ВД Практикум по биологии с основами экологии 5-6кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Артемовского городского округа
МАОУ "Лицей № 21"
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель кафедры

Заместитель директора по

Директор

естественнонаучного цикла

учебно-методической работе

МАОУ "Лицей № 21"

МАОУ "Лицей №

МАОУ "Лицей № 21"

21"_____________________

______________________________ _____________________

Чернобровкина С. В.

Рубцова Л.Н.

Иващененко О. Н.

Протокол №1

Протокол №1

.Приказ №64/4

от «30» августа 2023 г.

от «30» августа 2023 г.

от «30» августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности «Практикум по биологии с основами
экологии»
для обучающихся 5 – 6 классов

Артемовский 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Практикум по биологии с основами
экологии» составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных
в ФГОС ООО, программы «Основы экологической культуры», а также
федеральной рабочей программы воспитания.
Программа по биологии направлена на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся и организацию изучения биологии на
деятельностной основе. В программе учитываются возможности учебного
предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и
метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных
связей естественно-научных учебных предметов в 5-6 классе.
В программе определяются основные цели изучения курса в 5-6 классе,
планируемые результаты освоения программы по биологии: личностные,
метапредметные, предметные.
Практическая и экологическая подготовка обеспечивает понимание
обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе,
закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.
Целями изучения курса в 5-6 классе:
формирование умений применять методы биологической науки для
изучения биологических систем, в том числе растений, грибов и бактерий;
формирование умений использовать информацию о современных
достижениях для объяснения процессов и явлений живой природы и
жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии и экологии в
практической деятельности людей, значение биологического разнообразия
для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
формирование экологической культуры на примере экологически
сообразного поведения в быту и в природе, безопасного для человека и
окружающей среды;
формирование и развитие умений рассматривать жизненные ситуации
как экологические, осмысленно использовать опыт экологической культуры
человечества в своей деятельности.
Достижение целей программы курса обеспечивается решением
следующих задач:
приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях
строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, о роли
науки в практической деятельности людей;

овладение умениями проводить исследования с использованием
биологического оборудования;
освоение приёмов работы с биологической и экологической
информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии и
экологии, её анализ и критическое оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к
сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Общее число часов, отведенных для изучения курса, составляет 51 час: в
5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 17 часов (0,5 часа в неделю).
Курс направлен на обеспечение условий для проведения практических и
лабораторных, которые не могут быть проведены в рамках учебного предмета
биология, а также дополнен заданиями, обеспечивающими расширение
экологических знаний и формирование экологической культуры.
.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
5 КЛАСС
Введение.
Источники биологических и экологических знаний. Поиск информации с
использованием различных источников (научно-популярная литература,
справочники, Интернет).
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент,
описание, измерение, классификация.
Метод описания в биологии и экологии (наглядный, словесный,
схематический). Метод измерения (инструменты измерения). Наблюдение и
эксперимент как ведущие методы биологии и экологии.
Лабораторные и практические работы
Правила работы с текстом. Работа с незнакомыми словами. Применение
научных методов на практике. Способы представления информации и
интерпретация данных, представленных в графической форме
История цивилизации.
Роль человека в изменении биоразнообразия планеты. Охраняемые
территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники
природы). Красная книга Российской Федерации. Осознание жизни как
великой ценности.
Лабораторные и практические работы
Человек и природа. Окультуривание растений. Центры происхождения
культурных растений (по Н.И.Вавилову). Изменение биоразнообразия
планеты в результате деятельности человека. Редкие и исчезающие виды
растений.
Организмы – тела живой природы
Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии:
царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды.
Лабораторные и практические работы
Ознакомление с принципами систематики организмов.
Наблюдение за потреблением воды растением. Определение содержание
воды в почве. Экологические группы растений по отношению к воде.
Экология организмов.
Среды
обитания:
водная,
наземно-воздушная,
почвенная,
внутриорганизменная. Характеристика сред обитания. Представители сред
обитания. Приспособления организмов к среде обитания.
Лабораторные и практические работы.
Выявление приспособлений организмов к наземно-воздушной среде
обитания.

Выявление приспособлений организмов к водной среде обитания.
Выявление приспособлений организмов к почвенной среде обитания.
Выявление приспособлений организмов к внутриорганизменной среде
обитания.
Жизненные формы живых организмов.
Экосистемы
Понятие об экосистемах. Взаимосвязи организмов в природных
сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети
питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в
природных сообществах. Многообразие экосистем суши.
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных
сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль
искусственных сообществ в жизни человека.
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон.
Ландшафты: природные и культурные.
Лабораторные и практические работы.
Структура экосистем. Изучение водных экосистем. Экологическое
равновесие. Основные экологические законы. Изучение искусственных
сообществ и их обитателей.
6 КЛАСС
Растительный организм
Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Геоботаника. Экология
растений.
Органы и системы органов растений. Строение органов растительного
организма, их роль и связь между собой.
Лабораторные и практические работы.
Изучение внешнего строения травянистого цветкового растения (на
живых или гербарных экземплярах растений): пастушья сумка, редька дикая,
лютик едкий и другие растения.
Обнаружение неорганических и органических веществ в растении.
Строение и многообразие покрытосеменных растений
Строение семян. Состав и строение семян.
Корень – орган почвенного (минерального) питания. Видоизменения
корней как адаптации к различным условия среды.
Побег. Видоизменения побегов как адаптации к различным условия
среды.
Видоизменения листьев. Видоизменения листьев как адаптация к
различным условия среды.

Строение и разнообразие цветков. Соцветия. Плоды. Типы плодов.
Распространение плодов и семян в природе.
Лабораторные и практические работы.
Развитие корневой системы в различных условиях. Исследование
строения корневища, клубня, луковицы. Разнообразие формы листовой
пластинки у деревьев и кустарников. Изучение листьев растений.
Изучение строения цветков. Многообразие цветков как адаптация к
опылению. Ознакомление с различными типами соцветий.
Жизнедеятельность растительного организма
Минеральное питание растений. Удобрения.
Почва, её плодородие. Значение обработки почвы (окучивание), внесения
удобрений, прореживания проростков, полива для жизни культурных
растений. Гидропоника.
Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека.
Особенности дыхания растений. Взаимосвязь дыхания растения с
фотосинтезом.
Транспорт веществ в растении.
Выделение у растений. Листопад.
Рост и развитие растения. Подготовка семян к посеву. Образование
годичных колец у древесных растений. Размножение растений и его значение.
Вегетативное размножение цветковых растений в природе. Хозяйственное
значение вегетативного размножения.
Лабораторные и практические работы.
Наблюдение за ростом корня.
Наблюдение за ростом побега.
Определение возраста дерева по спилу.
Выявление передвижения воды и минеральных веществ по древесине.
Наблюдение процесса выделения кислорода на свету аквариумными
растениями.
Овладение приёмами вегетативного размножения растений на примере
комнатных и огородных растений.
Определение всхожести семян культурных растений и посев их в грунт.
Наблюдение за ростом и развитием цветкового растения в комнатных
условиях.

Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной
деятельности «Практикум по биологии с основами экологии»
Освоение курса внеурочной деятельности в 5-6 классах должно
обеспечить
достижение
следующих
обучающимися
личностных,
метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы должны отражать
готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в
том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении
исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии и экологии как к важным составляющим
культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие
мировой науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных
норм и норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в
экологии и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии и экологии в формировании эстетической
культуры личности;
5) формирования культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного
поведения в природной среде;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, края) биологической и
экологической направленности, интерес к практическому изучению
профессий, связанных с биологией;
7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний при решении задач в области
окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об
основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с
природной и социальной средой;
понимание роли науки в формировании научного мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к науке, навыков
исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной
и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях
на основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний
биологических закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по биологии
основного общего образования, должны отражать овладение следующими
универсальными учебными действиями:
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации объектов (явлений,
процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
с учётом предложенной биологической или экологической задачи
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических
явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и

индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать
искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений,
аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение,
несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по
установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения,
причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов
между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических
процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также
выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе биологической информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
биологическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами,
диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия

1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе
выполнения практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение

результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального
интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях,
используя биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом
имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть
при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять
причины
достижения
(недостижения)
результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других

осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий,
которая обеспечивает формирование смысловых установок личности
(внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления
собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы по биологии к концу
обучения в 5 классе:
перечислять источники биологических знаний, характеризовать значение
биологических знаний для современного человека, профессии, связанные с
биологией (4–5 профессий);
иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях:
питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие,
движение, размножение;
применять биологические термины и понятия в соответствии с
поставленной задачей и в контексте;
различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям
природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в
природном и искусственном сообществах, представителей флоры и фауны
природных зон Земли, ландшафты природные и культурные;
проводить описание организма (растения, животного) по заданному
плану, выделять существенные признаки строения и процессов
жизнедеятельности организмов;
раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной,
почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания;
приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к
среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;
выделять отличительные признаки природных и искусственных
сообществ;
аргументировать основные правила поведения человека в природе и
объяснять значение природоохранной деятельности человека, анализировать
глобальные экологические проблемы;
выполнять практические работы (поиск информации с использованием
различных источников, описание организма по заданному плану) и

лабораторные работы (работа с микроскопом, знакомство с различными
способами измерения и сравнения живых объектов);
применять методы биологии и экологии: проводить наблюдения за
организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления,
выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями во внеурочной деятельности;
использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную
литературу по биологии и экологии, справочные материалы, ресурсы
Интернета;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный
аппарат изучаемого курса.
Предметные результаты освоения программы к концу обучения в 6
классе:
описывать строение и жизнедеятельность растительного организма;
выполнять практические и лабораторные работы по морфологии,
физиологии и экологии растений;
характеризовать процессы жизнедеятельности растений;
выявлять причинно-следственные связи между строением и функциями
тканей и органов растений, строением и жизнедеятельностью растений;
классифицировать растения и их части по разным основаниям;
объяснять роль растений в природе и жизни человека: значение
фотосинтеза в природе и в жизни человека, биологическое и хозяйственное
значение видоизменённых побегов, хозяйственное значение вегетативного
размножения;
применять полученные знания для выращивания и размножения
культурных растений;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и
лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с
инструкциями во внеурочной деятельности;
владеть
приёмами
работы
с
биологической
информацией:
формулировать основания для извлечения и обобщения информации из двух
источников, преобразовывать информацию из одной знаковой системы в
другую;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный
аппарат изучаемого курса.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Введение.

6

4

2

История цивилизации

5

4

3

Организмы – тела живой природа

4

3

4

Экология организмов.

7

5

5

Экосистемы.

7

5

6

Резерв

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

21

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

6 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

1

Растительный организм

3

2

2

Строение и многообразие
покрытосеменных растений

7

6

3

Жизнедеятельность растительного
организма

7

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

17

0

14

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».