Рабочая программа ВД ШВ Химия 9кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования Артемовского городского округа
Свердловской области
МАОУ "Лицей № 21"
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель кафедры

Заместитель директора по

Директор

естественнонаучного цикла

учебно-методической работе

МАОУ "Лицей № 21"

МАОУ "Лицей №

МАОУ "Лицей № 21"

21"_____________________

______________________________ _____________________

Чернобровкина С. В.

Рубцова Л.Н.

Иващененко О. Н.

Протокол №1

Протокол №1

.Приказ №64/4

от «30» августа 2023 г.

от «30» августа 2023 г.

от «30» августа 2023 г

.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Школа выпускника. Химия»
для обучающихся 9 класс

Составитель:
Чернобровкина С.В.

г.Артемовский, 2023г.

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

В результате прохождения программы ученик должен
знать/понимать:
•цели проведения ОГЭ
•особенности проведения ОГЭ
•структуру и содержание КИМов по химии
• важнейшие химические понятия: радикал, аллотропия, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень окисления, пространственное
строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества
молекулярного и немолекулярного строения, истинные растворы,
электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных
растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость
химической реакции, механизм реакции, основные типы реакций в
неорганической химии;
• классификацию и номенклатуру неорганических и органических
соединений;
• природные источники углеводородов и способы их переработки;
• вещества и материалы, широко используемые в практике: основные
металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения,
минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды,
метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид,
ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, , жиры,
мыла и моющие средства;
уметь:
• оформлять задания с развёрнутым ответом
•эффективно распределять время на выполнение заданий
• называть изученные вещества по «тривиальной» и международной
номенклатурам;
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип
химической связи, тип кристаллической решетки, характер среды в водных
растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия
под влиянием различных факторов, принадлежность веществ к различным
классам органических соединений, типы реакций в неорганической и
органической химии;
• характеризовать: элементы по их положению в периодической системе

Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов,
основных классов неорганических соединений; простейшие свойства
органических соединений;
• объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им
веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева;
зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения;
природу и способы образования химической связи; зависимость скорости
химической реакции от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших
неорганических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к
изученным классам соединений;
• проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
• осуществлять самостоятельный поиск химической информации с
использованием различных источников (справочных, научных и научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);
использовать компьютерные технологии для обработки и передачи
информации и ее представления в различных формах;
• Использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и
повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и
грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;
объяснения отдельных фактов и природных явлений;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
• понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством:
экологических, энергетических и сырьевых;
• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на
производстве;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека и другие живые организмы;
• безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в
различных условиях и оценки их последствий;
• распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
• оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей
из различных источников.

СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Темы занятий
РАЗДЕЛ 1 ВЕЩЕСТВО
Тема 1 Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20
элементов периодической системы ДИ. Менделеева.
Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме.
Атомная орбиталь. Последовательность заполнения электронных оболочек в
атомах. Электронные и графические формулы атомов элементов. Работа с
тренировочными тестами по теме.
Тема 2 Периодический закон и периодическая система химических элементов
ДИ. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический
смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности
изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в
периодической системе химических элементов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И.
Менделеева. Физический смысл номера периода и группы.
Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и
периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Общая
характеристика элемента на основе его положения в периодической системе
Д. И. Менделеева.
Работа с тренировочными тестами по теме.
Тема 3 Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и
неполярная), ионная, металлическая.
Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования.
Полярная и неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи.
Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её
образования. Свойства ионов. Металлическая связь. Практическое занятие.
Составление электронных и структурных формул веществ
Тема 4 Валентность химических элементов. Степень окисления химических
элементов.
Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности атомов. Степень
окисления. Практическое занятие. Составление электронных и структурных
формул веществ.
Тема 5 Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент.
Чистые вещества и смеси виды смесей. Способы разделения смесей.
Практическое занятие.
Тема 6 Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических
веществ.
Номенклатура неорганических соединений.
Классификация веществ: простые и сложные, металлы и неметаллы.
Классификация
неорганических веществ, их генетическая связь. Номенклатура,
классификация оксидов, кислот, солей и оснований. Работа с
тренировочными тестами по теме.
Тема 7 Упражнение на составление электронных оболочек атомов
химических
элементов и т. д.

РАЗДЕЛ 2 ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
8.

9.

10.

Тема 8 Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических
реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических
реакциях.
Физические и химические явления. Сравнение признаков физических и
химических
явлений. Написание уравнение химических реакций, расстановка
коэффициентов. Закон сохранения массы веществ. Работа с тренировочными
тестами по теме.
Тема 9 Классификация химических реакций по различным признакам: числу
и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления
химических элементов, поглощению и выделению энергии.
Различные классификации химических реакций, примеры.
Работа с тренировочными тестами.
Тема 10 Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация в растворах и
расплавах. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Степень
диссоциации. Константа диссоциации. Химические свойства кислот, солей и
оснований в свете теории электролитической диссоциации.
Работа с тренировочными тестами.

11.

Тема 11 Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Составление молекулярных и ионных уравнений.

12.

Тема 12 Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена.
Составление молекулярных и ионных уравнений.

13.

Тема 13 Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и
восстановитель.
Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод
электронного баланса

Тема 14 Упражнение на составление уравнений окислительновосстановительных реакций.
Составление уравнений ОВР методом электронного баланса
РАЗДЕЛ 3 ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
Тема
15 Химические свойства простых веществ-металлов. Химические
15.
свойства простых веществ-металлов щелочных и щелочноземельных
металлов, алюминия, железа.
Общая характеристика металлов. Расположение металлов в Периодической
системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам.
Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства
металлов. Характеристики щелочных и щелочноземельных металлов,
алюминия, железа.
14.

16.

Тема 16 Химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода,
кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.

Общая характеристика неметаллов. Расположение металлов в Периодической
системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам.
Химические свойства неметаллов. Характеристики водорода, кислорода,
галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния и их соединений.
17.

18.

19.

20.

21.

Тема 17 Химические свойства сложных веществ. Химические свойства
оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения
оксидов.
Работа с тренировочными тестами.
Тема 18 Химические свойства оснований.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения
оснований. Работа с тренировочными тестами.
Тема 19 Химические свойства кислот.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения
кислот.
Работа с тренировочными тестами.
Тема 20 Химические свойства солей (средних).
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения
солей.
Работа с тренировочными тестами.
Тема 21 Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Практическая работа. Выполнение упражнений на цепочку превращений.

РАЗДЕЛ 4 МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ.
Тема
22
Правила
безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная
22.
посуда и оборудование. Определение характера среды раствора кислот и
щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе
(хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).
23.
24.

Тема 23 Получение газообразных веществ. Качественные реакции на
газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Тема 24 Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций.
Решение задач.

25.

Тема 25 Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.
Решение задач.

26.

Тема 26 Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.
Решение задач.

27.

Тема 27 Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по
количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов
реакции.
Решение задач.

28.

Тема 28 Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА.
РАЗДЕЛ 5 ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

29.

Тема 29 Проблемы безопасного использования веществ и химических
реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды
и его последствия.

30.

Тема 30 Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА.

31.

Тема 31 Работа с тренировочными тестами для подготовки к ГИА.

Тематическое планирование (1 час в неделю, всего 34 часа)
№
1

ВЕЩЕСТВО

Раздел

Количество часов
7

Контроль
Решение тестов

2

ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ

7

Решение тестов

3

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ
НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

8

Решение задач

4

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И
ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ.

8

Решение задач

4

Решение тестов и
задач

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ
ХИМИИ

5

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».