ВД Космическая биология 6кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
Управление образования Артемовского городского округа
МАОУ "Лицей № 21"
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель кафедры

Заместитель директора по учебно- Директор

естественнонаучного

методической работе МАОУ

цикла МАОУ "Лицей №

"Лицей № 21"

21"____________________

_____________________________

____________________

_

_

_

Чернобровкина С. В.

УТВЕРЖДЕНО

Рубцова Л.Н.

МАОУ "Лицей № 21"

Иващененко О. Н.

Протокол №1

Протокол №1

.Приказ №64/4

от «30» августа 2023 г.

от «30» августа 2023 г.

от «30» августа 2023 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности «Космическая биология»
для обучающихся 6 класса

Артемовский 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность рабочей программы естественно-научная. Данная
программа составлена с учетом нормативных требований к программам
дополнительного образования детей.
В настоящее время интерес к космонавтике продолжает возрастать, как
и количество исследований в области космической науки. Космические
медико-биологические эксперименты имеют главный приоритет в научной
деятельности всех стран, занимающихся космонавтикой.
Космическая биология хоть и молодая наука, но корни её уходят в
глубину человеческой истории, а практический опыт, накопленный за 70 лет
(если брать за точку отсчёта первые заатмосферные полёты (1946 год)), очень
огромен.
Анализ и систематизация этого опыта и популяризация среди
школьников и студентов имеют приоритетное значение для воспитания
будущих космических биологов. Особенным фактором является то, что
космическая биология является комплексной. Работа по специальностям
космического биолога требует знаний не только в области биологии, но и
многих других наук: астрономии, физики, химии, инженерных наук и многих
других. Длительные полёты смешанных экипажей выводят на первые места
в космических медико-биологических исследованиях психологические
аспекты взаимодействия членов экипажей.
Программа «Космическая биология» ставит своей целью знакомство
обучающихся с основами медико-биологических исследований в
космонавтике, формирование первоначальных навыков в области
космической биологии. Изучение данной программы проходит с позиции
развития мышления в области космонавтики, с целью ориентирования на
дальнейшую работу в космической отрасли. Программа «Космическая
биология» включает в себя планирование обучения и направлена на
повышение эффективности профессиональной ориентации школьников и
пропаганды достижений мировой и отечественной пилотируемой
космонавтики.
Цель программы
Целью программы является обучение профессиональной деятельности
в аэрокосмической отрасли в части медико-биологического обеспечения
космических полётов, а также формирование соответствующей базы знаний,
которая в дальнейшем будет способствовать ведению научной и
исследовательской деятельности учащихся, избравших для себя
аэрокосмическую отрасль, в частности медико-биологическую ее
составляющую.

Задачи программы
- обучить системе начальных, общих основных и специальных знаний
в области космической медицины и биологии;
- сформировать знания о понятиях, представлениях в области
космической медицины и биологии.
- закрепление устойчивого познавательного интереса обучающихся в
области космической медицины и биологии;
- развитие мышления (разнообразие логических операций, сложные
уровни обобщения, переход к диалектическим и творческим формам
мышления).
- воспитание нравственности;
- формирование уважительного отношения к высокой научной мысли;
- формирование представлений о роли и месте человека во Вселенной.
Курс проводится в 6 классе (возраст обучающихся 12-13 лет)
Основной формой работы являются групповые занятия. Занятия
проходят 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 45 минут (1
академический час).
Количество часов на реализацию программы: 17 часов, 1 час в неделю
во втором полугодии

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Вводное занятие
Теоретические занятия. Знакомство с курсом дополнительной
общеразвивающей программы (ДОП) «Космическая биология». Общее
знакомство с программой и обсуждение графика работы с учащимися. Опрос
учащихся на понимание значения в аэрокосмической отрасли медикобиологической науки.
Тема 2. Исторические аспекты космической биологии и медицины.
История космической биологии и медицины. Биологические объекты
для исследования в области космической биологии и медицины.
Тема 3. Факторы, влияющие на биологические объекты во время
космических полётов.
Изучение общих факторов, влияющих на биологические объекты во
время проведения космических полетов.
Тема 4. Влияние невесомости, шума, вибрации и радиации на
биологические объекты во время космических полётов.
Углубленное изучение влияния невесомости, шума и вибрации,
радиации на биологические объекты во время проведения космических
полетов.
Практическая работа №1 «Влияние шума на организм человека».
Тема 5. Влияние космоса и среды космического корабля (станции),
факторы космического полёта, усиливающие восприимчивость космонавтов
к инфекциям.
Углубленное изучение влияния на биологические объекты среды
космического корабля (станции) и космоса. Изучение инфекций, к которым
восприимчивы космонавты.
Практическая работа №2 «Влияние космоса и среды космического
корабля (станции)».
Тема 6. Нарушения биоритмов, сенсорные нарушения в космических
пилотируемых полётах. Неврологические влияния условий космического
полета на космонавтов при длительных пилотируемых полётах.
Изучение биоритмов и их нарушений, а также сенсорных нарушений,
связанных с выполнением космических полетов. Изучение неврологического
состояние космонавтов во время длительного полета.
Практическая работа №3. «Режим дня в пилотируемых космических
полетах». Практическая работа №4 «Влияние условий космического полета
на космонавтов».

Тема 7. Психологические и социальные влияния условий космического
полета на космонавтов. Обеспечение полноценной диеты при длительных
космических полётах и освоении других планет.
Изучение психологического и социального влияния космического
полета на общее состояние космонавта. Как обеспечить здоровый психологосоциальный климат на борту корабля (станции). Обеспечение полноценного
питания и диеты космонавта.
Практическая работа №5 «Обеспечение полноценной диеты
космонавтов».
Тема 8. Медико-биологическое обеспечение космического полетов.
Проведение отбора, подготовки и реабилитации космонавтов. Проведение
медико-биологических научных экспериментов на борту пилотируемых
космических аппаратов.
Что включает себя медико-биологическое обеспечение космических
полётов. Как проводятся отбор, подготовка и реабилитация космонавтов.
Какие медико-биологические научные эксперименты проводятся на борту
пилотируемых космических аппаратов.
Практическая работа №6 «Проведение отбора и подготовки
космонавтов».
Практическая работа №7 «Биологические эксперименты на борту
космических аппаратов».
Тема 9. Медико-биологическое обеспечение орбитальных полётов и
межпланетных полётов.
Медико-биологическое обеспечение космических орбитальных и
межпланетных полетов. В чем особенность каждого полета. Принципиальная
разница между подготовкой к данным полетам.
Практическая работа №8 «Медико-биологическое обеспечение
межпланетных полетов»
Тема 10. Медико-биологическое обеспечение при исследованиях
планет солнечной системы и межзвёздных полётов.
Медико-биологическое обеспечение космических полётов при
исследованиях Солнечной системы и межзвездных полетов. В чем
особенность каждого полета. Принципиальная разница между подготовкой к
данным полетам.
Практическая работа №9 «Медико-биологическое обеспечение полетов
по изучению Солнечной системы».
Тема 11. Будущее космической биологии и медицины.

Формирование перспективных направлений в будущей космической
биологии и медицине. Знакомство с проектами будущих исследований
космической биологии и медицины.
Практическая работа №10 «Будущее космической биологии и
медицины2
Тема 12. Итоговое занятие.
Выполнение итогового теста и написание эссе, благодаря которым
происходит оценка усвоения пройденного в рамках программы нового
материала и выявление интереса к изученному материалу, которые связаны
космической биологией и медико-биологическим обеспечением космических
полетов.
Планируемые результаты
В результате изучения программы, обучающиеся должны знать о:
- космической медицине и биологии;
- основных понятиях, объектах и предметах, используемых в
космической биологии и медицине;
- профессионально-этических, организационно-управленческих основах
культуры поведения в космосе.
В результате изучения программы, обучающиеся должны уметь:
- организовывать деятельность в космическом полете;
- обрабатывать информацию в рамках космического полета;
- проводить исследовательско-аналитическую работу (анализ состояния
исследуемых объектов и научной аппаратуры).
Личностные результаты:
- информирование учащихся о мире профессий в целом и профессиях,
востребованных в аэрокосмической отрасли, и оказание помощи в осознанном
построении индивидуальной образовательной траектории с учётом
устойчивых познавательных интересов;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая профессиональные и
социальные сообщества;
- формирование основ социально-критического мышления;
- формирование мотивации изучения космической биологии и медицины
и стремления к самосовершенствованию в медико-биологической области
знаний;
- развитие целеустремлённости, творческого подхода в вопросах
исследовательской
деятельности,
инициативности,
трудолюбия,
дисциплинированности.
Метапредметные результаты:

- развитие умения осуществлять анализ результатов и способов
проведения исследования на уровне наблюдения;
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить
логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и
аналоговое) и делать выводы;
- развитие умения создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
- развитие умения адекватно и осознанно использовать технические
средства в соответствии с проектными задачами: для планирования и
регуляции своей деятельности; владение логикой изложения проблематики
задачи и результатов решения;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы
с информацией: поиск и выделение нужной информации, её обобщение и
фиксация;
- развитие анализа технических решений, включая умение выделять
проблему, прогнозировать возможные решения, формировать критерии
эффективности, проводить анализ решений, устанавливать логическую
последовательность основных фактов.
Предметные результаты:
- понятия об основных объектах и предметах, используемых в
космической биологии и медицине;
- знания об организации профессиональной деятельности в космическом
полете;
- умения в области обработки информации в рамках космического
полета;
- умение моделировать технические решения на основе знаний об уровне
технологического развития науки и техники;
- умения в области проведения исследовательско-аналитической работы;
- формирование навыков инженерной культуры.

№
п/п

1
2

3

4

5

6

7

Наименование темы

Количество часов
Всего Теорети Практиче
ческие
ские
занятия занятия
Вводное занятие
1
1
Исторические аспекты
1
1
космической биологии и
медицины
Факторы, влияющие на
1
1
биологические объекты
во время космических
полётов
Влияние
невесомости,
2
1
1
шума,
вибрации
и
радиации
на
биологические объекты
во время космических
полётов
Влияние космоса и среды
1
0,5
0,5
космического
корабля
(станции),
факторы
космического
полёта,
усиливающие
восприимчивость
космонавтов
к
инфекциям
Нарушения биоритмов,
2
1
1
сенсорные нарушения в
космических
пилотируемых полётах.
Неврологические
влияния
условий
космического полета на
космонавтов
при
длительных
пилотируемых полётах
Психологические
и
2
1
1
социальные
влияния
условий
космического
полета на космонавтов.
Обеспечение
полноценной диеты при
длительных космических

Форма
контроля
Опрос
Задания
рабочей
тетради
Задания
рабочей
тетради
Задания
рабочей
тетради
Практическа
я работа №1
Задания
рабочей
тетради
Практическа
я работа №2

Задания
рабочей
тетради
Практически
е работы
№3,4

Задания
рабочей
тетради
Практическа
я работа №5

8

9

10

11

12

полётах и освоении
других планет
Медико-биологическое
обеспечение
космического полетов.
Проведение
отбора,
подготовки
и
реабилитации
космонавтов.
Проведение
медикобиологических научных
экспериментов на борту
пилотируемых
космических аппаратов
Медико-биологическое
обеспечение
орбитальных полётов и
межпланетных полётов

2

1

1

Задания
рабочей
тетради
Практически
е работы
№6,7

Задания
рабочей
тетради
Практическа
я работа №8
Задания
рабочей
тетради
Практическа
я работа №9
Задания
рабочей
тетради
Практическа
я работа №10
Итоговый
тест, ЭССЕ

2

1

1

Медико-биологическое
обеспечение
при
исследованиях
планет
солнечной системы и
межзвёздных полётов
Будущее
космической
биологии и медицины

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Итоговое занятие

1

-

1

Итого

17

9,5

7,5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. Рабочая тетрадь по программе «Космическая биология», г. Москва, 2020 г

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Учебно-методический комплекс дополнительной общеразвивающей
программы «Космическая биология»
Рекомендуемая литература
1. Проблемы создания биолого-технических систем жизнеобеспечения
человека, М.: Наука, 1975.
2. Результаты исследований на биоспутниках, М.: Наука, 1992.
3. Биологические исследования на орбитальных станциях «Салют», М.:
Наука, 1984.
4. Результаты медицинских исследований, выполненных на орбитальном
научно-исследовательском комплексе «Салют-6»-«Союз», М.: Наука, 1986.
5. Орбитальная станция «Мир», космическая биология и медицина. Том 1,
М.: 2001.
6. Орбитальная станция «Мир», космическая биология и медицина. Том 2,
М.: 2001.
7. Проблемы биохимии и космической биологии. Биотехнология // Problems
of Bochemistry and Space Biology. (In Russian), 2015.
8. Космические полёты на кораблях «Союз». Биомедицинские исследования,
М.: Наука, 1976.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».