в целом. К числу ведущих потребностей, обучающихся в системе дополнительного образования в Лицее, относятся: 1. Творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развивать индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности. 2. Познавательные потребности детей и их родителей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в областях, выходящих за рамки программ школьного образования. 3. Коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами. 4. Компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения и общения. 5. Профориентационные потребности школьников, связанные с установкой на до профессиональную подготовку. 6. Досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени. Социальная значимость педагогических программ дополнительного образования обеспечивается следующим комплексом целей развития личности: познавательным развитием, реализуемым через дополнительные образовательные программы, а также программы для одаренных детей; социальной адаптацией, включающей опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы через осознанный и успешный выбор профессиональной деятельности, программы до профессиональной подготовки; раскрытием творческого потенциала через различные по содержанию и уровню освоения программы для детей с различными возможностями, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья развитием общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности, через разнообразные по познавательной проблематике программы, дающие выбор форм и средств организации свободного времени. Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей в Лицее, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и само ценности человека, его права на самореализацию, личностно равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения. Система дополнительного образования является составной частью учебно-воспитательного процесса МАОУ «Лицей №21» и организуется по 6 направленностям: 1. Туристско-краеведческая; 2. Физкультурно-спортивная; 3. Художественная; 4. Естественно – научная; 5. Социально-гуманитарная; 6. Техническая. Целью реализации туристско – краеведческой направленности является: Популяризация краеведческих знаний; Формирование у обучающихся целостного представления о родном крае; Сохранение и развитие социально-экономических и культурных достижений и традиций; Развитие гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей подрастающего поколения. Туристско-краеведческая направленность в учебном плане дополнительного образования представлена: - Туристическим клубом «Аметист» для детей 10-18 лет в объёме 25 часов в неделю; - Клубом «Юные музееведы» для детей 10-18 лет в объёме 9 часов в неделю; - Клубом «Юного геолога» для обучающихся 10-18 лет в объеме 9 часов в неделю. Целью реализации физкультурно-спортивной направленности является всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья. Физкультурно-спортивная направленность в учебном плане дополнительного образования представлена: - Секцией «Баскетбол» для детей 10-14 лет в объёме 3 часа в неделю; - Секцией «Настольный теннис» для детей 10 -18лет в объеме 3 часа в неделю - Секцией «Волейбол» для детей 10-18 лет в объеме 3 часа в неделю Социально-гуманитарная направленность в учебном плане дополнительного образования представлена: Телестудией «Лицей - Арт» для детей 10-18 лет в объёме 9 часов в неделю. Целью реализации художественной направленности является развитие общей и эстетической культуры обучающихся, их художественных способностей в избранных видах искусства, развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирования коммуникативной и общекультурной компетенции обучающихся. Художественная направленность в учебном плане дополнительного образования представлена: учебными группами «Основы хореографии» для детей 10 - 18 лет в объёме 5 часов в неделю; Хореографическими группами «Шанс» для детей 10 - 18 лет в объёме 9 часов в - неделю; Вокально – инструментальным ансамблем «Кумквайт» для детей 13-18 лет в - объеме 4 часа в неделю; - Кружком «Дизайн костюма» для детей 13-18 лет в объёме 3 часа в неделю; - Кружком «Волшебная палитра» для детей 13 – 18 лет в объёме 4 часа в неделю; - Вокальной студией для детей 10-18 лет в объеме 6 часов в неделю; - Лицейским театром «Зеленая лампа» для детей 10-18 лет в объеме 9 часов в неделю; «Французско-итальянское кафе» для детей 10-18 лет в объеме 3 часа в неделю. Естественно – научная направленность в учебном плане дополнительного образования представлена: Турнирное и олимпиадное движение по биологии для детей 13-18 лет в объёме 0,5 часа в неделю; Турнирное и олимпиадное движение по химии для детей 13-18 лет в объёме 0,5 часа в неделю; Турнирное и олимпиадное движение по физике для детей 13-18 лет в объёме 0,5 часа в неделю; Турнирное и олимпиадное движение по математике для детей 13-18 лет в объёме 1 часа в неделю; Практико-ориентированное занятие по биологии для детей 13-18 лет в объёме 0,5 часа в неделю; Практико-ориентированное занятие по химии для детей 13-18 лет в объёме 0,5 часа в неделю; Практико-ориентированное занятие по физике для детей 13-18 лет в объёме 0,5 часа в неделю; Техническая направленность в учебном плане дополнительного образования представлена: - Студией мультимедийной журналистики для детей 10-18 лет в объеме 9 часов в неделю; - Кружком «Робототехника» для детей 10-18 лет в объёме 6 часов в неделю. Кружок разделен на 2 группы, каждая группа по 3 часа; - Кружком «Прототипирование» для детей10-18 лет в объёме3 часа в неделю. Организация образовательного процесса дополнительного образования осуществляется в соответствии с учебным планом, расписанием занятий, графиком учебного процесса в дополнительном образовании, санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования. Комплектование объединений по интересам организуется на добровольной основе (детей, родителей, педагогов), с учетом социального заказа. Каждый обучающийся имеет право посещать объединения дополнительного образования. Объединения дополнительного образования Лицея могут посещать на бесплатной основе дети от 5 до 18 лет, проживающие на территории Артёмовского городского округа. Режим занятий: занятия проводятся во второй половине дня, занятия в группах ведутся строго по расписанию. Расписание занятий объединений составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей, санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей, утверждается директором Лицея. При приеме в спортивные, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья обучающихся. Формы занятий - групповая и индивидуальная (определяются педагогом и программой). Численный состав объединения определяется нормативными документами и образовательной программой объединения. Ожидаемые результаты: - Расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов; - Повышение роли дополнительного образования детей в деятельности общеобразовательного учреждения; - Интеграция основного общего и дополнительного образования в условиях реформирования структуры и содержания общего образования; - Укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни; - Снижение роста негативных явлений в детской среде; - Духовно – нравственное оздоровление. Формы контроля и учета достижений, обучающихся: - Участие в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах, смотрах, выставках, фестивалях; - Участие в научно – практических конференциях; - Отчеты творческих коллективов; - Участие в образовательных событиях Лицея. Учебный план дополнительного образования на 2024-2025 учебный год с изменениями от 01.10.2024 Направленность образовательной программы Туристскокраеведческая Формы, названия объединений Ф. И. О. педагога Загайнов О. Н. 25 3 Клуб «Юный геолог» Клуб «Юные музееведы» Загайнов Н. А. Ипатова М. Н. 9 9 1 3 3 43 Секция «Баскетбол» 3 1 3 Секция «Настольный теннис» Загайнов Н.А. 3 1 3 Секция «Волейбол» Загайнов О. Н. 3 1 3 9 Кружок «Волшебная палитра» Вокальная студия Вокально-инструментальный ансамбль «Кумквайт» Учебные группы «Основы хореографии» Хореографические группы «Шанс» Дементьева К. А. Дементьева К. А. Затепякин Е. А. 4 6 4 1 2 1 4 3 4 Вакансия 5 2 Грецкая В.В 9 3 Кружок «Дизайн костюма» Смирнова О.Н. 3 1 3 2 3 3 3 3 Лицейский театр «Зеленая лампа» Голубцов И. В. Маликова С. Б. Насонова Л. В. Насонова Л. В. 3 3 3 3 1 1 1 3 3 3 Французско-итальянское кафе Всего по направленности Естественнонаучное 9 Зухович Н. Р. Всего по направленности Художественная Количество часов на группу 8 8 9 Туристический клуб «Аметист» Всего по направленности Физкультурноспортивная Количество Количество часов (всего) групп Турнирное и олимпиадное движение по биологии Турнирное и олимпиадное движение по химии Турнирное и олимпиадное движение по физике Турнирное и олимпиадное движение по математике Практико-ориентированное занятие по биологии Практико-ориентированное занятие по химии Практико-ориентированное занятие по физике Телестудия «Лицей-Арт» Техническая Студия мультимедийной журналистики Кружок «Прототипирование» Кружок «Робототехника» 3 Ибрагимова Т.М. 0.5 1 0.5 Чернобровкина С.В. 0.5 1 0.5 Новожилова И.Б. 0.5 1 0.5 1 1 1 Ибрагимова Т.М. 0.5 1 0.5 Чернобровкина С.В. 0.5 1 0.5 Новожилова И.Б. 0.5 1 0.5 Селезнева Н.В. Всего по направленности Социальногуманитарная 1 43 ТопорковаС.В. Всего по направленности Мадиева В.А Селиверстов Е.А. Селиверстов Е.А. Данилюк Р. Е. Всего по направленности 4 9 3 3 3 3 9 9 1 9 1 1 1 3 3 3 3 3 3 18 126