Рабочая программа ВД Школа выпускника Биология 9кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Артемовского городского округа
МАОУ "Лицей № 21"
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Руководитель кафедры
Заместитель директора по
естественнонаучного учебно-методической работе
цикла МАОУ "Лицей
МАОУ "Лицей № 21"
№
_________________________
21"_________________
_____
____
Рубцова Л.Н.
Чернобровкина
Протокол №1
С. В.
от «30» августа 2023 г.
Протокол №1
от «30» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
МАОУ "Лицей №
21"
_________________
____
Иващененко О. Н.
.Приказ №64/4
от
«30» августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности
«Школа выпускника. Биология».
9 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Школа выпускника. Биология»
составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных
в ФГОС ООО, федеральной рабочей программы воспитания, а также
требованиями документов, определяющих структуру и содержание
контрольных измерительных материалов основного государственного
экзамена 2024 года (кодификатор, спецификация, демоверсия).
Программа направлена на подготовку к успешной сдаче ГИА ОГЭ.
Содержание программы направлено на повторение и актуализацию
личностных результатов освоения основной образовательной программы по
ФГОС 2021 г. в части физического (осознание последствий и неприятие
вредных привычек и иных форм вреда для физического и психического
здоровья и др.), трудового (интерес к практическому изучению профессий и
труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания и др.), экологического (ориентация на применение знаний
из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды и др.) воспитания, а также принятия ценности научного
познания (ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой и др.
Подготовка к ОГЭ по биологии учитывает специфику предмета, его цели
и задачи, а также достижения выпускниками метапредметных и предметных
результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования.
При подготовке к выполнению заданий, помимо предметных знаний,
умений, навыков и способов познавательной деятельности, востребованы
также универсальные учебные познавательные, коммуникативные и
регулятивные (самоорганизация и самоконтроль) действия.
Общее число часов, отведенных для курса внеурочной, составляет 34
часа (1 час в неделю)
Планируемые результаты освоения программы внеурочной
деятельности «Школа выпускника. Биология».
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы
обучающимися
отражают
готовность
обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности.
Содержание и результаты выполнения заданий ОГЭ связаны в том числе
с достижением следующих личностных результатов освоения основной
образовательной программы.
В части физического воспитания, формирования культуры здоровья
и эмоционального благополучия:

– осознание ценности жизни;
– осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребления
алкоголя, наркотиков, курения) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
– соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в интернет-среде;
– способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
– умение принимать себя и других, не осуждая;
– умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием;
– сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
В части трудового воспитания:
– интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания;
– осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений
для этого;
– уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В части экологического воспитания:
– ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
– повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
– активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
– осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
В части принятия ценности научного познания:
– ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
– овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира;
– овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.

СОДЕРЖАНИЕ
Содержание
Нормативно-правовое обеспечение. Демоверсия КИМ по биологии,
структура работы, типология заданий.
Биология как наука. Методы биологии
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной
картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых
объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение
биологических объектов.
Признаки живых организмов.
Клеточное строение организмов как доказательство их родства,
единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушение в строении и
функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы
– неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность и
изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление
изменчивости организмов. Приёмы выращивания и размножения растений и
домашних животных, ухода за ними.
Система, многообразие и эволюция живой природы
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и
собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений,
животных, человека. Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека
и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и
собственной деятельности.
Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и
собственной деятельности. Многообразие и значение растений в природе и
жизни человека. Растение – целостный организм (биосистема). Водоросли –
низшие растения. Высшие споровые растения. Отдел Голосеменные. Отдел
Покрытосеменные (Цветковые).
Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и
собственной деятельности. Многообразие и классификация животных.
Значение простейших в природе и жизни человека. Тип Моллюски и их
значение в природе и жизни человека. Общая характеристика типа
Членистоногие и их значение в природе и жизни человека. Значение рыб в
природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов. Значение
земноводных в природе и жизни человека. Значение пресмыкающихся в
природе и жизни человека. Значение птиц в природе и жизни человека.
Птицеводство. Происхождение и значение млекопитающих.
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник
учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции.
Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата
эволюции
Человек и его здоровье
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения
и процессы жизнедеятельности человека. Нейрогуморальная регуляция

процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс.
Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны.
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
Дыхание. Система дыхания Дыхательная система: строение и функции.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови.
Иммунитет. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы:
строение, функции. Обмен веществ и превращение энергии в организме
человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система
выделения Мочевыделительная система: строение и функции. Покровы тела и
их функции. Роль кожи в процессах терморегуляции. Поддержание
температуры тела.
Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у
человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Опора и движение. Опорно-двигательная система: строение, функции.
Скелет человека. Мышцы и их функции.
Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их
строение и функции.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность
Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение.
Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая
природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память,
эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность
восприятия, словесно логическое мышление, способность к накоплению и
передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных,
творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности.
Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер.
Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа
жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей,
волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание,
двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная
организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска:
несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя
и наркотиков, стресс, вредные условия труда и др. Инфекционные
заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные
заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение
инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых
ядовитыми
растениями
и
грибами;
заболеваний,
вызываемых
паразитическими животными и животными – переносчиками возбудителей
болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха.
Приёмы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении
некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным
газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного
аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления
организмов
к различным
экологическим факторам.
Популяция.
Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз,
паразитизм). Сезонные изменения в живой природе. Экосистемная
организация живой природы. Роль производителей, потребителей и
разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в
природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности
агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере.
Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других
людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние
собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема урока
Нормативно-правовое обеспечение ГИА. Демоверсия КИМ по
биологии.
Роль биологии в формировании современной естественно-научной
картины мира, в практической деятельности людей. Методы
изучения живых объектов. Биологический эксперимент.
Наблюдение, описание, измерение биологических объектов
Клеточное строение организмов как доказательство их родства,
единства живой природы.
Признаки организмов. Одноклеточные и многоклеточные
организмы. Царство Грибы.
Царство Растения. Строение, физиология растений.
Царство Растения. Систематика. Многообразие растений
Царство Животные. Беспозвоночные.
Царство Животные. Позвоночные.
Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.
Сходство человека с животными и отличие от них.
Размножение и развитие организма человека.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организма. Нервная система.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организма. Эндокринная система.
Опора и движение.
Внутренняя среда.
Транспорт веществ.
Питание и дыхание.
Обмен веществ. Выделение. Покровы тела.
Органы чувств.

18.
19.
20
21
22

23

24
25
26
27

28

29
30

31
32
33

Психология и поведение человека.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового
образа жизни. Приемы оказания первой доврачебной помощи.
Влияние экологических факторов на организмы.
Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об
эволюции органического мира.
Графическая форма представления материала: интерпретация
результатов научных исследований, представленные в графической
форме.
Понятийный аппарат и символический язык биологии. Применение
научных терминов, понятий, теорий, законов для объяснения
наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов
Приёмы работы по критическому анализу полученной информации
и пользование простейших способов оценки её достоверности
Работа с текстами биологического содержания.
Работа с текстами биологического содержания (понимать,
сравнивать, обобщать).
Морфологические
признаки
организмов.
Соотнесение
морфологических признаков организма или его отдельных органов
с предложенными моделями по заданному алгоритму
Использование научных методов с целью изучения биологических
объектов, явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение
несложных биологических экспериментов
Работа со статистическими данными, представленными в табличной
форме
Объяснение роли биологии в формировании современной
естественнонаучной картины мира, в практической деятельности
людей. Распознавание и описание на рисунках (изображениях)
признаки строения биологических объектов на разных уровнях
организации живого
Обоснование необходимости рационального и здорового питания
Итоговая диагностическая работа.
Анализ диагностической работы, коррекция знаний.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».