МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МАОУ "Лицей № 21" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководителем кафедры предметов естественнонаучного цикла Заместителем директора по учебно-методической работе Директором МАОУ "Лицей №21" ________________________ ________________________ ________________________ Иващененко О. Н. Чернобровкина С.В. Рубцова Л. Н. Приказ № 80/3 Протокол №1 Протокол №1 от «30» августа 2024 г. от «29» августа 2024 г. от «30» августа 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Прикладная биология» для обучающихся 8 классов Артемовский 2024 Пояснительная записка Программа «Практическая биология» ориентирована на приобретение знаний по разделам биологии (микробиологии, микологии и зоологии), на развитие практических умений и навыков, поставлена на формирование интереса к опытной, экспериментальной и исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творческой активности обучающихся. Актуальность и особенность программы. Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию учебной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта. Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно-исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 8 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике. Программа «Практическая биология» в занимательной форме знакомит детей с разделами биологии: микробиологии, зоологии, в более расширенном формате, готовит к олимпиадам и конкурсам различных уровней. Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Цель и задачи программы Цель: формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру живых организмов, приобретение необходимых практических умений и навыков проведения экспериментов, основ исследовательской деятельности. Задачи: Личностные: - расширение кругозора обучающихся; - расширение и углубление знаний обучающихся по овладению основами методов познания, характерных для естественных наук (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение); метапредметные: - формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. - развитие умений и навыков проектно - исследовательской деятельности; - развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно приобретать и применять знания на практике. Воспитательные: - воспитание экологической грамотности; - воспитание эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру;При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты: -использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, метод проектов); -организация проектной деятельности школьников и проведение м и н и - конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме. Срок реализации программы - 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения: 34 часа. Планируемые результаты освоения программы. -иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении; -знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; -уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; -уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; -владеть планированием и постановкой биологического эксперимента. Ожидаемые результаты Личностные результаты: -знания основных принципов и правил отношения к живой природе; -развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы; развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое); -эстетического отношения к живым объектам. Метапредметные результаты: -овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; -умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; -умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. -развитие глубоких системных знаний при изучении биологических процессов и явлений разной сложности; - формирование проектно-исследовательских навыков и знаний; - расширение самостоятельности и самоконтроля. Предметные результаты: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: -выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; -объяснение роли биологии в практической деятельности людей; -сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; -умение работать с определителями, лабораторным оборудованием; -овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. 2. В ценностно-ориентационной сфере: -знание основных правил поведения в природе; -анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. 3. В сфере трудовой деятельности: -знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; -соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами. 4. В эстетической сфере: -овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение. (1 час) Во введении учащиеся знакомятся с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ. Удивительная наука – биология. Что изучает биология? Биология — наука о всевозможных проявлениях жизни на Земле. Царства органического мира. Общие сведения о многообразии живых организмов. Раздел 1. Микромир (7 часов) 1. Клетка и ткани животных. Строение животной клетки, состав, свойства, включения. Многообразие тканей животных. Практические работы: - Работа с многообразием тканей животных по готовым препаратам. 2. Простейшие под микроскопом. Протозоология – наука о простейших. Многообразие и виды простейших. Интересные факты о простейших. Значение простейших в природе и для человека. Практические работы: - Знакомство со строением и передвижением простейших (инфузории-туфельки, эвглены зеленой). - Микроскопическое исследование живых организмов в капле грязной воды. 3. Колонии и культуры микроорганизмов. Методы выращивания и приготовления питательных сред. Значение колоний микроорганизмов для человека. Природные антибиотики: лук и чеснок, лекарственные антибиотики: тетрациклин, стрептомицин. Практические работы: - Изучение строения плесневых и дрожжевых грибов. - Влияние природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие микроорганизмов. Раздел 2. Практическая зоология (13 часов) 1. Многоклеточные животные. Беспозвоночные. (10 часов) Двуслойные и трехслойные многоклеточные животные. Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые. Строение дождевого червя. Тип Моллюски. Внешнее строение морских моллюсков. Тип Членистоногие. Низшие раки. Высшие раки. Внешнее строение речного рака. Значение ракообразных в природе и жизни человека. Внешнее строение паукообразных и насекомых. Многообразие насекомых в природе. Значение паукообразных и насекомых в природе и жизни человека. Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых. Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека. Лабораторные и практические работы - Внешнее строение дождевых червей и способы передвижения дождевых червей. - Внешнее строение морских моллюсков. - Внешнее строение ракообразных, приспособленность ракообразных к средам обитания. - Многообразие и строение насекомых в связи с приспособлением к разным средам обитания. 2. Многоклеточные животные. Позвоночные. (5 часов) Особенности внешнего и внутреннего строения и поведения рыб. Изучение скелета рыб. Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки и тритона. Особенности внешнего строения пресмыкающихся на примере ящерицы. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Многообразие птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих. 3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (10 часов) Эволюция покровов тела Хордовых животных. Значение покровов тела в жизни Хордовых животных. Эволюция нервной система Хордовых Эволюция кровеносной системы Хордовых Эволюция дыхательной системы Хордовых Эволюция пищеварительной системы Хордовых Эволюция выделительной системы Хордовых Эволюция половой системы Хордовых Лабораторные и практические работы - Внешнее строение рыб. Покровы тела земноводных и пресмыкающихся. - Перьевой покров птиц. Покровы тела млекопитающих. Формы контроля и аттестации обучающихся Для отслеживания результативности образовательного процесса по программе «Практическая биология» используются следующие виды контроля: - текущий контроль (в течение всего срока реализации программы); - итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по итогам реализации программы). Формы аттестации - самостоятельная работа; - тестирование; - творческие отчеты; Текущий контроль: Формами контроля усвоения учебного материала программы являются отчеты по практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, создание презентации по теме и т. д По окончании каждой темы проводится итоговое занятие в виде тематического тестирования. Тематическое планирование № 1 2 3 Тема Введение Микромир Клетка и ткани животных Простейшие под микроскопом. Колонии и культуры микроорганизмов Многоклеточные животные Многоклеточные животные. Беспозвоночные Многоклеточные животные. Позвоночные Количество часов 1 8 2 3 3 13 8 5 4 5 Эволюция строения и функций органов и их систем у животных Обобщение и повторение курса 10 1 34 итог Использование электронных (цифровых) образовательных ресурсов 1. https://resh.edu.ru/ 2. https://learningapps.org/