Положение о психолого-педагогическом консилиуме

Управление образования Артемовского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 21» (МАОУ «Лицей № 21»)
почтовый адрес: 623782, Свердловская область, г. Артемовский,
ул. Кронштадтская, стр. 12
телефон: 8(34363)2-05-19
официальный сайт: https://licey21art.uralschool.ru/
электронная почта: licey.21.art@gmail.com

УТВЕРЖДЕНО
директором
МАОУ «Лицей № 21»
(приказ от 21.01.2020 г. № 5/2)

Дата введения в действие: 21.01.2020 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о психолого-педагогическом консилиуме
Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Лицей № 21» (МАОУ «Лицей № 21»)

№ учтенного экземпляра
№1 (бумажный носитель)
№2 (электронная версия)

Место хранения

Ответственный за
хранение и актуализацию
Кабинет директора
Секретарь
Server → Сетевая папка → Disk D Инженер-программист
→ Document → Положения →
2020 год

Артемовский, 2020 г.

1. Общие положения
1.1.Психолого-педагогический

консилиум

(далее

-

ППк)

является

одной

из

форм

взаимодействия руководящих и педагогических работников организации, осуществляющей
образовательную деятельность (далее - Организации), с целью создания оптимальных
условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством
психолого-педагогического сопровождения.
1.2.Задачами ППк являются:
1.2.1. выявление трудностей в освоении образовательных программ, особенностей в
развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего
принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения;
1.2.2. разработка

рекомендаций

по

организации

психолого-педагогического

сопровождения обучающихся;
1.2.3. консультирование
актуального

участников

психофизического

образовательных
состояния

и

отношений

возможностей

по

вопросам

обучающихся;

содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания
специальных условий получения образования;
1.2.4. контроль за выполнением рекомендаций ППк.
2. Организация деятельности ППк
2.1. ППк создается на базе МАОУ «Лицей № 21» (далее – лицей) приказом директора и
действует в соответствии с настоящим Положением.
2.2. В ППк ведется документация согласно приложению 1. Порядок хранения и срок хранения
документов ППк должен быть определен в Положении о ППк.
2.3. Общее руководство деятельностью ППк возлагается на директора.
2.4. Состав ППк: председатель ППк - заместитель директора, заместитель председателя ППк
(определенный из числа членов ППк при необходимости), педагог-психолог, учительлогопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, секретарь ППк (определенный из
числа членов ППк).
2.5. Заседания

ППк

проводятся

под

руководством

Председателя

ППк

или

лица,

исполняющего его обязанности.
2.6. Ход заседания фиксируется в протоколе (приложение 2). Протокол ППк оформляется не
позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми
участниками заседания ППк.
2.7. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику обучающегося и
рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются в
заключении (приложение 3). Заключение подписывается всеми членами ППк в день

проведения

заседания

рекомендациями,

и

содержит

которые

коллегиальный

являются

основанием

вывод
для

с

соответствующими

реализации

психолого-

педагогического сопровождения обследованного обучающегося.
Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных
представителей) в день проведения заседания.
В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с
коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнение в письменной форме в
соответствующем разделе заключения ППк, а образовательный процесс осуществляется
по ранее определенному образовательному маршруту в соответствии с соответствующим
федеральным государственным образовательным стандартом.
Коллегиальное

заключение

ППк

доводится

до

сведения

педагогических

работников, работающих с обучающимся, и специалистов, участвующих в его психологопедагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения
заседания.
2.8.При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую комиссию (далее ПМПК)1) оформляется Представление ППк на обучающегося (приложение 4).
Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПК выдается
родителям (законным представителям) под личную подпись.
3. Режим деятельности ППк
3.1.Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом Организации на
обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся и отражается в
графике проведения заседаний.
3.2.Заседания ППк подразделяются на плановые и внеплановые.
3.3.Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не реже
одного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции для внесения (при
необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психологопедагогического сопровождения обучающихся.
3.4.Внеплановые заседания ППк проводятся при зачислении нового обучающегося,
нуждающегося

в

психолого-педагогическом

сопровождении;

при

отрицательной

(положительной) динамике обучения и развития обучающегося; при возникновении
новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с
запросами родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических и
руководящих работников Организации; с целью решения конфликтных ситуаций и других

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении
Положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
1

случаях.
3.5.При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной
программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и
адаптации обучающегося.
На основании полученных данных разрабатываются рекомендации для участников
образовательных отношений по организации психологопедагогического сопровождения
обучающегося.
3.6.Деятельность специалистов ППк осуществляется бесплатно.
3.7.Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего
времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний
ППк, а также запросами участников образовательных отношений на обследование и
организацию комплексного сопровождения обучающихся.
Специалистам ППк за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер
которой определяется Организацией самостоятельно.
4. Проведение обследования
4.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач
обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных
особенностей обследуемого обучающегося.
4.2. Обследование обучающегося специалистами ППк осуществляется по инициативе
родителей (законных представителей) или сотрудников Организации с письменного
согласия родителей (законных представителей) (приложение 5).
4.3. Секретарь ППк по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует
членов ППк о предстоящем заседании ППк, организует подготовку и проведение
заседания ППк.
4.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций обучающемуся
назначается ведущий специалист: учитель и/или классный руководитель. Ведущий
специалист представляет обучающегося на ППк и выходит с инициативой повторных
обсуждений на ППк (при необходимости).
4.5. По

данным

обследования

разрабатываются

каждым

рекомендации.

На

специалистом
заседании

составляется

ППк

заключение

обсуждаются

и

результаты

обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение
ППк.
4.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении
результатов

освоения

содержания

образовательной

программы,

комплексного

обследования специалистами ППк, степени социализации и адаптации обучающегося.

5. Содержание рекомендаций ППк по организации психолого-педагогического
сопровождения обучающихся
5.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося на основании медицинского заключения могут включать условия
обучения,

воспитания

индивидуальному

и

развития,

учебному

плану,

требующие

организации

обучения

по

учебному

расписанию,

медицинского

сопровождения, в том числе:
 дополнительный выходной день;
 организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня /
снижение двигательной нагрузки;
 предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
 снижение объема задаваемой на дом работы;
 предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь;
 другие

условия

психолого-педагогического

сопровождения

в

рамках

компетенции Организации.
5.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения
обучающегося,

испытывающего

трудности

в

освоении

основных

общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации2 могут включать в
том числе:
 проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и
компенсирующих занятий с обучающимся;
 разработку индивидуального учебного плана обучающегося;
 адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов;
 профилактику асоциального (девиантного) поведения обучающегося;
 другие

условия

психолого-педагогического

сопровождения

в

рамках

компетенции Организации.
5.3. Рекомендации

по

организации

психолого-педагогического

сопровождения

обучающихся реализуются на основании письменного согласия родителей (законных
представителей).

2

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 42

Приложение 1

Документация ППк
1.
2.
3.
4.
№

Приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов ППк;
Положение о ППк;
График проведения плановых заседаний ППк на учебный год;
Журнал учета заседаний ППк и обучающихся, прошедших ППк по форме:
Дата

Тематика заседания *

Вид консилиума
(плановый/внеплановый)

* - утверждение плана работы ППк; утверждение плана мероприятий по выявлению
обучающихся с особыми образовательными потребностями; проведение комплексного
обследования обучающегося; обсуждение результатов комплексного обследования; обсуждение
результатов образовательной, воспитательной и коррекционной работы с обучающимся;
зачисление обучающихся на коррекционные занятия; направление обучающихся в ПМПК;
составление и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов (по форме
определяемой образовательной организацией); экспертиза адаптированных основных
образовательных программ 00; оценка эффективности и анализ результатов коррекционноразвивающей работы с обучающимися и другие варианты тематик.

5. Журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического
консилиума по форме:
№
п/п

ФИО
обучающегося,
класс/группа

Дата
рождения

Инициатор
обращения

Повод
обращения в
ППк

Коллегиальное
заключение

Результат
обращени
я

6. Протоколы заседания ППк;
7. Карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое
сопровождение (В карте развития находятся результаты комплексного
обследования, характеристика или педагогическое представление на
обучающегося, коллегиальное заключение консилиума, копии направлений на
ПМПК, согласие родителей (законных представителей) на обследование и
психолого-педагогическое сопровождение ребенка, вносятся данные об
обучении ребенка в классе/группе, данные по коррекционной-развивающей
работе,
проводимой
специалистами
психолого-педагогического
сопровождения. Карта развития хранится у председателя консилиума и
выдается руководящим работникам 00, педагогам и специалистам,
работающим с обучающимся).

Шапка/официальный бланк 00

Приложение 2

Протокол заседания психолого-педагогического консилиума МАОУ «Лицей № 21»
№

от«

» _________ 20 _______ г.

Присутствовали: И.О.Фамилия (должность в 00, роль в ППк), КО.Фамилия (мать/отец
ФИО обучающегося).
Повестка дня:
1. ...

2. ...
Ход заседания ППк:
1. ...

2. ...
Решение ППк:
1. ...

2. ...
Приложения (характеристики, представления на обучающегося, результаты
продуктивной деятельности обучающегося, копии рабочих тетрадей, контрольных и
проверочных работ и другие необходимые материалы)'.
1. ...

2. ...
Председатель ППк __________________________________ И.О.Фамилия
Члены ППк:
И.О.Фамилия
И.О.Фамилия
Другие присутствующие на заседании:
И.О.Фамилия
И.О.Фамилия

Приложение 3

Коллегиальное заключение психолого-педагогического консилиума
(наименование образовательной организации)
Дата « _ » ______________ 20 __ года
Общие сведения
ФИО обучающегося:
Дата рождения обучающегося:
Образовательная программа:
Причина направления на ППк:

Класс/группа:

Коллегиальное заключение ППк
(выводы об имеющихся у ребенка трудностях (без указания диагноза) в развитии,
обучении, адаптации (исходя из актуального запроса) и о мерах, необходимых для
разрешения этих трудностей, включая определение видов, сроков оказания психологомедико-педагогической помощи. _______________________________________________
Рекомендации педагогам _________ _____________________________________________

Рекомендации родителям

Приложение:
(планы коррекционно-развивающей работы, индивидуальный
образовательный маршрут и другие необходимые материалы):
Председатель ППк __________________________________ И.О.Фамилия
Члены ППк:
И.О.Фамилия
И.О.Фамилия
С решением ознакомлен (а) _______________ /_____________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)

С решением согласен (на) ____________ ___/ ______________________________________
(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)

С решением согласен (на) частично, не согласен (на) с пунктами: _____________________

_________________ / ________________________________________________

(подпись и ФИО (полностью) родителя (законного представителя)

Представление психолого-педагогического консилиума
на обучающегося для предоставления на ПМПК
(ФИО, дата рождения, группа/класс)
Общие сведения’.
- дата поступления в образовательную организацию;
- программа обучения (полное наименование);
- форма организации образования:
1. в группе / классе
группа:
комбинированной
направленности,
компенсирующей
направленности,
общеразвивающая, присмотра и ухода, кратковременного пребывания, Лекотека и др.);
класс: общеобразовательный, отдельный для обучающихся с ...;
2. на дому;
3. в форме семейного образования;
4. сетевая форма реализации образовательных программ;
5. с применением дистанционных технологий
- факты, способные повлиять на поведение и успеваемость ребенка (в образовательной
организации): переход из одной образовательной организации в другую образовательную
организацию (причины), перевод в состав другого класса, замена учителя начальных
классов (однократная, повторная), межличностные конфликты в среде сверстников;
конфликт семьи с образовательной организацией, обучение на основе индивидуального
учебного плана, надомное обучение, повторное обучение, наличие частых, хронических
заболеваний или пропусков учебных занятий и др.;
- состав семьи (перечислить, с кем проживает ребенок - родственные отношения и
количество детей/взрослых);
- трудности,
переживаемые
в
семье (материальные, хроническая
психотравматизация, особо отмечается наличие жестокого отношения к ребенку, факт проживания
совместно с ребенком родственников с асоциальным или антисоциальным поведением,
психическими расстройствами - в том числе братья/сестры с нарушениями развития, а также
переезд в другие социокультурные условия менее, чем 3 года назад, плохое владение русским
языком одного или нескольких членов семьи, низкий уровень образования членов семьи, больше
всего занимающихся ребенком).
Информация
об условиях
и результатах образования ребенка
в образовательной организации:
1.
Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативноличностного развития ребенка на момент поступления в образовательную организацию:
качественно в соотношении с возрастными нормами развития (значительно отставало, отставало,
неравномерно отставало, частично опережало).
2.
Краткая характеристика познавательного, речевого, двигательного, коммуникативноличностного развития ребенка на момент подготовки характеристики: качественно в соотношении
с возрастными нормами развития (значительно отстает, отстает, неравномерно отстает, частично
опережает).
3.
Динамика (показатели) познавательного, речевого, двигательного, коммуникативно-

личностного развития (по каждой из перечисленных линий): крайне незначительная,
незначительная, неравномерная, достаточная.
4.
Динамика (показатели) деятельности (практической, игровой, продуктивной) за
период нахождения в образовательной организации3.
5.
Динамика освоения программного материала:
- программа, по которой обучается ребенок (авторы или название ОП/АОП);
- соответствие объема знаний, умений и навыков требованиям программы
или, для обучающегося по программе дошкольного образования: достижение целевых ориентиров
(в соответствии с годом обучения) или, для обучающегося по программе основного, среднего,
профессионального образования: достижение образовательных результатов в соответствии с годом
обучения в отдельных образовательных областях:
(фактически
отсутствует,
крайне
незначительна,
невысокая, неравномерная).
6. Особенности, влияющие на результативность обучения: мотивация к обучению
(фактически не проявляется, недостаточная, нестабильная), сензитивностъ в отношениях с
педагогами в учебной деятельности (на критику обижается, дает аффективную вспышку протеста,
прекращает деятельность, фактически не реагирует, другое), качество деятельности при этом
(ухудшается, остается без изменений, снижается), эмоциональная напряженность при
необходимости публичного ответа, контрольной работы и пр. (высокая, неравномерная,
нестабильная, не выявляется), истощаемость (высокая, с очевидным снижением качества
деятельности и пр., умеренная, незначительная) и др.
7. Отношение семьи к трудностям ребенка (от игнорирования до готовности к
сотрудничеству), наличие других родственников или близких людей, пытающихся оказать
поддержку, факты дополнительных (оплачиваемых родителями) занятий с ребенком (занятия с
логопедом, дефектологом, психологом, репетиторство).
8. Получаемая
коррекционно-развивающая,
психолого-педагогическая
помощь
(конкретизировать); (занятия с логопедом, дефектологом, психологом, учителем начальных
классов - указать длительность, т.е. когда начались/закончились занятия), регулярность посещения
этих занятий, выполнение домашних заданий этих специалистов.
9. Характеристики взросления4:
-хобби, увлечения, интересы (перечислить, отразить их значимость для обучающегося,
ситуативность или постоянство пристрастий, возможно наличие травмирующих переживаний например, запретили родители, исключили из секции, перестал заниматься из-за нехватки средств
и т.п.);
- характер занятости во внеучебное время (имеет ли круг обязанностей, как
относится к их выполнению);
- отношение к учебе (наличие предпочитаемых предметов, любимых учителей);
- отношение к педагогическим воздействиям (описать воздействия и реакцию на них);
10. характер общения со сверстниками, одноклассниками (отвергаемый или

3
4

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением

оттесненный, изолированный по собственному желанию, неформальный лидер);
значимость общения со сверстниками в системе ценностей обучающегося (приоритетная,
второстепенная);
- значимость виртуального общения в системе ценностей обучающегося (сколько времени по
его собственному мнению проводит в социальных сетях);
- способность критически оценивать поступки свои и окружающих, в том числе
антиобщественные проявления (не сформирована, сформирована недостаточно,
сформирована «на словах»);
- самосознание (самооценка);
- принадлежность к молодежной субкультуре(ам);
- особенности психосексуального развития;
- религиозные убеждения (не актуализирует, навязывает другим);
- отношения с семьей (описание известных педагогам фактов: кого слушается, к кому
привязан, либо эмоциональная связь с семьей ухудшена/утрачена);
- жизненные планы и профессиональные намерения.
Поведенческие девиации5:
- совершенные в прошлом или текущие правонарушения;
- наличие самовольных уходов из дома, бродяжничество;
- проявления агрессии (физической и/или вербальной) по отношению к другим (либо к
животным), склонность к насилию;
- оппозиционные установки (спорит, отказывается) либо негативизм (делает наоборот);
- отношение к курению, алкоголю, наркотикам, другим психоактивным веществам (пробы,
регулярное употребление, интерес, стремление, зависимость);
- сквернословие;
- проявления злости и/или ненависти к окружающим (конкретизировать);
- отношение к компьютерным играм (равнодушен, интерес, зависимость);
- повышенная внушаемость (влияние авторитетов, влияние дисфункциональных групп
сверстников, подверженность влиянию моды, средств массовой информации и пр.);
- дезадаптивные черты личности (конкретизировать).
11. Информация
о
проведении
индивидуальной
профилактической
работы
(конкретизировать).
12. Общий вывод о необходимости уточнения, изменения, подтверждения
образовательного маршрута, создания условий для коррекции нарушений развития и социальной
адаптации и/или условий проведения индивидуальной профилактической работы.
Дата составления документа.

-

Подпись председателя ППк. Печать образовательной организации.
Дополнительно:
1. Для обучающегося по АОП - указать коррекционно-развивающие курсы, динамику в
коррекции нарушений;
2. Приложением к Представлению для школьников является табель успеваемости,
заверенный личной подписью руководителя образовательной организации (уполномоченного
лица), печатью образовательной организации;
5

Для подростков, а также обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением

3. Представление заверяется личной подписью руководителя образовательной организации
(уполномоченного лица), печатью образовательной организации;
4. Представление может быть дополнено исходя из индивидуальных особенностей
обучающегося.
5. В отсутствие в образовательной организации психолого-педагогического консилиума,
Представление готовится педагогом или специалистом психологопедагогического профиля, в
динамике наблюдающим ребенка (воспитатель/ учитель начальных классов/ классный
руководитель/ мастер производственного обучения /тьютор /психолог /дефектолог).

Согласие родителей (законных представителей) обучающегося
на проведение психолого-педагогического обследования специалистами ППк
ФИО родителя (законного представителя) обучающегося

(номер, серия паспорта, когда и кем выдан)

Я,
являясь родителем (законным представителем) _______________
(нужное подчеркнуть)

(ФИО, класс/ группа, в котором /ой обучается обучающийся, дата (дд.мм.гг.) рождения)

Выражаю согласие на проведение психолого-педагогического обследования.

« ___ » ________________20 ___

г. /

/ ____________
(подпись)

(расшифровка подписи)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».