МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МАОУ "Лицей № 21" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель кафедры Заместитель директора по естественнонаучного учебно-методической работе цикла МАОУ "Лицей МАОУ "Лицей № 21" № _________________________ 21"_________________ _____ ____ Рубцова Л.Н. Чернобровкина Протокол №1 С. В. от «30» августа 2023 г. Протокол №1 от «30» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор МАОУ "Лицей № 21" _________________ ____ Иващененко О. Н. .Приказ №64/4 от «30» августа 2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Школа выпускника. Биология». 9 класса ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности «Школа выпускника. Биология» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, федеральной рабочей программы воспитания, а также требованиями документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2024 года (кодификатор, спецификация, демоверсия). Программа направлена на подготовку к успешной сдаче ГИА ОГЭ. Содержание программы направлено на повторение и актуализацию личностных результатов освоения основной образовательной программы по ФГОС 2021 г. в части физического (осознание последствий и неприятие вредных привычек и иных форм вреда для физического и психического здоровья и др.), трудового (интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и др.), экологического (ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды и др.) воспитания, а также принятия ценности научного познания (ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой и др. Подготовка к ОГЭ по биологии учитывает специфику предмета, его цели и задачи, а также достижения выпускниками метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. При подготовке к выполнению заданий, помимо предметных знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности, востребованы также универсальные учебные познавательные, коммуникативные и регулятивные (самоорганизация и самоконтроль) действия. Общее число часов, отведенных для курса внеурочной, составляет 34 часа (1 час в неделю) Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Школа выпускника. Биология». Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности. Содержание и результаты выполнения заданий ОГЭ связаны в том числе с достижением следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы. В части физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: – осознание ценности жизни; – осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; – соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; – способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; – умение принимать себя и других, не осуждая; – умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; – сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека. В части трудового воспитания: – интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; – осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; – уважение к труду и результатам трудовой деятельности. В части экологического воспитания: – ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; – повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; – активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; – осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред. В части принятия ценности научного познания: – ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; – овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; – овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. СОДЕРЖАНИЕ Содержание Нормативно-правовое обеспечение. Демоверсия КИМ по биологии, структура работы, типология заданий. Биология как наука. Методы биологии Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов. Признаки живых организмов. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушение в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приёмы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними. Система, многообразие и эволюция живой природы Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности. Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности. Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Растение – целостный организм (биосистема). Водоросли – низшие растения. Высшие споровые растения. Отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные (Цветковые). Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности. Многообразие и классификация животных. Значение простейших в природе и жизни человека. Тип Моллюски и их значение в природе и жизни человека. Общая характеристика типа Членистоногие и их значение в природе и жизни человека. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов. Значение земноводных в природе и жизни человека. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека. Значение птиц в природе и жизни человека. Птицеводство. Происхождение и значение млекопитающих. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции Человек и его здоровье Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны. Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания Дыхательная система: строение и функции. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы: строение, функции. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения Мочевыделительная система: строение и функции. Покровы тела и их функции. Роль кожи в процессах терморегуляции. Поддержание температуры тела. Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательная система: строение, функции. Скелет человека. Мышцы и их функции. Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции. Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными – переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха. Приёмы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения. Взаимосвязи организмов и окружающей среды Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Тема урока Нормативно-правовое обеспечение ГИА. Демоверсия КИМ по биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царство Грибы. Царство Растения. Строение, физиология растений. Царство Растения. Систематика. Многообразие растений Царство Животные. Беспозвоночные. Царство Животные. Позвоночные. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Эндокринная система. Опора и движение. Внутренняя среда. Транспорт веществ. Питание и дыхание. Обмен веществ. Выделение. Покровы тела. Органы чувств. 18. 19. 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Психология и поведение человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира. Графическая форма представления материала: интерпретация результатов научных исследований, представленные в графической форме. Понятийный аппарат и символический язык биологии. Применение научных терминов, понятий, теорий, законов для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов Приёмы работы по критическому анализу полученной информации и пользование простейших способов оценки её достоверности Работа с текстами биологического содержания. Работа с текстами биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать). Морфологические признаки организмов. Соотнесение морфологических признаков организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму Использование научных методов с целью изучения биологических объектов, явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических экспериментов Работа со статистическими данными, представленными в табличной форме Объяснение роли биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Распознавание и описание на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого Обоснование необходимости рационального и здорового питания Итоговая диагностическая работа. Анализ диагностической работы, коррекция знаний.