МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МАОУ "Лицей № 21" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель кафедры Заместитель директора по учебно- Директор технологического цикла методической работе МАОУ МАОУ "Лицей № 21" МАОУ "Лицей № "Лицей № 21" 21"_______________ ____________________ Селиверстов Е.А. _____________________ Рубцова Л.Н. Иващененко О. Н. Протокол №1 Протокол №1 .Приказ №64/4 от «30» августа 2023 г. от «30» августа 2023 г. от «30» августа 2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Основы моделирования» для обучающихся 5 класса Г. Артемовский 2022 РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММы КУРСА «Основы 3D-моделирования » ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основные характеристики программы Дополнительная общеразвивающая программа «Основы 3D-моделирования» имеет техническую направленность. Актуальность программы: Развитие технического творчества детей рассматривается сегодня как одно из приоритетных направлений в педагогике. Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвалифицированных кадров. Внешние условия служат предпосылкой для реализации творческих возможностей личности, имеющей в биологическом отношении безграничный потенциал. Становится актуальной задача поиска подходов, методик, технологий для реализации потенциалов, выявления скрытых резервов личности. Программа учебного курса междисциплинарную проектную деятельность с «3-D моделирование» направлена интегрированием на естественнонаучных, технических, гуманитарных знаний, а также на развитие инженерного и художественного мышления обучающегося. Новизна программы в том, что она создана специально для освоения подростками современных 3D-технологий. Причём курс не только даёт навыки и умение работать с компьютерной программой, поддерживающей технологии 3D моделирования, но и способствует формированию информационно-коммуникативных и социальных компетентностей. В процессе реализации данной программы по 3D графике происходит ориентация на выбор будущей профессии обучающимися. (которые востребованы в современном обществе) связанных с компьютерной графикой, моделированием. Направленность программы. Данная программа имеет техническую направленность. Программа направлена на: • формирование и развитие творческих способностей учащихся; • удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии; • развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определенные способности к техническому творчеству. Педагогическая целесообразность программы. В рамках освоения образовательной программы «Основы 3D-моделирования в TinkerCad» общение учащихся выстроено так, что в деятельности происходит удовлетворение потребности в признании и самоутверждении. Отличительные особенности программы 2 Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся. В программу учебного курса заложена работа над проектами, где обучающиеся смогут попробовать себя в роли конструктора, дизайн-менеджера. Существует большое разнообразие программных сред для моделирования и прототипирования. В этом курсе моделирование и прототипирование коснется среды Tinkercad, имеющей самый простой интуитивный интерфейс. Цель программы – формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных практических компетенций в области создания пространственных моделей, освоение элементов основных предпрофессиональных навыков специалиста по трёхмерному моделированию, конструктивного стиля мышления, новых способов самостоятельной творческой деятельности, понимании процессов пространственного моделирования объектов, формировании пространственного воображения и пространственных представлений. Задачи Обучающие: • сформировать представление об основах 3D-моделирования; • изучить основные принципы создания трехмерных моделей; • научиться создавать модели объектов, деталей и сборочные конструкции; • научиться создавать и представлять авторские проекты с помощью программы трехмерного моделирования Tinkercad. Развивающие: • развивать пространственное мышление за счет работы с пространственными образами (преобразование этих образов из двухмерных в трехмерные и обратно). • развивать логическое, абстрактное и образное мышление; • формировать представления о возможностях и ограничениях использования • технологии трехмерного моделирования; • развивать коммуникативные навыки, умение взаимодействовать в группе; • формировать творческий подход к поставленной задаче; • развивать социальную активность. Воспитательные: • осознавать ценность знаний по трехмерному моделированию; • воспитывать доброжелательность по отношению к окружающим, чувство товарищества; • воспитывать чувство ответственности за свою работу; • воспитывать информационную культуру как составляющую общей культуры современного человека; • воспитывать сознательное отношение к выбору образовательных программ, где возможен следующий уровень освоения трехмерного моделирования и 3 конструирования, как основа при выборе инженерных профессий. ● Планируемые результаты освоения учебного курса ● Личностные результаты: − критическое отношение к информации и избирательность её восприятия; − осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий; − развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; − развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности; − развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления; − освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; − формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с другими обучающимися. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: − умение принимать и сохранять учебную задачу; − умение планировать последовательность шагов алгоритма для достижения цели; − умение ставить цель (создание творческой работы), планировать достижение этой цели; − умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; − способность адекватно воспринимать оценку наставника и других обучающихся; − умение различать способ и результат действия; − умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе её оценки и учёта характера сделанных ошибок; − умение в сотрудничестве ставить новые учебные задачи; − умение осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; − умение оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. Познавательные универсальные учебные действия: − умение осуществлять поиск информации в индивидуальных информационных архивах обучающегося, федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов; − умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий для 4 решения коммуникативных, познавательных и творческих задач; − умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач; − умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; − умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям; − умение строить логические рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; − умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; − умение моделировать, преобразовывать объект из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаковосимволическая); − умение синтезировать, составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов. Коммуникативные универсальные учебные действия: − умение аргументировать свою точку зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов; − умение выслушивать собеседника и вести диалог; − способность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; − умение планировать учебное сотрудничество с наставником и другими обучающимися: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; − умение осуществлять постановку вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; − умение разрешать конфликты: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; − умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; − владение монологической и диалогической формами речи. Предметные результаты В результате освоения программы, обучающиеся должны знать: − правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием. уметь: - применять на практике методики генерирования идей; методы дизайн-анализа и дизайнисследования; − анализировать формообразование промышленных изделий; − строить изображения предметов по правилам линейной перспективы; − передавать с помощью света характер формы; 5 − различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; − получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов дизайна; − работать с программой трёхмерной графики Tincercad, − анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации; − оценивать условия применимости технологии, в том числе с позиций экологической защищённости; − модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности; − представлять свой проект. владеть: − ключевыми понятиями, методами и приёмами проектирования, конструирования, моделирования, прототипирования. Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет- сервисов в данном курсе и во всём образовательном процессе): ● навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии; ● различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.); ● познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом. Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности): ● практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.); ● познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире; ● познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников); 6 ● познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире; Выпускник (в данном курсе и иной учебной деятельности) получит возможность научиться: ● выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения; ● модифицировать имеющиеся продукты в соответствии с ситуацией/заказом/потребностью/задачей деятельности и в соответствии с их характеристиками разрабатывать технологию на основе базовой технологии; ● технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и унификации деятельности Особенности организации образовательного процесса В процессе реализации программы используются современные образовательные технологии, а именно применение технологии проектного обучения при подготовке индивидуального творческого проекта. Технология развивающего обучения используется на протяжении всего курса. Использование проектной технологии позволяет развивать познавательные и творческие навыки учащихся при разработке творческих проектов. Формы проведения занятий Формы организации образовательного процесса Форма обучения- очная. Формы занятий: программа объединения предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы с детьми. Состав групп до 25 человек. Кроме того, обучающиеся могут принимать участие в муниципальных и региональных конкурсах и научных конференциях. Во время практических занятий основной задачей обучающихся является создание правильных моделей. В рамках реализации образовательной программы могут быть использованы следующие формы проведения занятий: Лекция - изложение преподавателем предметной информации с использование визуальных средств (презентации, видеоролики); Практика - выполнение учащимися по заданию и под руководством преподавателя практической работы; Самостоятельная работа, зачет — форма проверки знаний учащихся. Объем и срок освоения программы Срок освоения программы 1 год (36 учебных недель). Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения необходимых для освоения программы 36 ч; из расчета 1 ч в неделю, включая каникулы. 7 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ Учебный план № п/п Наименование раздела, темы Количество часов Всего Теория Практика Форма аттестации зачет Введение Геометрические объекты 3 7 1 0 2 7 3. Создание объектов 4 0 4 отчет за практикум 4. Редактирование 5 0 5 отчет за практикум 5. Моделирование и проектирование Создание индивидуального проекта 9 0 9 конкурсы 8 0 8 Защита проекта 34 1 33 1. 2. 6. Всего: отчет за практикум Содержание курса «3-D моделирование в Tinkercad Знакомство с Tinkercad Инструктаж Теория: Ведение в программу. Правила техники безопасности при работе и др. Правила поведения в учреждении, на занятиях, в кабинете и др. О Tinkercad Теория: Tinkercad — это, возможно, один из самых удобных онлайнсервисов по 3D моделированию для начинающих, своего рода дружелюбный предбанник в огромный мир программ автоматизированного проектирования. Чем так хорош Tinkercad (особенно для новичков и детей). Регистрация учетной записи в Tinkercad Теория:Заходим на страницу Tinkercad и проходим регистрацию Поэтапно выполняем регистрацию на сайте. Практика: Применение полученных знаний на практике. Интерфейс Tinkercad Теория: После регистрации перед вами откроется окно для создания нового проекта. В окне пользователя представлены все созданные вами дизайны. 8 Практика: Применение полученных знаний на практике. Способы создания дизайнов в Tinkercad Теория: Создание проекта с нуля. Копирование дизайнов других пользователей Tmkercad.Импорт дизайнов. Создание 3D моделей из скетчей. Практика: Применение полученных знаний на практике. Рабочая плоскость, навигация и горячие клавиши в Tinkercad Теория: Открывая любой из ваших дизайнов из окна пользователя вы попадаете в среду 3D моделирования Tinkercad. Горячие клавиши Tinkercad. Окно настроек рабочей сетки. Ортогональный вид модели (фронтальный). Практика: Применение полученных знаний на практике. Работа в системе Tinkercad Фигуры Теория: Редактор фигур, Панель фигур. Шаг деления фигур. Отверстия/Holes Практика: Применение полученных знаний на практике. Перемещение фигур на рабочей плоскости Теория: Выбор и удаление фигур, Перемещение фигур, Вращение фигур, масштабирование фигур. Практика: Применение полученных знаний на практике. Копирование, группировка и сохранение многоцветности фигур Теория: Копирование фигур, Группировка фигур. Режим Разноцветный/Multicolor. Практика: Применение полученных знаний на практике. Инструмент Рабочая плоскость/Workplane Теория: В Tinkercad есть две Рабочие плоскости/Workplane: первая— это рабочая сетка, на которой размещаются фигуры, вторая — это инструмент со своей иконкой. Практика: Применение полученных знаний на практике. Инструмент Линейка/Ruler Теория: Инструмент Линейка/Ruler в Tinkercad состоит из двух перпендикулярных лучей со шкалой деления. С ее помощью вы можете точно располагать фигуры относительно друг друга. Практика: Применение полученных знаний на практике. Инструмент Выровнять/Align Теория: Для выравнивания фигур относительно друг друга существует инструмент Выровнять/Align. Практика: Применение полученных знаний на практике. Инструмент Отразить/Flip Теория: Для того, чтобы перевернуть фигуру по осям X, Y, Z, применяется инструмент Отразить/Flip. Практика: Применение полученных знаний на практике. Режимы Блоки/Blocks (для экспорта в Minecraft) и Кирпичи/Bricks Теория: В Tinkercad есть три режима просмотра ваших дизайнов. 9 Практика: Применение полученных знаний на практике . Сохранение, экспорт, импорт Теория: Tinkercad автоматически сохраняет все изменения после каждого действия и при выходе из окна моделирования. Практика: Применение полученных знаний на практике. Оценочные материалы. Формы аттестации Оценочные материалы представлены в виде квеста: https://wordwall.net/ru/resource/36991678/tinkercad Подведение итогов реализуется в защиты результатов выполнения модулей, представленных в программе. Представление результатов образовательной деятельности пройдёт в форме публичной презентации решений кейсов обучающимися и последующих ответов выступающих на вопросы наставника и других обучающихся. Календарный план занятий № п/ п Форма проведения Название мероприятия, события Количество часов лекция 1 практикум 1 практикум 1 практикум 1 Фигуры. Перемещение фигур на плоскости. Настраиваемые примитивы. Проект «Букет из примитивов» практикум 1 6 Рабочая плоскость, навигация Инструментальная панель. Проект «Домик» практикум 1 7 Копирование, группировка и сохранение многоцветности фигур. Моделирование из готовых форм. Проект «Дворик» Инструмент линейка/Ruler Инструмент Рабочая плоскость/Workplane Продолжение работы над проектом «Дворик» практикум 1 1 Вводное занятие. Основы 3D моделирования. История развития технологий печати 2 Программные средства для работы с 3D моделями 3 Обзор 2D графики, программ. Графический редактор Tinkercad 4 30-моделирование в программе TinkerCad. Интерфейс программы 5 8 10 практикум 1 9 Инструмент «Скрабула» Проект «Ваза» практикум 1 практикум 1 10 Инструмент «Отверстие». Отверстия. Проект: «Стакан для карандашей» 11 Копирование и дублирование, вращение. Проект «Торт» практикум 1 12 Горячие клавиши. Проект: «Подсолнух» практикум 1 13 Использование вспомогательной плоскости. Проект: «Подводная лодка» практикум 1 14 Проект: «Самолет» практикум 1 15 Инструмент «Отверстие». Проект: «Стакан с карандашами» практикум 1 16 Инструмент «Текст». Проект «Книга» практикум 1 17 19 Самостоятельная работа по теме «Простые модели». Завершение работы над проектами. Тест https://wordwall.net/ru/resource/36991678/tinker cad Операции «импорт» и «конвертирование». Работа с файлами формата *.svg . Проект «Медальон» Проект «Башня» 20 практикум 1 практикум 1 практикум 1 Проект «Замок» практикум 1 21 Самостоятельная работа по теме «Редактирование и детализация модели» практикум 1 22 Построение сложных объемных объектов в 3D моделирование. практикум 1 18 23 Проект: «Автомобиль» практикум 1 24 Проект: «Автомобиль» практикум 1 11 25 Проект «Многоэтажка» практикум 1 26 Проект «Многоэтажка» практикум 1 27 Создание движущихся механизмов Проект: «Экскаватор» практикум 1 28 Проект «Экскаватор» практикум 1 29 Построение сложных объемных объектов в 3D практикум 1 моделирование. 30 Детализация проекта. Проект «Самовар» практикум 1 31 Работа над моделью. Проект «Самовар» практикум 1 32 Работа над моделью. Проект «Самовар с бубликами» практикум 1 33 Работа над моделью. Проект по собственному выбору практикум 1 34 Сохранение проекта. Экспорт. Защита проекта практикум 1 12 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «3D МОДЕЛИРОВАНИЕ В TINKERCAD» Кадровое Материально Информац Учебно– обеспечение техническое ионно – методическое обеспечение образовател обеспечение ьные ресурсы Для проведения занятий по программе необходимо компьютерный класс на 10-15 рабочих мест оборудованный по нормам СанПин и иными нормами по освещению и параметрам, оборудованный необходимой мебелью: столы, стулья шкафы. Персональные электронно – вычислительные машины в количестве 11- 16 штук и операционная система не ниже Windows 7.0; 3D принтер; Выход в сеть «Интернет» со скоростью не ниже 10 Мбит/с.; Мультимедийный проектор и экран для проектора или интерактивная доска. Рабочие материалы и инструменты: бумага, картон, ватман, карандаши, ластик, клей, ножницы, канцелярский нож по количеству учащихся. Вебприложение для 3Dпроектирова ния и 3D-печатиhttps://www.tinkerc ad.com/ Литература из «списка литературы» Tinkercad для начинающих (Дмитрий Горьков), 2015 г., издано 3DPrint-nt.ru Конвертер изображений https://image .onlin econvert.com/ru/con vert-to-svg Информацио нный -новостной https://3dtoday.ru/ 13 Педагог дополнительного образования реализующий программу должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы. Список литературы, использованной при написании программы 1. Горьков Д. Tinkercad для начинающих. Подробное руководство поначалу работы в Tinkercad: [Электронный ресурс]. – М.:, 2015. URL: – https://mplast.by/biblioteka/tinkerercad-dlyanachinayushhih-dmitriy-gorkov- 2015/ (Дата обращения: 06.04.2020). Обучение Tinkercad для чайников. От новичка до про. Часть 1: [Электронный ресурс].– М.:, 2019. URL: –https://www.qbed.space/knowledge/blog/tinkercad-for-beginners-part-1 . 3. Обучение Tinkercad для чайников. От новичка до про. Часть 2: [Электронный ресурс]. – М.:, 2019. URL: https://www.qbed.space/knowledge/blog/tinkercad-for-beginners-part-2 . 4. Обучение Tinkercad для чайников. От новичка до про. Часть 3. Создаем панду: [Электронный ресурс]. – М.:, 2019. URL: – https://www.qbed.space/knowledge/blog/tinkercad-forbeginners-part-3 . 5. Урок 2 Tinkercad: Основные инструменты работы: [Электронныйресурс] //сайт 2. YouTube. URL: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15418109264176795711&text=%D0%B 2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8%20tinkercad%20 %D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B 0%D1%82%D1%8C%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD% D0%BE&path=wizard&parent- reqid=1586353583948588- 644257279565493955702636-prestableapp-host-sas- web-yp- 170&redircnt=1586358852.1 6. Урок 3 Tinkercad: Дополнительные инструменты построения болееточного проектирования: [Электронный ресурс] //сайт YouTube. URL: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=739794610698861881&text=%D0%B2% D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B A%D0%B8%20tinkercad%20%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0% D1%82%D1%8C%20%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0 %D1%82%D0%BD%D0%BE&path=wizard&parent-reqid=1586353583948588644257279565493955702636prestable-app-host-sas-web-yp- 170&redircnt=1586358979.1 7. Урок 4 Tinkercad: Создание цветной модели и другие варианты экспорта: [Электронный ресурс] //сайт YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Ta8D06XsEeM&feature=emb_rel_pause . 8. Урок 6 Tinkercad: Правильная компоновка элементов при моделировании более сложных структур: [Электронный ресурс] //сайт YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=LramJ-5HVdY . 9. Урок 8 Tinkercad: Генератор форм и как программировать своипримитивы: [Электронный ресурс] //сайт YouTube. URL: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=12234704123841482858&parent- reqid=1586353583948588644257279565493955702636-prestable-app-host-sasweb-yp170&path=wizard&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE+%D1%83%D1%80%D0 %BE%D0%BA%D0%B8+tinkercad+%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82% D1%8C+%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0% BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%BE . Уроки по Tinkercad onlain. 2. Основные функции: [Электронный ресурс] //сайт YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=tiaBzBOTb- Y&feature=emb_title . 11. Уроки по Tinkercad onlain. 5. Моделирование стола: [Электронный ресурс] //сайт YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=_ZX4md0STcQ . 12. Уроки по Tinkercad onlain. 7. Группировка объектов. Моделирование чашки: [Электронный ресурс] //сайт YouTube. URL: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2119173875772579425&text=%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0 %B5%D0%BE+%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8+tinkercad+%D1%81%D0%BA%D0 %B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D1%8C+%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0% 10. D1%82%D0%BD%D0%BE&path=wizard&parent-reqid=1586353583948588prestable-app-host-sas-web-yp- 170&redircnt=1586358459.1 14 644257279565493955702636- Уроки по 3D-моделированию. Учимся работать с текстом в Tinkercad: [Электронный ресурс] //сайт YouTube. 1. 13. 15