Основы проектной деятельности. 5-6 класс

2

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Основы проектной деятельности»
на уровне основного общего образования.
Личностные результаты
у обучающихся будут сформированы:
- широкая мотивационная основа и внутренняя личностная позиция на уровне
положительного отношения к исследовательской и проектной деятельности, включающей
социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- учебно-познавательный интерес;
- готовность к эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира;
понимание ценности здорового образа жизни;
- осознанные устойчивые эстетические предпочтения и ориентация на искусство;
- устойчивый интерес к технологической составляющей образования как значимой
сферы человеческой жизни.
обучающиеся получат возможность для формирования:
- познавательного интереса к техническому творчеству, желания строить более
сложные модели;
- ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к
саморазвитию и самообразованию;
- навыков самостоятельной работы и работы в группе при выполнении
практических творческих работ.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД


Обучащийся научится:

- постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено обучающимися, и того, что ещѐ неизвестно; самостоятельно планировать
альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач; составлять под руководством
учителя план действий для решения учебных задач;

3

- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в
сотрудничестве с учителем и одноклассниками.


Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать учебную задачу, предлагать возможные способы ее решения,
воспринимать и оценивать предложения других учеников по ее решению;
- оценивать правильность выполнения действий по решению учебной задачи и
вносить необходимые исправления; контролировать ход совместной работы и оказывать
помощь товарищу в случаях затруднений.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
математических проблем, и представлять ее в понятной форме;
- принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной
информации;
- выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов;
- понимать и использовать средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы,
схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их
проверки;
- осваивать способы решения задач творческого и поискового характера;
- применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные
стратегии решения задач;
- понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
- устанавливать отношения между объектами и группами объектов (практически и
мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи
(точность и краткость).


Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск нужной информации в различных источниках,
использовать еѐ для решения задач, изготовления объектов;
- анализировать и систематизировать собранную информацию в предложенной
форме;

4

- обосновывать свои суждения, проводить аналогии и делать несложные
обобщения.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- определять цели, функций участников, способов взаимодействия;
- оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
- принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками:
определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в
совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
- вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы,
понятные для партнера по обсуждаемому вопросу;
- принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками:
определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в
совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
- вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы,
понятные для партнера по обсуждаемому вопросу;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимную помощь.


Обучающийся получит возможность научиться:

- самостоятельно оценивать различные подходы и точки зрения, высказывать свое
мнение, аргументированно его обосновывать;
- контролировать ход совместной работы и оказывать помощь товарищу в случаях
затруднения;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс
Раздел 1 . Введение
Что такое проект.

5

Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность
исследовательских умений в жизни современного человека. Презентация
исследовательских работ учащихся.
I. Теоретический блок .
Раздел 2. Способы мыслительной деятельности
Что такое проблема, наблюдение, эксперимент, гипотеза.
Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки
зрения. Наблюдение и эксперимент – способы познания окружающего мира. Опыты. Игры
на внимание. Понятие о гипотезе. Еѐ значение в исследовательской работе. Вопрос и
ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия.
Игра «Найди причину».
Источники информации.
Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и
словарями. Беседа. Правила общения.
Понятия: источник информации.
Практика: работа с источником информации. Работа с книгой. Работа с электронным
пособием.
Практика: правила оформления списка использованной литературы. Оформление списка
использованных электронных источников.
Раздел 3. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности.
Выбор темы исследования.
Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы
исследования.
Цели и задачи исследования.
Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение
задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его
главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Методы исследования. Мыслительные операции.
Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные операции, необходимые для
учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы.
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных
исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.
Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности
предмет”.

6

Сбор материала для исследования.
Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное
письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .
Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы.
Практическое занятие, направленное на развитие умений анализировать свои действия и
делать выводы.
Обобщение полученных данных.
Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.
Последовательность изложения.
Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”,
“Расположиматериал в определенной последовательности”.
II. Практический блок.
Раздел 4. Мы - исследователи . Самостоятельные (предметные) проекты
Планирование работы.
Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования
в работе над проектом.
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию.
Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме
исследования.
Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по
теме проекта.
Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных данных Оформление
презентации.
Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск
брошюры.
Раздел 5. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся
Подготовка к защите.
Психологический аспект готовности к выступлению. Как правильно спланировать
сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Культура
выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.
Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Эталон. Оценка. Отметка. Самооценка.

7

Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”,
“Как отвечать на вопросы”.
Защита проектов.
Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в
рамках проекта и оценка продукта.
Способы преодоления трудностей.
Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих проектов.
Анализ проектно-исследовательской деятельности.
6 класс
Урок 1. Тема «Понятие «Проект» и «Проектная деятельность». Структура и
типология проектов. Исследование и проектирование. Сходство и различия»
Введение в проектную деятельность. Что такое метод проектов? История развития
проектного метода. Возможности и смыслы проекта.
Классификация проектов. Название, логотип, идея, характеристика, цели и задачи,
участники, сроки реализации, этапы, условия, виды деятельности, формы взаимодействия,
критерии оценки, результаты, развитие (жизнеспособность) проекта.
Результат исследования. Результат проектирования.
Характеристики проектной и исследовательской работы. Примеры. Сходство и различия.
Урок 2. Тема «Проблема проекта. Актуальность работы».
Взаимоотношения человека с природой, обществом. Пути решения проблем. Составление
списка проблем (личных или общественных).
Актуальность работы.
Урок 3. Тема «Источники информации. Ссылки и правила цитирования».
Литературные источники. Порядок оформления библиографии. Способы фиксации
информации. Работа с различными источниками информации.
Урок 4. Тема «Выбор темы проекта. Цель, задачи работы. Гипотеза».
Актуальность выбора проблемы проекта. Поиск противоречия, формулировка темы
исследования. Групповая дискуссия. Требования к постановке целей исследования
(реалистичность, ранжируемость, диагностируемость).
Формулировка задач под поставленную цель. Отличие задач от цели и методов работы.
Соизмеримость задачи с доступными ресурсами.
Научная гипотеза и еѐ проверка. Обоснование основных путей решения собственной
исследовательской проблемы, гипотезы как исходный элемент поиска истины, которая

8

помогает целенаправленно собрать и группировать факты. Определение требований к
научной гипотезе.
Урок 5. Тема «Методы исследования и проектирования».
Учебное и научное исследование, их различия и сходство. Предмет, объект, методы
исследования.
Урок 6. Тема «Планирование деятельности. Сбор информации».
Планирование деятельности Осуществление деятельности по решению проблемы. Этапы
реализации проекта. Планируемый результат. Систематизация информации в
соответствии с целями информационного поиска. Способы сохранения информации.
Урок 7. Тема «Результаты и их обработка. Корректировка плана в ходе выполнения
работы».
Анализ качества реализации проекта. Анализ результатов выполнения проекта.
Коррекция исследования, поиск дополнительной информации, новых способов решения.
Урок 8. Тема «Анализ полученных данных. Представление результатов работы».
Изучение объектов анализа. Вычленение существенных признаков, достаточных и
вспомогательных условий в ведении исследования. Определение плюсов и минусов,
полученных в результате.
Обработка результатов исследования, методика оформления результатов, представление
результатов.
Урок 9. Тема «Работа с информацией. Работа с библиотекой. Текст. Виды
информации в тексте».
Литературные источники, архивные данные, устные и рукописные источники. Интернет.
Справочно – библиографический аппарат. Работа с каталогом в библиотеке. Работа с
алфавитным и систематическим каталогами. Аннотация перечня литературы.
Картотека (каталог), план, тезис, конспект. Оформление цитирования, ссылок, сносок.
Урок 10. Тема «Коммуникативная деятельность. Стратегии группового взаимодействия.
Диалог».
Проблемы общения и сотрудничества. Терминологический словарь. Структура и состав
коммуникативной деятельности Сотрудничество в команде. Правила групповой работы и
общения. Правило личной ответственности. Правила общения в группе. Правила ведения
обсуждения.. Основные этапы совместной работы. Эффективность диалога. Невербальные
способы передачи информации. Умение активного слушания.
Урок 11. Тема «Аргументация».
Основание аргументации. Правила аргументации. Тезис. Пример. Иллюстрация. Форма
обоснования.

9

Урок 12. Тема «Работаем вместе над проектом».
Требования к оформлению результатов исследования. Культура оформления. Дизайн.
Урок 13. Тема «Компьютерная презентация».
Презентация, еѐ виды, компьютерная презентация. Требования к презентации. Рецензия.
Правила представления информации в презентации. Оформление слайда.
Урок 14. Тема «Публичное выступление».
Выступление на конференции, защита работы, вопросы оппонентов.
Урок 15. Тема «Творческий отчет».
Написание отчѐта, эссе, ведение дневника наблюдений. Выставка результатов
исследований.
Урок 16. Тема «Презентация проекта».
Выставка учебных исследовательских и творческих работ. Анализ тематики
исследований, оппонирование результатов.
Урок 17. Итоговое занятие.
Диагностика и самодиагностика оценки опыта творческой деятельности

Формы контроля и критерии оценивания по курсу «Основы проектной
деятельности «Проектная мастерская»
Формы контроля: выполнение домашних заданий, контрольная работа, защита итогового
проекта.
Формы срезового контроля: контрольные работы
Оценка контрольных работ
Контрольные работы необходимы для определения актуального развития ребенка,
оценивания приобретенных знаний и умений по теме, разделу учебной программы.
Данный вид работ оценивается следующим образом: сначала оценивается
выполнение всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная
обучающимися по всем заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально
возможному количеству баллов, выставляемому за работу.
Отметка «5» ставится за 86-100% выполнение работы.
Отметка «4» ставится за 61-85% выполнение работы.
Отметка «3» ставится за 36-60% выполнение работы.
Отметка «2» ставится за выполнение работы от 0-35 %.

10

Оценка домашнего задания
Домашнее задание необходимо для закрепления пройденного материала на уроке.
Данный вид работ оценивается следующим образом: сначала оценивается выполнение
всех предложенных заданий, определяется сумма баллов, набранная учащимися по всем
заданиям, и переводится в процентное отношение к максимально возможному количеству
баллов, выставляемому за работу.
Отметка «5» ставится за 95-100% выполнение работы.
Отметка «4» ставится за 75-94% выполнение работы.
Отметка «3» ставится за 50-74% выполнение работы.
Отметка «2» ставится за выполнение работы от 1-49 %.
Критерии защиты проекта
Шкала оценки защиты проекта

Выступление

Показатели

Градация

1. Соответствие сообщения

Соответствует полностью

2

Есть несоответствия

1

заявленной теме, цели и
задачам работы

Баллы

(отступления)
В основном не соответствует

0

2. Структурированность

Структурированно

2

(организация)

обеспечивает
Структурированно не

1

обеспечивает
Не структурированно не

0

обеспечивает
3. Культура выступления -

Рассказ без обращения к

чтение с листа или рассказ,

тексту

обращенный к аудитории

2

Рассказ с обращением к тексту

1

Чтение текста

0

4. Доступность сообщения о

Доступно без уточняющих

2

содержании работы, ее целях,

вопросов

11

задачах, методах и

Доступно с уточняющими

результатах

вопросами

1

недоступно с уточняющими
вопросами
5. Целесообразность,
инструментальность
наглядности, уровень ее
исполнения

6.Соблюдение временного
регламента сообщения (не
более 5-7 мин.)

Дискуссия

7.Четкость и полнота ответов
на дополнительные вопросы
по существу сообщения

8. Владение специальной
терминологией по теме,
использованной в сообщении

9. Культура дискуссии умение понять собеседника и
аргументированно ответить на
его вопрос

Наглядность целесообразна

2

Целесообразность

1

сомнительна
Наглядность не целесообразна

0

Соблюден не превышен

2

превышение без замечания

1

превышение с замечаниями

0

Все ответы четкие и полные

2

некоторые ответы нечѐткие

1

все ответы нечѐткие/неполные

0

владеет

2

иногда был неточен, ошибался

1

Не владеет

0

Ответил на вопросы

2

Ответил на большую часть

1

вопросов
Не ответил на большую часть

0

вопросов
10. Особое мнение эксперта
(до 2х баллов)

Дополнительные баллы

0-2

12

Максимальное количество баллов: 20
Обучающиеся представляют свою работу в зависимости от цели проекта (то есть
представляют конечный продукт)
«5» - от 16 до 20 баллов
«4» - от 13 до 15 баллов
«3» - от 9 до 12 баллов
«2» - от 0 до 8 баллов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по курсу внеурочной деятельности
«Основы проектной деятельности»
на уровне основного общего образования.
5 класс (17 часов)
№

Содержание урока

п/п

Кол-во
часов
1
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ

1

1.1. Тема: Что такое проект

1

Теория: Понятие о проектах и исследовательской деятельности
учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного
человека. Презентация исследовательских работ учащихся.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
РАЗДЕЛ 2. СПОСОБЫ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2

2

1

2.1. Тема: Что такое проблема, наблюдение, эксперимент, опыт,
гипотеза

13

Теория: Понятие о проблеме. Упражнение в выявлении проблемы и
изменении собственной точки зрения. Наблюдение и эксперимент –
способы познания окружающего мира. Опыты. Понятие о гипотезе. Еe
значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на
обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра
«Найди причину».
3

2.2. Тема: Источники информации.

1

Теория Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с
энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения.
Практика: правила оформления списка использованной литературы.
Оформление списка используемых электронных источников.
РАЗДЕЛ 3. ЭТАПЫ РАБОТЫ В РАМКАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

6

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4

3.1. Тема: Выбор темы исследования.

1

Теория. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила
выбора темы исследования.
5

3.2. Тема: Цели и задачи исследования.

1

Теория. Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по
выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого
процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы
исследования.
6

3.3 Тема: Методы исследования. Мыслительные операции.
Теория. Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. Мыслительные
операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с
наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных
исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе
наблюдений.

1

14

7

3.4. Тема: Сбор материала для исследования.

1

Теория. Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации
получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо,
схемы, рисунки, значки, символы и др.).
Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы
исследования.
8

3.5. Тема: Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы .

1

Теория. Мыслительные операции, необходимые для учебноисследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение,
суждения, умозаключения, выводы.
Практика: развитие умений анализировать свои действия и делать
выводы.
9

3.6. Тема: Обобщение полученных данных.

1

Теория: Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения
понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения.
Практика: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”,
“Расположи материал в определенной последовательности”.
II. Практический блок

8

РАЗДЕЛ 4. МЫ - ИССЛЕДОВАТЕЛИ . САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

4

(ПРЕДМЕТНЫЕ) ПРОЕКТЫ
10

4.1. Тема: Планирование работы.

1

Теория: Составление плана работы над проектами. Определение
предмета и методов исследования в работе над проектом.
11

4.2. Тема: Обучение анкетированию, социальному опросу,

1

интервьюированию.
Практика: Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
12

4.3. Тема: Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление

1

15

списка литературы по теме исследования.
Практика: Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор
необходимой литературы по теме проекта.
13

4.4. Тема: Работа в компьютерном классе. Обобщение полученных

1

данных Оформление презентации.
Практика: Работа на компьютере – структурирование материала,
создание презентации. Выпуск брошюры.
РАЗДЕЛ 5. МОНИТОРИНГ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4

УЧАЩИХСЯ
14

5.1. Тема: Подготовка к защите.

2

Теория. Психологический аспект готовности к выступлению. Как
правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить
главное и второстепенное. Культура выступления: соблюдение правил
этикета, ответы на вопросы, заключительное слово. Знакомство с
памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению». Эталон.
Оценка. Отметка. Самооценка.
Практика. Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как
правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.
15

5.2. Тема: Защита проектов.

2

Теория. Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка
продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы
преодоления трудностей.
Практика. Конференция. Выступления учащихся с презентацией своих
проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности.
Итого 17 часов

6 класс (17 часов)
№

Темы уроков

Содержание урока

Количест

16

п/п
1

во часов
Понятие «Проект»

Введение в проектную деятельность. Что такое

и «Проектная

метод проектов? История развития проектного

деятельность».

метода. Возможности и смыслы проекта.

Структура и
типология
проектов.
Исследование и
проектирование.
Сходство и
различия.

1

Классификация проектов. Название, логотип,
идея, характеристика, цели и задачи, участники,
сроки реализации, этапы, условия, виды
деятельности, формы взаимодействия, критерии
оценки, результаты, развитие
(жизнеспособность) проекта.
Результат исследования. Результат
проектирования.
Характеристики проектной и исследовательской
работы. Примеры. Сходство и различия.

2

Проблема проекта.

Взаимоотношения человека с природой,

Актуальность

обществом. Пути решения проблем.

работы.

Составление списка проблем (личных или

1

общественных).
Актуальность работы.
3

Источники

Литературные источники. Порядок оформления

информации.

библиографии. Способы фиксации информации.

Ссылки и правила

Работа с различными источниками информации.

1

цитирования.
4

Выбор темы

Актуальность выбора проблемы проекта. Поиск

проекта.

противоречия, формулировка темы

Цель, задачи
работы.
Гипотеза

исследования. Групповая дискуссия.
Требования к постановке целей исследования
(реалистичность, ранжируемость,
диагностируемость).
Формулировка задач под поставленную цель.

1

17

Отличие задач от цели и методов работы.
Соизмеримость задачи с доступными ресурсами.
Научная гипотеза и еѐ проверка. Обоснование
основных путей решения собственной
исследовательской проблемы, гипотезы как
исходный элемент поиска истины, которая
помогает целенаправленно собрать и
группировать факты. Определение требований к
научной гипотезе.
5

6

Методы

Учебное и научное исследование, их различия и

исследования и

сходство. Предмет, объект, методы

проектирования.

исследования

Планирование

Планирование деятельности Осуществление

деятельности.

деятельности по решению проблемы. Этапы

Сбор информации.

1

1

реализации проекта. Планируемый результат.
Систематизация информации в соответствии с
целями информационного поиска. Способы
сохранения информации.

7

Результаты и их

Анализ качества реализации проекта. Анализ

обработка.

результатов выполнения проекта.

Корректировка
плана в ходе
выполнения работы
8

Коррекция исследования, поиск
дополнительной информации, новых способов
решения.

Анализ

Изучение объектов анализа. Вычленение

полученных

существенных признаков, достаточных и

данных.

вспомогательных условий в ведении

Представление
результатов работы

1

исследования. Определение плюсов и минусов,
полученных в результате.
Обработка результатов исследования, методика
оформления результатов, представление
результатов.

1

18

9

Работа с

Литературные источники, архивные данные,

информацией.

устные и рукописные источники. Интернет.

Работа с

Справочно – библиографический аппарат.

библиотекой.

Работа с каталогом в библиотеке. Работа с

Текст. Виды
информации в
тексте.

1

алфавитным и систематическим каталогами.
Аннотация перечня литературы.
Картотека (каталог), план, тезис, конспект.
Оформление цитирования, ссылок, сносок.

10

Коммуникативная

Проблемы общения и сотрудничества.

деятельность.

Терминологический словарь. Структура и

Стратегии

состав коммуникативной деятельности

группового

Сотрудничество в команде. Правила групповой

взаимодействия.

работы и общения. Правило личной

Диалог

ответственности. Правила общения в группе.

1

Правила ведения обсуждения. Основные этапы
совместной работы. Эффективность диалога.
Невербальные способы передачи информации.
Умение активного слушания.
11

Аргументация

Основание аргументации. Правила

1

аргументации. Тезис. Пример. Иллюстрация.
Форма обоснования.
12

13

Работаем вместе

Требования к оформлению результатов

над проектом.

исследования. Культура оформления. Дизайн.

Компьютерная

Презентация, еѐ виды, компьютерная

презентация

презентация. Требования к презентации.

1

1

Рецензия. Правила представления информации в
презентации. Оформление слайда.
14

15

Публичное

Выступление на конференции, защита работы,

выступление

вопросы оппонентов.

Творческий отчет

Написание отчѐта, эссе, ведение дневника
наблюдений. Выставка результатов

1

1

19

исследований
16

Презентация

Выставка учебных исследовательских и

проекта

творческих работ. Анализ тематики

1

исследований, оппонирование результатов
17

Итоговое занятие

Диагностика и самодиагностика оценки опыта

1

творческой деятельности.
Итого 17 часов

Литература:
1. Леонтович А.В. Проектная мастерская 5-9 классы / Леонтович А. В., Смирнов А. И.,
А.С. Саввичев: серия Внеурочная деятельность. - М.: «Просвещение», 2020.
2. Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. - М.: Просвещение, 2012.
3. Кашлева Н. В. «Школьная проектная лаборатория» / Кашлева Н. В., Дмитриева Ж.В.,
Игнаткина Т. В. – Волгоград: «Учитель», 2009.
4. Сизова Р. И., Селимова Р. Ф. Учусь создавать проект. – С.-Пб.: «РОСТъ», 2010.
5. Цветкова Г. В. Проектная деятельность учащихся. –Волгоград: «Учитель», 2013.
6. Исследовательская и проектная деятельность: сборник программ. – Москва:
«Просвещение», 2018.
7. Методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной
школы / под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература»,
Издательский дом «Федоров», 2017.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».