Рабочая программа ШВ Информатика 9кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Управление образования Артемовского городского округа
МАОУ "Лицей № 21"
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель кафедры

Заместитель директора по учебно-

Директор

технологического цикла

методической работе МАОУ

МАОУ "Лицей № 21"

МАОУ "Лицей №

"Лицей № 21"

21"_____________________

______________________________ _____________________

Селиверстов Е.А.

Рубцова Л.Н.

Иващененко О. Н.

Протокол №1

Протокол №1

.Приказ №64/4

от «30» августа 2023 г.

от «30» августа 2023 г.

от «30» августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности «Школа выпускника. Информатика»
для обучающихся 9 классов

Артемовский 2023

Пояснительная записка
1.1 Актуальность.
Программа курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к основному
государственному экзамену по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные
программы основного общего образования. Программа основана на учебно-методическом
комплекте по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство
«БИНОМ.Лаборатория знаний»).
На сегодняшний день, одним из актуальных вопросов в обучении школьников является подготовка
и сдача основных государственных экзаменов по завершению 9-го класса, а одной из составляющих
успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом
учительского труда многие считают успешность выпускников на ОГЭ и на ЕГЭ.
Экзаменационная работа охватывает основное содержание курса информатики, важнейшие его
темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в
школе вариантов курса информатики и входящие в федеральный компонент государственного
образовательного стандарта основного общего образования.
1.2 Идея курса
заключается в том, соединить воедино знания, полученные за 3 года обучения в основной школе.
Необходимо выделить существенные факторы, концентрировать внимание на них в процессе
подготовки и сдачи экзаменов ОГЭ. Очевидным также является и то, что подготовку необходимо
начинать заблаговременно, осуществлять её системно, индивидуально с каждым обучающимся, не
исключая работу в группах, в парах и т.д.
Экзамен в рамках ОГЭ по информатике и ИКТ является необязательным, он входит в список
экзаменов по выбору. Если обучающийся выбрал данный экзамен, то стоит детально изучить
структуру и его особенности.
Для успешной подготовки к ОГЭ приходится использовать комбинацию допущенных и
рекомендованных учебников и пособий в сочетании с теми, в которых та или иная тема изложена
методически более грамотно и привлекательно. Только системная работа в течение учебного года
позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ОГЭ.
Тексты тестов и задания можно составить из имеющихся на сегодняшний день в базе данных
контрольно-измерительных материалов для проведения ОГЭ по информатике, из всевозможных
демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ОГЭ, из сборников для подготовки к
ОГЭ, допущенных Министерством образования и науки. Широкое использование систем тестового
контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов,
проводимых в виде тестов, но является помощником на уроках информатики. Такие тесты могут
носить не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для
осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля
знаний.
Планирование рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме, при этом тренинговые
занятия учащиеся проводят в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем, и после
каждого занятия предполагается самостоятельная отработка учащимися материалов по каждой теме
курса в объеме временных рамок изучения темы. При необходимости возможны индивидуальные
консультации с преподавателем в дистанционном режиме.
Цель курса:
Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к основному
государственному экзамену по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные
программы основного общего образования.

Задачи курса:
•
•

•
•

выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
сформировать: представление о структуре и содержании контрольных измерительных
материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким
ответом, практическое задание);
сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных
типов;
развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.

1.3 Сроки реализации программы: программа данного факультатива реализуется в течение одного
учебного года, рассчитана на 34 академических часа (один час в неделю).
1.4 Возраст обучающихся. Программа элективного курса рассчитана на обучающихся 9 класса
возраста 15-16 лет.
1.5 Режим занятий: занятия по внеурочной деятельности проводятся после окончания уроков.
Между началом занятия и последним уроком предусмотрен перерыв продолжительностью 45
минут. Продолжительность занятия 40 минут. Занятия проводятся в учебном кабинете. Количество
обучающихся в группе 12 человек. На каждого обучающегося предусмотрен персональный
компьютер.
1.6 Формы проведения занятий.
Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно
взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую
направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает
возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены
на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом
склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются
индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе
возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащимся предлагается
набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть
заданий выполняется учащимся самостоятельно.
Данный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением
заданий в формате ОГЭ.
Обучение поданной программе сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного
материала с тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ОГЭ.
Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные
комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее
эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается
самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных работ, тестов
в бумажном варианте и через Интернет в системе Конструктора сайтов, например, «Сдам ГИА».
Основными методами обучения по программе курса являются практические методы выполнении
заданий практикума. Практическая деятельность позволяет развить исследовательские и творческие
способности учащихся, а также отработать основные умения. Роль учителя состоит в кратком по
времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в
процессе выполнения практического задания.

Для реализации содержания обучения по данной программе все теоретические положения
дополняются и закрепляются практическими заданиями, чтобы учащиеся на практике могли
отработать навык выполнения действий по решению поставленной задачи.
Итак, для обучения учеников по данной программе применяются следующие методы обучения:
демонстрационные (презентации, обучающие программные средства);
словесные (лекции, семинары, консультации);
практические (практические работы, направленные на организацию рабочего места, подбор
необходимого оборудования; выбор программного обеспечения для выполнения своей работы).
1.7 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении
данного курса, являются:
•
•
•
•
•
•

•
•
•

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития
личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять
значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития
информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе учебной деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания
основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации
средств ИКТ.

Метапредметные результаты.
приданного курса, являются:
•
•

•

•
•

Основными

метапредметнымирезультатами,

формируемыми

владение общепредметными понятиями «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать
обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои
действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности,
определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения
учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и
формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение
методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор
наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;

•

•

владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний:
умение «читать» таблицы, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать
информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления
информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и
цели моделирования;
ИКТ-компетентность –широкий спектр умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и
передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства (обращение с устройствами ИКТ; коммуникация и социальное
взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя:
•

•
•

•

•

формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование
представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм,
модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности
в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного
исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических
значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными
алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать
способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы,
диаграммы;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с
компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной
этики и права.

1.8 Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения данного элективного курса обучающиеся должны знать:
•
•
•

цели проведения ОГЭ;
особенности проведения ОГЭ по информатике;
структуру и содержание КИМов ОГЭ по информатике.

уметь:
•
•
•
•

эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в
соответствии с инструкцией;
оформлять решение практический заданий на компьютере в соответствии с требованиями
инструкции по проверке;
применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным
тематическим блокам по информатике.

Формы контроля.
В качестве объектов контроля используются:
•
•
•
•
•

вопросно – ответные упражнения;
тестовые задания по темам курса (промежуточный контроль);
компьютерный практикум;
самоконтроль, взаимоконтроль;
итоговый контроль.

2. Содержание курса внеурочной деятельности «Школа выпускника. Информатика»
Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ГИА по информатике»
1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ГИА по
информатике.
ГИА как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса.
Особенности проведения ГИА по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды
тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ГИА.
Раздел 2 «Тематические блоки»
2.1. Тематический блок «Информация и ее кодирование»
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение
количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение
ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее
информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее информационного
объема, умение кодировать и декодировать информацию.
2.2. Тематический блок «Алгоритмизация и программирование»
Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Решение
задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на
алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач на
составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева
игры.
2.3. Тематический блок «Основы логики»
Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций
(инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по
теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений,
построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение логических задач на
применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.
2.4. Тематический блок «Моделирование и компьютерный эксперимент»
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на моделирование и
формализацию.
2.5. Тематический блок «Программные средства информационных и коммуникационных
технологий»
Основные понятия классификации программного обеспечения, свойств и функциональных
возможностей основных видов программного обеспечения, структуры файловой системы, включая
правила именования каталогов и файлов. Решение тренировочных задач по теме.
2.6. Тематический блок «Технология обработки графической и звуковой информации»
Повторение принципов векторной и растровой графики, в том числе способов компьютерного
представления векторных и растровых изображений. Решение задач на умение оперировать с
понятиями «глубина цвета», «пространственное и цветовое разрешение изображений и
графических устройств», «кодировка цвета», «графический объект», «графический примитив»,
«пиксель».
2.7. Тематический блок «Технология обработки информации в электронных таблицах»
Основные правила адресации ячеек в электронной таблице. Понятие абсолютной и относительной
адресации. Решение тренировочных задач на представление числовых данных в виде диаграмм.
2.8. Тематический блок «Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах
данных»

Повторение принципов организации табличных (реляционных) баз данных и основных понятий:
«таблица», «запись таблицы»,
«поле записи», «значение поля», а также технологии хранения, поиска и сортировки информации
в БД. Решение тренировочных задач на отбор (поиск) записей по некоторым условиям и их
сортировка.
2.9. Тематический блок «Телекоммуникационные технологии»
Технология адресации и поиска информации в Интернете.
2.10. Тематический блок «Технологии программирования»
Решение тренировочных задач на поиск и исправление ошибок в небольшом фрагменте программы.
Решение задач средней сложности на составление собственной эффективной программы (30-50
строк).
Раздел 3. «Тренинг по вариантам»
3.1. Государственная итоговая аттестация по информатике.
Выполнение тренировочных заданий части 1 и 2. Проведение пробного ГИА с последующим
разбором результатов.
3. Тематическое планирование

№ п\п

Наименование темы

Кол-во
часов

Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ГИА по
информатике»
1.

Основные подходы к разработке контрольных измерительных
материалов ГИА по информатике.

1

Раздел 2. «Тематические блоки»
2.

Тематический блок «Информация и ее кодирование»

3

3.

Тематический блок «Алгоритмизация и программирование»

3

4.

Тематический блок «Основы логики»

3

5.

Тематический
эксперимент»

компьютерный

2

6.

Тематический блок «Программные средства информационных
и коммуникационных технологий»

3

7.

Тематический блок «Технология обработки графической и
звуковой информации»

2

8.

Тематический блок «Технология обработки информации в
электронных таблицах»

3

9.

Тематический блок «Технология хранения,
сортировки информации в базах данных»

3

10.

Тематический блок «Телекоммуникационные технологии»

блок

«Моделирование

и

поиска

и

2

11.

Тематический блок «Технологии программирования»

4

Раздел 3. «Тренинг по вариантам»
12.

Репетиционный экзамен по информатике

4

Итого часов

33

4. Список литературы
1. Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – 2-е изд., испр. – М. : БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2014. - 160 с. : ил.
2. Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – 2-е изд., испр. – М. : БИНОМ. Лаборатория
знаний, 2014. - 184 с. : ил.
3. Информатика. Основы логики. 7-9 классы/ Е.Ю.Кузнецова, Н.Н.Самылкина. – М.: Бином. Лаборатория
знаний,2014. – 184 с.
4. Информатика. Системы счисления и компьютерная арифметика.7-9 классы/ Е.Ю.Кузнецова, Н.Н.Самылкина.
– М.: Бином. Лаборатория знаний,2014. – 104 с.
5. ОГЭ. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты : 10 вариантов / С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина –
М.: Издательство «Национальное образование», 2023, - 144 с. - (ОГЭ.ФИПИ – школе).
6. ОГЭ. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты : 10 вариантов / С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина –
М.: Издательство «Национальное образование», 2023. – 144 с. – (ОГЭ.ФИПИ – школе).
7. http://kpolyakov.spb.ru/ – Преподавание, наука и жизнь.
8. inf.sdamgia.ru – Сдам ГИА информатика.
9. www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».