Рабочая программа курса ВД "ЕГЭ на 100. Русский язык" 10-11кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования Артемовского городского округа Свердловской области
МАОУ "Лицей № 21"

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель кафедры предметов
гуманитарного и художественноэстетического воспитания цикла
МАОУ "Лицей № 21"

Заместитель директора по учебнометодической работе МАОУ "Лицей
№ 21"

Директор
МАОУ "Лицей № 21"

____________________________
Голубцов И.В.

______________________________

Протокол №1

Рубцова Л.Н.

_____________________

от «30» августа 2023 г.

Протокол №1

Иващененко О. Н.

от «30» августа 2023 г.

Приказ №64/4
от «30» августа 2023 г

Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Школа выпускника. Русский язык. ЕГЭ на
100.»
уровень ___среднего______ общего образования
ФГОС ______
(базовый уровень)

г. Артемовский,2023

Планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности «Школа
выпускника. Русский язык»
Программа обеспечивает достижение выпускниками средней школы определённых личностных,
метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:


понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;



формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;



воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации;



осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как

явления

национальной

культуры;

стремление

к

речевому

самосовершенствованию;


достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность
к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;



нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;



принятие

гуманистических

ценностей,

осознанное,

уважительное

и

доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;


способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в
том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;
бережное,

ответственное

и

компетентное

отношение

к

физическому

и

психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;


формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения
на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);



развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста,

взрослыми

в

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, проектной и других видах деятельности;


готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию
как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты:

Метапредметные результаты:

















умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные
стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из
словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках
информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами
умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать
адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего
знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:



представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа,
о роли родного языка в жизни человека и общества;



понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;



усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;



освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык
и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного,
публицистического,

официально-делового

стилей

и

разговорной

речи;

функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;


овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского

языка,

(орфоэпическими,

основными

нормами

лексическими,

русского

литературного

грамматическими,

языка

орфографическими,

пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;


опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;



проведение

различных

видов

анализа

слова

(фонетический,

морфемный,

словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных

признаков

и

структуры,

принадлежности

к

определенным

функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;


понимание

коммуникативно-эстетических

возможностей

лексической

и

грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;


осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.

Содержание
Орфография (28 часа)
Правописание морфем
Система правил, связанных с правописанием морфем. Принцип единообразного
написания морфем – ведущий принцип русского правописания (морфематический).
Правописание корней.
Система правил, регулирующих написание гласных и согласных корня. Роль смыслового
анализа при подборе однокоренного проверочного слова. Правописание гласных корня:
безударные проверяемые и непроверяемые; е и э в заимствованных словах. Правила,
нарушающие единообразие написания корня (ы и и в корне после приставок); понятие о
фонетическом принципе написания. Группы корней с чередованием гласных.
Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных.
Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска –
дощатый, очки – очечник).
Правописание иноязычных словообразовательных элементов (лог, фил, гео, фон и др.).
Этимология и орфография.
Правописание приставок. Иноязычные приставки.
Правописание суффиксов.
Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль
морфемно – словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания
суффиксов. Типичные суффиксы имён существительных, прилагательных и их написание.
Образование причастий с помощью специальных суффиксов. Правописание н и нн в
полных и кратких формах причастий, а также в прилагательных, образованных от
существительных или глаголов.
Правописание окончаний.
Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи.
Различение окончаний –е и –и в именах существительных. Правописание личных
окончаний глаголов. Правописание падежных окончаний полных прилагательных и
причастий.
Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится
орфограмма: о и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы и и
после ц; употребление ь и ъ.
Взаимосвязь значения, морфемного строения и написания слова. Орфографический анализ
морфемно – словообразовательных моделей слов.
Этимологическая справка как приём объяснения написания морфем.
Слитные, дефисные и раздельные написания
Система правил данного раздела правописания. Роль смыслового и грамматического
анализа слова при выборе правильного написания. Слитное, дефисное и раздельное
написания наречий. Историческая справка о происхождении некоторых наречий.
Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и
орфографические отличия союзов от созвучных сочетаний слов.
Образование и написание сложных слов (имена существительные, прилагательные,
наречия). Смысловые и грамматические отличия сложных прилагательных, образованных
слиянием, и созвучных словосочетаний (многообещающий – много обещающий).

Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи. Работа с
орфографическими блоками ЕГЭ (зад 9-15).
Пунктуация (20ч)
Знаки препинания в простом предложении (12ч)
Тире между подлежащим и сказуемым. Однородные члены предложения. Обобщающие
слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.
Знаки препинания

при обособленных членах предложения. Знаки препинания при

сравнительном обороте. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при
вводных словах, словосочетаниях, вставных конструкциях.
Знаки препинания в сложном предложении (8ч)
Знаки

препинания

между

частями

сложного

предложения.

Грамматические

и

пунктуационные особенности сложных предложений. Сложносочинённое предложение.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Сложноподчинённое предложение.
Главное и придаточное предложения. Типы придаточных предложений. Знаки препинания
в сложноподчинённом предложении

с одним или несколькими

придаточными.

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном предложении. Предложения с чужой речью. Работа с
пунктационными блоками ЕГЭ (зад 16-21).
Культура речи (6ч)
Орфоэпические нормы. Работа с заданием 4 (ЕГЭ).
Лексические и грамматические нормы. Работа с заданием 5, 6, 7 (ЕГЭ).
Классификация грамматических ошибок. Работа с заданием 8 (ЕГЭ).
Текст (12ч)
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы
связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические
средства организации текста. Стили речи. Типы речи. Лингвистический анализ текста.
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы,
лексика

ограниченного

употребления,

фразеологизмы.

Контекстные

синонимы.

Контекстные антонимы. Подготовка к сочинению. Анализ текста. Содержание исходного
текста. Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ
композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Сочинение в формате
ЕГЭ. Структура сочинения. Формулировка проблемы и авторского отношения. Работа
над комментарием. Алгоритм построения комментария. Способы отсылки к тексту.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями. Обоснование своего отношения к

позиции автора. Обоснование с опорой на художественную литературу. Обоснование с
опорой на научную литературу. Обоснование с опорой на собственный опыт. Практикум.
Написание сочинений.
Тематическое планирование
№ урока

Тема

Часы

Орфография (28ч)
1

Правописание

морфем.

Система

правил,

регулирующих 1

написание гласных и согласных корня.
2

Группы корней с чередованием гласных. Работа с опорной 1
схемой.

3

Обозначение на письме согласных корня: звонких и глухих, 1
непроизносимых.

4

Правописание двойных согласных.

5

Правописание иноязычных словообразовательных элементов 1

1

(лог, фил, гео, фон и др.).
6

Этимология и орфография. Лингвистическая интегрированная 1
игра.

8-9

Правописание приставок. Иноязычные приставки.

10-11

Типичные суффиксы имён существительных, прилагательных и 2

2

их написание.
12

Образование причастий с помощью специальных суффиксов.

1

13-14

Правописание н и нн в прилагательных и причастиях.

2

15

Правописание окончаний.

1

16

Правописание о и е после шипящих.

1

17

Употребление ь и ъ.

1

18-20

Слитное, дефисное и раздельное написания наречий.

3

21-22

Особенности написания производных предлогов.

2

23

Правописание союзов.

1

24-26

Образование и написание сложных слов.

3

27-28

Работа с орфографическими блоками ЕГЭ (зад 9-15).

2

Пунктуация (20ч)
Знаки препинания в простом предложении ( 12ч)

29
30
31
32-34
35
36-37
38-39
40

Знаки препинания между членами предложения. Тире между
подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.
Знаки препинания между однородными членами предложения.
Обобщающие слова при однородных членах предложения.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом.
Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами
предложения. Предложения с вводными словами и вставными
конструкциями.
Предложения с обращениями. Речевые формулы обращений,
используемые в речи. Практикум.
Зачётная практическая работа (тест).

1
1
1
3
1
2
2
1

Знаки препинания в сложном предложении (8ч)

41
42-43
44-45
46
47-48

Знаки препинания между частями сложносочинённого предложения.
Знаки препинания между частями сложноподчинённого предложения.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака
препинания в бессоюзном сложном предложении.
Предложения с чужой речью.
Работа с пунктационными блоками ЕГЭ (зад 16-21). Практикум.

1
2
2
1
2

Культура речи (6ч)

49

1

50-51

Орфоэпические нормы. Работа с заданием 4 (ЕГЭ). Практикум.
Лексические и грамматические нормы. Работа с заданием 5, 6, 7
(ЕГЭ).

52-53

Классификация грамматических ошибок.

2

54

Работа с заданием 8 (ЕГЭ). Практикум.

1

55-56
57
58
59
60
61
62
63
64-65
66
67-68

Текст (12ч)
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями
текста. Способы связи в тексте. Работа с заданием 25 (ЕГЭ).
Стили речи. Типы речи. Работа с заданием 23 (ЕГЭ).
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова,
синонимы, антонимы. Контекстные синонимы, контекстные антонимы.
Сочинение в формате ЕГЭ. Структура сочинения. Формулировка
проблемы и авторского отношения.
Работа над комментарием. Алгоритм построения комментария.
Способы отсылки к тексту.
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Практикум. Написание комментария.
Обоснование своего отношения к позиции автора.
Практикум. Написание сочинений.
Итоговое сочинение.
Резерв

Итого:

2

2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
68

Основные методы и формы работы.
1. Повторение теоретических сведений о языковых явлениях, их систематизация.
2. Работа со словарями.
3. Систематическое
проведение
орфоэпических
зарядок,
орфографических
упражнений.
4. Работа с опорными схемами по орфографии и пунктуации
5. Практикумы
6. Групповая работа
7. Выполнение письменных (самостоятельных, зачетных) работ и их анализ.
8. Лингвистические интегрированные игры.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».