МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МАОУ "Лицей № 21" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководителем кафедры Заместителем директора по Директором МАОУ "Лицей предметов естественно- учебно-методической № 21" научного цикла работе ________________________ ________________________ ________________________ Иващененко О. Н. Чернобровкина С.В. Протокол №1 от «29» августа 2024 г. Рубцова Л. Н. Протокол №1 от «30» августа 2024 г. Приказ № 80/3 от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Индивидуальный проект» для обучающихся 10 класса Артемовский 2024 Рабочая программа предмета «Индивидуальный проект» составлена для учащихся 10 классов, осваивающих основную общеобразовательную программу среднего общего образования (ФГОС СОО). Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя и (или) тьютора по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и др.). Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. Цель предмета: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы. Задачи предмета: — реализация требований ФГОС СОО к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы; — формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебноисследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования; — повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы, а также усвоения знаний и учебных действий. В учебно-воспитательном процессе используются современные образовательные технологии (ИКТ, тьюторские технологии, проблемное обучение, учебное исследование, проблемно -поисковые технологии, творческие проекты). Элективный курс рассчитан на 34 часа. Он состоит из нескольких модулей, каждый из которых является необходимым элементом в общей структуре предмета. Логика чередования модулей выстроена таким образом, чтобы у обучающегося была возможность изучить часть теоретического материала самостоятельно или под руководством педагога. Другая часть модулей специально предназначена для совместной работы в общем коммуникативном пространстве и предполагает обсуждение собственных замыслов, идей, ходов. И наконец, третий тип модулей нацелен на собственную поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу деятельность в относительно свободном режиме. Проходя один модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала выдвинуть свою идею, затем проработать её, предъявить одноклассникам и другим заинтересованным лицам, получив конструктивные критические замечания, и успешно защитить свою работу. Количество часов на самостоятельную работу над проектом и исследованием можно также варьировать с учётом индивидуальной готовности обучающихся. Для самостоятельной работы важны умения, полученные в том числе на предыдущих этапах обучения, а именно умения искать, анализировать и оценивать необходимую для работы информацию. Коммуникативные события, которые включены в процесс тренировки и выполнения проекта или исследования, следует специально подготавливать и сценировать. Для этого необходимо заранее продумывать, как будет происходить процесс коммуникации, а именно: — что будет предметом доклада или сообщения участников события; — каковы функции в обсуждении каждого его участника: задаёт вопросы на понимание, высказывает сомнения, предлагает встречные варианты и т. д.; — какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с общей дискуссией, первоначальное обсуждение в группах или парах, распределение ролей и подготовка шаблонов обсуждения или спонтанные оценки сообщений; — кто является регулятором дискуссии — педагог, ведущий (регулирующий) этот курс, или привлечённый специалист, владеющий способностью выстраивать содержательное обсуждение, процессом проблематизации и способами выхода в позитивное продолжение работы. Программа является метапредметной, поскольку предполагает освоение ряда понятий, способов действия и организаторских навыков, стоящих «над» предметными способами работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод проблем в задачи, схематизация и использование знаков и символов, организация рефлексии, сценирование события. Сроки реализации программы - 1 год, в 10 классе. Форма аттестации: предзащита/защита индивидуального проекта в конце 10 класса. Оценка индивидуального проекта осуществляется в соответствии с локальным нормативным актом, отметка за индивидуальный проект выставляется в аттестат о среднем общем образовании. Планируемые результаты освоения предмета В результате прохождения предмета на уровне среднего общего образования у учащихся будут достигнуты следующие предметные результаты: Учащийся научится: — давать определения понятиям: проблема, позиция, проект, проектирование, исследование, конструирование, планирование, технология, ресурс проекта, риски проекта, техносфера, гипотеза, предмет и объект исследования, метод исследования, экспертное знание; — раскрывать этапы цикла проекта; — самостоятельно применять приобретённые знания в проектной деятельности при решении различных задач с использованием знаний одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; — владеть методами поиска, анализа и использования научной информации; — публично излагать результаты проектной работы. Содержание элективного предмета «Индивидуальный проект» Модуль 1. Культура исследования и проектирования (5 ч) Знакомство с современными научными представлениями о нормах проектной и исследовательской деятельности, а также анализ уже реализованных проектов. Раздел 1.1. Что такое проект и почему реализация проекта — это сложно, но интересно. Понятие проекта. Происхождение понятия. Цели проектов. Проекты, оказавшие влияние на жизнь большей части человечества. Отечественные и зарубежные масштабные проекты. Непредсказуемые последствия проектов Раздел 1.2. Учимся анализировать проекты. Замысел проекта. Реализация проекта. Основные видимые признаки проекта. Сложности понимания и осуществления проектных идей. Конечный результат проекта. Логика работы проектировщика. Отличие проектирования от занятий искусством, математикой и других профессиональных занятий. Реальное и воображаемое в проектировании. Раздел 1.3. Техническое проектирование и конструирование. Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность, конструирование, техническое проектирование. Понятие «техносфера». Искусственная среда. Конструирование и конструкции. Анализ и синтез вариантов конструкции. Функция конструкции. Личное действие в проекте. Отчуждаемый продукт. Раздел 1.4. Социальное проектирование как возможность улучшить социальную сферу и закрепить определённую систему ценностей в сознании учащихся. Отличие проекта от дела. Социальное проектирование. Старт социального проекта. Отношения, ценности и нормы в социальном проекте. Проектирование ценности. Проектирование способов деятельности. Мероприятия проекта. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационно-консультативные, экологические. Личная ответственность за происходящее вокруг нас. 2018 год — год добровольца (волонтёра) в РФ. Организация «Добровольцы России» Раздел 1.5. Анализ проекта. Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного Солнца». Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. План реализации проекта. Результаты проекта. Анализируем проекты сверстников: возможности 1Ттехнологий для междисциплинарных проектов: Математическое моделирование, компьютерное моделирование, программное обеспечение, агроинженерия. Раздел 1.6. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования. Цель и результат исследования. Исследования фундаментальные и прикладные. Монодисциплинарные и междисциплинарные исследования. Гипотеза и метод исследования. Способ и методика исследования Модуль 2. Самоопределение (2 ч) Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта. Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности. Приоритетные направления развития: транспорт, связь, новые материалы, здоровое питание, агробиотехнологии, «умные дома» и «умные города». Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Позитивный образ будущего для себя и для других. Понятие качества жизни Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Позитивный образ будущего для себя и для других. Понятие качества жизни Раздел 2.2. Формируем отношение к проблемам. Знакомимся с проектными движениями. Проблемы практические, научные, мировоззренческие. Проблемы глобальные, национальные, региональные, локальные. Комплексные проблемы. Президентский форум «Месторождение талантов», молодёжные программы «Шаг в будущее», «Билет в будущее». Варианты самоопределения при выборе темы: актуальность, желание осуществить изменения, стремление обеспечить развитие, получение новых знаний и др. Модуль 3. Замысел проекта (4 ч) Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» при осуществлении проектирования. Цель, задачи, результаты. Проблемная ситуация. Позиции конструктора, учёного, управленца, финансиста. Цели и ценности проекта. Личное отношение к ситуации. Соотнесение прогноза и идеала. Постановка цели и принятие цели. Заказчик проекта. Перевод проблемы и цели в задачи. Соотношение имеющихся и отсутствующих знаний и ресурсов. Раздел 3.2. Роль акции в реализации проектов. Ресурсы проекта. Понятие и сущность акции. Отличие акции от проекта. Роль акции в реализации проекта. Ресурс для реализации проекта. Средства достижения цели проекта. Участники проекта. Интересанты проекта Раздел 3.3. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ. Информационный ресурс. Объективность информации. Экспертное знание. Совпадающие и различающиеся позиции. Выявление оснований расхождения мнений/ Модуль 4. Условия реализации проекта (3 ч) Раздел 4.1. Планирование действий. Освоение понятий: планирование, прогнозирование, спонсор, инвестор, благотворитель. Понятие планирования. Основная функция планирования. Инструменты планирования. Контрольные точки планируемых работ. Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий: кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнес-ангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый рынок, краудфандинг. Понятие бюджета проекта. Собственные средства. Привлечённые средства. Источники финансирования. Венчурные фонды. Кредитование Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность использования вклада каждого участника. Особенности работы команды над проектом, проектная команда, роли и функции в проекте. Работа с разными позициями. Противники проекта. Сторонники проекта. Команда проекта. Модели управления проектами. Контрольная точка. Ленточная диаграмма (карта Ганта). Дорожная карта. Модуль 5. Трудности реализации проекта (2 ч) Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта. Риски проекта. Жизненный цикл проекта. Жизненный цикл продукта. Переосмысление замысла. Несовпадение замысла и его реализации. Возможные риски проекта. Способы предупреждения рисков. Раздел 5.2. Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика». Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. План реализации проекта. Результаты проекта. Средства реализации проекта. Вариативность средств. Прорывные технологии и фундаментальные знания. Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (2 ч) Раздел 6.1. Позиция эксперта. Оцениваем проекты сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Экспертная позиция. Экспертное мнение и суждение. Разные подходы к проблематике проектов. Запрос на ноу-хау и иные вопросы эксперту. Описание ситуации для постановки проблемы и задач на примере проектно-конструкторской работы. Преимущество проектируемого инструмента. Анализ ограничений существующих аналогов. Цель проекта. Дорожная карта проекта. Раздел 6.2. Оценка начального этапа исследования. Актуальность темы исследования. Масштаб постановки цели. Методики исследования. Ход проведения исследования. Обзор научной литературы. Достоверность выводов Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (5 ч) Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Изобретения. Технологии. Технологические долины. Наукограды. Использование технологий для решения проблем. Раздел 7.2. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Социологический опрос как метод исследования. Использование опроса при проектировании и реализации проекта. Интернет-опросы. Понятие генеральной совокупности. Раздел 7.3. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Возможности сетей для поиска единомышленников и продвижения проектов Раздел 7.4. Использование видеоролика в продвижении проекта. Создание видеоролика как средство продвижения проекта. Создание «эффекта присутствия». Сценарий. Съёмка. Монтаж. Раздел 7.5. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности. Выстраивание структуры текста для защиты. Основные пункты и тезисы выступления. Наглядность, ёмкость, информативность выступления Модуль 8. Написание индивидуального проекта (10 ч) Раздел 8.1. Планирование работы. Особенности планирования проектной работы. Почему нужно заранее четко планировать ход выполнения работы. Составление плана своей проектной работы. Раздел 8.2. Работа над введением собственного проекта. Актуальность. Предмет и объект исследования. «объекта» и «предмета» исследования в исследовательской работе и проекте. Чем отличаются эти понятия. Примеры. Практика. Основные термины: «Объект», «Предмет». Для чего в исследовательских и проектных работах выделяют объект? Как отличить объект от предмета? Раздел 8.3. Работа над введением собственного проекта. Проблема. Цель, задачи, гипотеза. Что такое проблема и проблемный вопрос? Определить проблемы интересующие предполагаемого проекта. Важная проблема, которая должна быть решена: какой вопрос ты хочешь сформулировать и каким образом ты планируешь псапролучать ответ на него в своей работе. Постановка цели и задачи. Цель проекта -решение исходной проблемы. Проектный продукт - средство решения проблемы проекта. Умение составлять вопросы. Гипотеза, прогнозирование. Раздел 8.4. Написание теоретической части проекта. Источники информации, способы её обработки. Теоретическая часть, построенная на основании анализа источников информации (не менее 5 источников). Допускается использование Интернет-ресурсов с их обязательным указанием в разделе «Список использованных источников информации». Способы получения и переработки информации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Раздел 8.5. Написание теоретической части проекта. Ссылки и правила цитирования. Учиться правильно записывать литературу, используемую в проекте. Поиск информации в сети Интернет. Почему нельзя всецело доверять Википедии. Раздел 8.6. Работа над практической частью проекта.. Методы исследования и проектирования. Что такое метод исследования или достижения проектной цели. Методы исследования: анкетирование, эксперимент, наблюдение. Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных. Раздел 8.7. Самостоятельная работа над практической частью проекта. Соединение полученных знаний по созданию документов с выбранной темой проекта. На этапе практической реализации проекта учащиеся оформляют проекты по своим темам в соответствии с принятыми формами представления результата проектной деятельности и правилами (памятка учащегося). Раздел 8.8. Подведение итогов, написание заключительной части. Анализ выводов по теоретической, практической главам. Предложения об использовании разработок, рекомендации по их использованию, прогноз перспектив дальнейших исследований. Акцент на новизне проекта (для этого можно перечислить сложности, с которыми пришлось столкнуться при написании, - чем их больше, тем менее разработана тема, следовательно, и тем ценнее полученный результат). Общий итог - выполнение задач, достижение цели, подтверждение выдвинутой гипотезы, рекомендации. Обобщение наиболее важных результатов проектной работы, перспективы. Раздел 8.9. Подготовка отчета о работе. Подготовка материала для доклада. Структура составления отчета и презентации о проектной работе. Что такое инфографика и возможность ее использования в защите проекта. Модуль 9. Презентация и защита индивидуального проекта (2 ч) Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов/ исследований старшеклассников, рекомендации к её подготовке и проведению. Тематическое планирование № п/п название модулей и количество часов электронные (цифровые) тем программы образовательные ресурсы Всего Контрольные работы Культура исследования и 5 проектирования (5 ч) 0 https://rdsh.education/rdshts/ Самоопределение (2 ч) 2 0 https://rdsh.education/rdshts/ Замысел проекта (4 ч) 4 0 https://rdsh.education/rdsh- ts/ Условия реализации 3 проекта (3 ч) 0 Трудности реализации 2 проекта (2 ч) 0 Предварительная защита 2 и экспертная оценка проектных и исследовательских работ (2 ч) 0 Дополнительные 5 возможности улучшения проекта (5 ч) 0 https://rdsh.education/rdshts/ Написание 10 индивидуального проекта (10 ч) 0 https://rdsh.education/rdshts/ Презентация и защита 2 индивидуального проекта (2 ч) защита проекта https://rdsh.education/rdshts/ Тематическое планирование Курс рассчитан на 34часа. Итоговое занятие проходит в форме научно-практической конференции. № Тема Содержание Модуль 1. Культура исследования и проектирования (6 ч) Колич ество часов 1. 2. Что такое проект и почему Понятие проекта. Происхождение понятия. 1 реализация проекта — это Цели проектов. Проекты, оказавшие сложно, но интересно. влияние на жизнь большей части человечества. Отечественные и зарубежные масштабные проекты. Непредсказуемые последствия проектов Учимся анализировать Замысел проекта. Реализация проекта. 1 проекты Основные видимые признаки проекта. Сложности понимания и осуществления проектных идей. Конечный результат проекта. Логика работы проектировщика. Отличие проектирования от занятий искусством, математикой и других профессиональных занятий. Реальное и воображаемое в проектировании 3. 4. Техническое Понятие «техносфера». Искусственная 1 проектирование и среда. Конструирование и конструкции. конструирование как типы Анализ и синтез вариантов конструкции. деятельности Функция конструкции. Личное действие в проекте. Отчуждаемый продукт Социальное Отличие проекта от дела. Социальное 1 проектирование: как сделать проектирование. Старт социального лучше общество, в котором проекта. Отношения, ценности и нормы в мы живём. социальном проекте. Проектирование ценности. Проектирование способов деятельности. Мероприятия проекта. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских проектов: социокультурные, информационноконсультативные, экологические. Личная ответственность за происходящее вокруг нас. 2018 год — год добровольца (волонтёра) в РФ. Организация «Добровольцы России» 5. Анализ проектов 1 Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного Солнца». Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. План реализации проекта. Результаты проекта. Анализируем проекты сверстников: возможности ^технологий для междисциплинарных проектов: Математическое моделирование, компьютерное моделирование, программное обеспечение, агроинженерия 6. 7. Исследование как элемент Цель и результат исследования. 1 проекта и как тип Исследования фундаментальные и деятельности прикладные. Монодисциплинарные и междисциплинарные исследования. Гипотеза и метод исследования. Способ и методика исследования Модуль 2. Самоопределение (2 ч) Проекты и технологии: Приоритетные направления развития: 1 выбираем сферы транспорт, связь, новые материалы, деятельности. здоровое питание, агробиотехнологии, «умные дома» и «умные города». Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Позитивный образ будущего для себя и для других. Понятие качества жизни Проблемы практические, научные, 1 мировоззренческие. Проблемы глобальные, национальные, региональные, локальные. Комплексные проблемы. 8. Формируем отношение к Президентский форум «Месторождение проблемам. Знакомимся с талантов», молодёжные программы «Шаг проектными движениями. в будущее», «Билет в будущее». Варианты самоопределения при выборе темы: актуальность, желание осуществить изменения, стремление обеспечить развитие, получение новых знаний и др. Модуль 3. Замысел проекта (4 ч) 9. Проблемная ситуация. Позиции 1 конструктора, учёного, управленца, финансиста. Понятия «проблема» и Цели и ценности проекта. Личное «позиция» при отношение к ситуации. Соотнесение прогноза и идеала. Постановка цели и осуществлении принятие цели. Заказчик проекта. проектирования. Цель, задачи, результаты. Перевод проблемы и цели в задачи. Соотношение имеющихся и отсутствующих знаний и ресурсов. 10. Роль акции в реализации 1 проекта. Ресурсы проекта. Понятие и сущность акции. Отличие акции от проекта. Роль акции в реализации проекта. Ресурс для реализации проекта. Средства достижения цели проекта. Участники проекта. Интересанты проекта Поиск недостающей Информационный ресурс. 1 информации, её обработка Объективность информации. Экспертное и анализ знание. Совпадающие и различающиеся позиции. Выявление оснований расхождения мнений Модуль 4. Условия реализации проекта (3 ч) Понятие планирования. Основная 1 12 Планирование действий функция планирования. Инструменты — шаг за шагом по пути к планирования. Контрольные точки реализации проекта планируемых работ Сторонники и команда 13 1 проекта: как эффективно Работа с разными позициями. использовать уникальный Противники проекта. Сторонники проекта. вклад каждого участника Команда проекта. Модели управления проектами. Контрольная точка. Ленточная диаграмма (карта Ганта). Дорожная карта Модуль 5. Трудности реализации проекта (2 ч) Переход от замысла к 14 1 реализации проекта. Риски Жизненный цикл проекта. Жизненный проекта цикл продукта. Переосмысление замысла. Несовпадение замысла и его реализации. Возможные риски проекта. Способы предупреждения рисков Практическое занятие. 15 1 Анализ проектного Проблема. Цель проекта. Задачи проекта. замысла «Завод по План реализации проекта. Результаты переработке пластика» проекта. Средства реализации проекта. Вариативность средств. Прорывные технологии и фундаментальные знания Модуль 6. Предварительная защита и экспертная оценка проектных исследовательских работ (2 ч) Позиция эксперта. Экспертная позиция. Экспертное мнение 1 16 Оцениваем проекты и суждение. Разные подходы к сверстников: проект проблематике проектов. Запрос на ноу«Разработка портативного хау и иные вопросы эксперту. металлоискателя» Описание ситуации для постановки проблемы и задач на примере проектноконструкторской работы. Преимущество проектируемого инструмента. Анализ ограничений существующих аналогов. Цель проекта. Дорожная карта проекта Оценка начального этапа Актуальность темы исследования. 17 1 исследования Масштаб постановки цели. Методики исследования. Ход проведения исследования. Обзор научной литературы. Достоверность выводов Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта (5 ч) 18 1 Технология как мост от Изобретения. Технологии. идеи к продукту Технологические долины. Наукограды. 11. и 19 Опросы как эффективный инструмент проектирования 20 Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов Использование видеоролика в продвижении проекта 21 22 23 24 25 26 Использование технологий для решения проблем. Социологический опрос как метод 1 исследования. Использование опроса при проектировании и реализации проекта. Интернет-опросы. Понятие генеральной совокупности Возможности сетей для поиска 1 единомышленников и продвижения проектов Создание видеоролика как средство 1 продвижения проекта. Создание «эффекта присутствия». Сценарий. Съёмка. Монтаж Выстраивание структуры текста для 1 защиты. Основные пункты и тезисы выступления. Наглядность, ёмкость, информативность выступления Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности Модуль 8. Написание индивидуального проекта (10 ч) Планирование работы. Особенности планирования 1 проектной работы. Почему нужно заранее четко планировать ход выполнения работы. Составление плана своей проектной работы. Работа над введением Актуальность как четкие и собственного проекта. лаконичные обоснования Актуальность. Предмет и целесообразности выбора темы проекта и объект исследования. проведения самого исследования. Формулировки «объекта» и «предмета» исследования в исследовательской работе и проекте. Чем отличаются эти понятия. Примеры. Практика. Основные термины: «Объект», «Предмет». Для чего в исследовательских и проектных работах выделяют объект? Как отличить объект от предмета? Работа над введением Что такое проблема и проблемный 1 собственного проекта. вопрос? Определить проблемы Проблема. Цель, задачи, интересующие предполагаемого проекта. гипотеза. Важная проблема, которая должна быть решена: какой вопрос ты хочешь сформулировать и каким образом ты планируешь получать ответ на него в своей работе. Постановка цели и задачи. Цель проекта -решение исходной проблемы. Проектный продукт - средство решения проблемы проекта. Умение составлять вопросы. Гипотеза, прогнозирование. Теоретическая часть, построенная 2 Написание теоретической части проекта. Источники на основании анализа источников информации, обработки. способы её информации (не менее 5 источников). Допускается использование Интернетресурсов с их обязательным указанием в разделе «Список использованных источников информации». Способы получения и переработки информации. Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Написание теоретической Учиться правильно записывать 1 27 части проекта. Ссылки и литературу, используемую в проекте. правила цитирования. Поиск информации в сети Интернет. Почему нельзя всецело доверять Википедии. Работа над практической Что такое метод исследования или 1 28 частью проекта.. Методы достижения проектной цели. Методы исследования и исследования: анкетирование, проектирования. эксперимент, наблюдение. Сбор материала для исследования. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Обобщение полученных данных. Соединение полученных знаний по 2 2930 Самостоятельная работа над практической частью созданию документов с выбранной темой проекта. проекта. На этапе практической реализации проекта учащиеся оформляют проекты по своим темам в соответствии с принятыми формами представления результата проектной деятельности и правилами (памятка учащегося). Подведение итогов, Анализ выводов по теоретической, 1 31 написание заключительной практической главам. Предложения об части. использовании разработок, рекомендации по их использованию, прогноз перспектив дальнейших исследований. Акцент на новизне проекта (для этого можно перечислить сложности, с которыми пришлось столкнуться при написании, чем их больше, тем менее разработана тема, следовательно, и тем ценнее полученный результат). Общий итог выполнение задач, достижение цели, подтверждение выдвинутой гипотезы, рекомендации. Обобщение наиболее важных результатов проектной работы, перспективы. Подготовка отчета о работе. Подготовка материала для доклада. Структура составления отчета и1 презентации о проектной работе. Что такое инфографика и возможность ее использования в защите проекта. Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта (2/4 ч) Работа над презентацией и защитным 2 3334 Презентация и защита словом индивидуального проекта 34 Ито го 32 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса. Обязательные учебные материалы для обучающихся. Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ [М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак]. М:. Просвещение Методические материалы для учителя Индивидуальный проект. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ [М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак]. - М.: Просвещение Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет Российское движение школьников https://rdsh.education/rdsh-ts/ С учетом рабочей программы воспитания МАОУ «Лицей №21» (модуль «Школьный урок») воспитательный потенциал урока реализуется через: • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; • включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Выбор тех или иных форм и способов воспитательной работы на уроке учитель определяет самостоятельно в соответствии с целями и задачами урока.