Рабочая программа по предмету Прикладная биология, 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Артемовского городского округа
МАОУ "Лицей № 21"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководителем кафедры
предметов естественнонаучного цикла

Заместителем директора по
учебно-методической
работе

Директором МАОУ "Лицей
№21"
________________________

________________________ ________________________

Иващененко О. Н.
Чернобровкина С.В.
Рубцова Л. Н. Приказ № 80/3
Протокол №1
Протокол №1
от «30» августа 2024 г.
от «29» августа 2024 г.
от «30» августа 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Прикладная биология»
для обучающихся 8 классов

Артемовский 2024
Пояснительная записка

Программа «Практическая биология» ориентирована на приобретение знаний по разделам
биологии (микробиологии, микологии и зоологии), на развитие практических умений и
навыков, поставлена на формирование интереса к опытной, экспериментальной и
исследовательской деятельности, которые способствуют познавательной и творческой
активности обучающихся.
Актуальность и особенность программы.
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в
области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым
образовательным стандартам предусматривает организацию учебной деятельности,
которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и
поддержание его таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных
условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися
практическими умениями и навыками, проектно-исследовательской деятельностью.
Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 8
классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение
полученных знаний на практике. Программа «Практическая биология» в занимательной
форме знакомит детей с разделами биологии: микробиологии, зоологии, в более
расширенном формате, готовит к олимпиадам и конкурсам различных уровней.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и
индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать
коллективную и индивидуальную деятельность.
Цель и задачи программы
Цель: формирование у обучающихся глубокого и устойчивого интереса к миру живых
организмов, приобретение необходимых практических умений и навыков проведения
экспериментов, основ исследовательской деятельности.
Задачи:
Личностные:
- расширение кругозора обучающихся;
- расширение и углубление знаний обучающихся по овладению основами методов
познания, характерных для естественных наук (наблюдение, сравнение, эксперимент,
измерение);
метапредметные:
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
- развитие умений и навыков проектно - исследовательской деятельности;
- развитие творческих способностей и умений учащихся самостоятельно
приобретать и применять знания на практике.
Воспитательные:
- воспитание экологической грамотности;
- воспитание эмоционально- ценностного отношения к окружающему миру;При
организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

-использование личностно-ориентированных технологий (технология развития
критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в
сотрудничестве, метод проектов);
-организация проектной деятельности школьников и проведение м и н и - конференций,
позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по
выбранной теме.
Срок реализации программы - 1 год. Общее количество учебных часов,
запланированных на весь период обучения: 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы.

-иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации,
составлении доклада, публичном выступлении;
-знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
-уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать
определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
-уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
собственную точку зрения;
-владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
-знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
-развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы; развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать,
сравнивать, делать выводы и другое);
-эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть
проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,
классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения,
структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и
оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
-развитие глубоких системных знаний при изучении биологических процессов и явлений
разной сложности;
- формирование проектно-исследовательских навыков и знаний;
- расширение самостоятельности и самоконтроля.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
-выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; классификация — определение принадлежности биологических объектов к
определенной систематической группе;
-объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения
на основе сравнения;
-умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
-знание основных правил поведения в природе;
-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
4. В эстетической сфере:
-овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение. (1 час)
Во введении учащиеся знакомятся с планом работы и техникой безопасности при
выполнении лабораторных работ.
Удивительная наука – биология. Что изучает биология? Биология — наука о
всевозможных проявлениях жизни на Земле. Царства органического мира. Общие
сведения о многообразии живых организмов.
Раздел 1. Микромир (7 часов)
1. Клетка и ткани животных. Строение животной клетки, состав, свойства,
включения. Многообразие тканей животных.
Практические работы:
- Работа с многообразием тканей животных по готовым препаратам.
2. Простейшие под микроскопом. Протозоология – наука о простейших. Многообразие
и виды простейших. Интересные факты о простейших. Значение простейших в природе и
для человека.
Практические работы:
- Знакомство со строением и передвижением простейших (инфузории-туфельки, эвглены
зеленой).
- Микроскопическое исследование живых организмов в капле грязной воды.
3. Колонии и культуры микроорганизмов. Методы выращивания и приготовления
питательных сред. Значение колоний микроорганизмов для человека. Природные
антибиотики: лук и чеснок, лекарственные антибиотики: тетрациклин, стрептомицин.
Практические работы:
- Изучение строения плесневых и дрожжевых грибов.
- Влияние природных и лекарственных антибиотиков на рост и развитие
микроорганизмов.
Раздел 2. Практическая зоология (13 часов)
1. Многоклеточные животные. Беспозвоночные. (10 часов)
Двуслойные и трехслойные многоклеточные животные.
Тип Кольчатые черви. Класс Малощетинковые. Строение дождевого червя.
Тип Моллюски. Внешнее строение морских моллюсков.
Тип Членистоногие. Низшие раки. Высшие раки. Внешнее строение речного рака.
Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Внешнее строение паукообразных и насекомых. Многообразие насекомых в природе.
Значение паукообразных и насекомых в природе и жизни человека.
Класс Насекомые. Внешнее строение насекомых. Многообразие насекомых. Значение
насекомых в природе и жизни человека.
Лабораторные и практические работы
- Внешнее строение дождевых червей и способы передвижения дождевых червей.
- Внешнее строение морских моллюсков.
- Внешнее строение ракообразных, приспособленность ракообразных к средам
обитания. - Многообразие и строение насекомых в связи с приспособлением к разным
средам обитания.

2. Многоклеточные животные. Позвоночные. (5 часов)
Особенности внешнего и внутреннего строения и поведения рыб. Изучение скелета рыб.
Особенности внешнего и внутреннего строения земноводных на примере лягушки и
тритона.
Особенности внешнего строения пресмыкающихся на примере ящерицы.
Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Многообразие птиц.
Особенности внешнего и внутреннего строения млекопитающих.
3. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (10 часов)
Эволюция покровов тела Хордовых животных.
Значение покровов тела в жизни Хордовых животных.
Эволюция нервной система Хордовых
Эволюция кровеносной системы Хордовых
Эволюция дыхательной системы Хордовых
Эволюция пищеварительной системы Хордовых
Эволюция выделительной системы Хордовых
Эволюция половой системы Хордовых
Лабораторные и практические работы
- Внешнее строение рыб. Покровы тела земноводных и пресмыкающихся.
- Перьевой покров птиц. Покровы тела млекопитающих.
Формы контроля и аттестации обучающихся
Для отслеживания результативности образовательного процесса по программе
«Практическая биология» используются следующие виды контроля:
- текущий контроль (в течение всего срока реализации программы);
- итоговый контроль (заключительная проверка знаний, умений, навыков по
итогам реализации программы).
Формы аттестации
- самостоятельная работа;
- тестирование;
- творческие отчеты;
Текущий контроль:
Формами контроля усвоения учебного материала программы являются отчеты по
практическим работам, творческие работы, выступления на семинарах, создание
презентации по теме и т. д
По окончании каждой темы проводится итоговое занятие в виде тематического тестирования.

Тематическое планирование
№
1
2

3

Тема
Введение
Микромир
Клетка и ткани животных
Простейшие под микроскопом.
Колонии и культуры микроорганизмов
Многоклеточные животные
Многоклеточные животные. Беспозвоночные
Многоклеточные животные. Позвоночные

Количество часов
1
8
2
3
3
13
8
5

4
5

Эволюция строения и функций органов и их
систем у животных
Обобщение и повторение курса

10
1
34

итог
Использование электронных (цифровых) образовательных ресурсов
1. https://resh.edu.ru/
2. https://learningapps.org/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».