МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МАОУ "Лицей № 21" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель кафедры Заместитель директора по Директор естественнонаучного цикла учебно-методической работе МАОУ "Лицей № 21" МАОУ "Лицей № 21" МАОУ "Лицей № 21" _______________________ ______________________________ ________________________ Рубцова Л.Н. Иващененко О. Н. Чернобровкина С. В. Протокол №1 Протокол №1 .Приказ №64/4 от «30» августа 2023 г. от «30» августа 2023 г. от «30» августа 2023 г . РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Практикум. Профиль. Химия» для обучающихся 9 класса Составитель: Чернобровкина С.В. г. Артемовский. 2023 г. Планируемые результаты освоения курса На занятиях внеурочной деятельности «Практикум.Профиль.Химия» обучающиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки. Занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на внеурочных занятиях, помогут обучающимся в подготовке к экзамену по химии и в дальнейшем осознанно выбрать направление профильного обучения. Предметными результатами освоения программы являются: - в познавательной сфере: описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого русский язык и язык химии; наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту; - в ценностно-ориентационной сфере: строить свое поведение в соответствии с принципами бережного отношения к природе; - в трудовой сфере: планировать и осуществлять самостоятельную работу по повторению и освоению теоретической части, планировать и проводить химический эксперимент; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами; - в сфере безопасности жизнедеятельности: оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием. Личностными результатами являются: - в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую науку, отношение к труду, целеустремленность, самоконтроль и самооценка; - в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории; - в познавательной сфере: мотивация учения, умение управлять своей познавательной деятельности. Метапредметными результатами являются: - владение универсальными естественно-научными способами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; - умение генерировать идеи, определять средства, необходимые для их реализации; - умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; - использовать различные источники для получения химической информации. Освоение программы внеурочной деятельности обучающимися позволит получить следующие результаты: В сфере развития личностных универсальных учебных действий в рамках: 1. Когнитивного компонента будут сформированы: - основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий; - экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; правил поведения в чрезвычайных ситуациях. 2. Ценностного и эмоционального компонентов будет сформирована: - потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании. 3. Деятельностного компонента будут сформированы: - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; - устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; - готовность выбора профильного образования. 2. Обучающийся получить возможность для формирования: - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию. В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий обучающийся 1. Научится: - целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; - самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; - планировать пути достижения целей. 2. Получить возможность научиться: - самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; - при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения. В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий обучающийся 1. Научится: - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; - интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. 2. Получить возможность научиться: - брать на себя инициативу в организации совместного действия; - оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности. В сфере развития познавательных универсальных учебных действий обучающийся 1. Научится: - основам реализации проектно-исследовательской деятельности; - проводить наблюдения и эксперимент под руководством учителя; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. 2. Получит возможность научиться: - ставить проблему, аргументировать ее актуальность; - самостоятельно проводить исследования на основе применения методов наблюдения и эксперимента; - выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов; - организовать исследование с целью проверки гипотезы; - делать умозаключения и выводы на основе аргументации. Программа внеурочной деятельности по химии «Практикум. Профиль. Химия» рассчитана на учащихся 9 классов (17 часов). Содержание программы внеурочной деятельности по химии «Практикум. Профиль. Химия» Раздел 1. Теоретическая химия - 5 часов. Теоретический материал по неорганической химии и первоначальным представлениям по органической химии, методика решения заданий разного уровня сложности. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Химические свойства оснований и кислот. Химические свойства амфотерных гидроксидов. Химические свойства солей (средних) Химические свойства простых веществ неметаллов: галогенов, кислорода, серы. Химические свойства простых веществ неметаллов: азота, фосфора, углерода, кремния Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисления по химическому уравнению. (№21) Расчётные задачи: вычисление массовой доли химического элемента в веществе, вычисления по химическому уравнению с использованием массовой доли растворённого вещества в растворе. (№15, 21) Химические свойства простых веществ металлов: щелочных, щелочноземельных, магния и их соединений, железа и его соединений, алюминия, его соединений. Раздел включает работу по тренировочным заданиям для определения готовности школьников к экзамену по тому или иному разделу с последующим анализом и методическими рекомендациями. Раздел 2 Практическая химия. – 7 ч. -Качественные реакции на анионы в растворе (Cl-, Br-, I-, S2-, SO32-, SO42-, NO3 -, PO4 3-, CO3 2- , SiO3 2-) – 2ч -Качественные реакции на катионы в растворе (NH4 +, Na+, K+, Ca2+, Mg2+, Fe2+, Fe3+, Al3+, Cu2+, Zn2+ )- 2ч. - Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак-)1ч -Решение экспериментальных задач по неорганической химии (задание 24 в ОГЭ)- 2ч. Раздел 3. Тестовый практикум. – 5 ч. Включает непосредственно тестирование и работу с бланками ответов ГИА по химии. Тематическое планирование № 11 Раздел Теоретическая химия Количество часов 5 2 Практическая химия 7 3 Тестовый практикум 5 Контроль Решение упражнений и задач Отчет по Практической Работе Зачет