МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Управление образования Артемовского городского округа МАОУ "Лицей № 21" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Руководитель кафедры Заместитель директора по учебно- Директор естественнонаучного методической работе МАОУ цикла МАОУ "Лицей № "Лицей № 21" 21"____________________ _____________________________ ____________________ _ _ _ Чернобровкина С. В. УТВЕРЖДЕНО Рубцова Л.Н. МАОУ "Лицей № 21" Иващененко О. Н. Протокол №1 Протокол №1 .Приказ №64/4 от «30» августа 2023 г. от «30» августа 2023 г. от «30» августа 2023 г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «Космическая биология» для обучающихся 6 класса Артемовский 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность рабочей программы естественно-научная. Данная программа составлена с учетом нормативных требований к программам дополнительного образования детей. В настоящее время интерес к космонавтике продолжает возрастать, как и количество исследований в области космической науки. Космические медико-биологические эксперименты имеют главный приоритет в научной деятельности всех стран, занимающихся космонавтикой. Космическая биология хоть и молодая наука, но корни её уходят в глубину человеческой истории, а практический опыт, накопленный за 70 лет (если брать за точку отсчёта первые заатмосферные полёты (1946 год)), очень огромен. Анализ и систематизация этого опыта и популяризация среди школьников и студентов имеют приоритетное значение для воспитания будущих космических биологов. Особенным фактором является то, что космическая биология является комплексной. Работа по специальностям космического биолога требует знаний не только в области биологии, но и многих других наук: астрономии, физики, химии, инженерных наук и многих других. Длительные полёты смешанных экипажей выводят на первые места в космических медико-биологических исследованиях психологические аспекты взаимодействия членов экипажей. Программа «Космическая биология» ставит своей целью знакомство обучающихся с основами медико-биологических исследований в космонавтике, формирование первоначальных навыков в области космической биологии. Изучение данной программы проходит с позиции развития мышления в области космонавтики, с целью ориентирования на дальнейшую работу в космической отрасли. Программа «Космическая биология» включает в себя планирование обучения и направлена на повышение эффективности профессиональной ориентации школьников и пропаганды достижений мировой и отечественной пилотируемой космонавтики. Цель программы Целью программы является обучение профессиональной деятельности в аэрокосмической отрасли в части медико-биологического обеспечения космических полётов, а также формирование соответствующей базы знаний, которая в дальнейшем будет способствовать ведению научной и исследовательской деятельности учащихся, избравших для себя аэрокосмическую отрасль, в частности медико-биологическую ее составляющую. Задачи программы - обучить системе начальных, общих основных и специальных знаний в области космической медицины и биологии; - сформировать знания о понятиях, представлениях в области космической медицины и биологии. - закрепление устойчивого познавательного интереса обучающихся в области космической медицины и биологии; - развитие мышления (разнообразие логических операций, сложные уровни обобщения, переход к диалектическим и творческим формам мышления). - воспитание нравственности; - формирование уважительного отношения к высокой научной мысли; - формирование представлений о роли и месте человека во Вселенной. Курс проводится в 6 классе (возраст обучающихся 12-13 лет) Основной формой работы являются групповые занятия. Занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия – 45 минут (1 академический час). Количество часов на реализацию программы: 17 часов, 1 час в неделю во втором полугодии СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Тема 1. Вводное занятие Теоретические занятия. Знакомство с курсом дополнительной общеразвивающей программы (ДОП) «Космическая биология». Общее знакомство с программой и обсуждение графика работы с учащимися. Опрос учащихся на понимание значения в аэрокосмической отрасли медикобиологической науки. Тема 2. Исторические аспекты космической биологии и медицины. История космической биологии и медицины. Биологические объекты для исследования в области космической биологии и медицины. Тема 3. Факторы, влияющие на биологические объекты во время космических полётов. Изучение общих факторов, влияющих на биологические объекты во время проведения космических полетов. Тема 4. Влияние невесомости, шума, вибрации и радиации на биологические объекты во время космических полётов. Углубленное изучение влияния невесомости, шума и вибрации, радиации на биологические объекты во время проведения космических полетов. Практическая работа №1 «Влияние шума на организм человека». Тема 5. Влияние космоса и среды космического корабля (станции), факторы космического полёта, усиливающие восприимчивость космонавтов к инфекциям. Углубленное изучение влияния на биологические объекты среды космического корабля (станции) и космоса. Изучение инфекций, к которым восприимчивы космонавты. Практическая работа №2 «Влияние космоса и среды космического корабля (станции)». Тема 6. Нарушения биоритмов, сенсорные нарушения в космических пилотируемых полётах. Неврологические влияния условий космического полета на космонавтов при длительных пилотируемых полётах. Изучение биоритмов и их нарушений, а также сенсорных нарушений, связанных с выполнением космических полетов. Изучение неврологического состояние космонавтов во время длительного полета. Практическая работа №3. «Режим дня в пилотируемых космических полетах». Практическая работа №4 «Влияние условий космического полета на космонавтов». Тема 7. Психологические и социальные влияния условий космического полета на космонавтов. Обеспечение полноценной диеты при длительных космических полётах и освоении других планет. Изучение психологического и социального влияния космического полета на общее состояние космонавта. Как обеспечить здоровый психологосоциальный климат на борту корабля (станции). Обеспечение полноценного питания и диеты космонавта. Практическая работа №5 «Обеспечение полноценной диеты космонавтов». Тема 8. Медико-биологическое обеспечение космического полетов. Проведение отбора, подготовки и реабилитации космонавтов. Проведение медико-биологических научных экспериментов на борту пилотируемых космических аппаратов. Что включает себя медико-биологическое обеспечение космических полётов. Как проводятся отбор, подготовка и реабилитация космонавтов. Какие медико-биологические научные эксперименты проводятся на борту пилотируемых космических аппаратов. Практическая работа №6 «Проведение отбора и подготовки космонавтов». Практическая работа №7 «Биологические эксперименты на борту космических аппаратов». Тема 9. Медико-биологическое обеспечение орбитальных полётов и межпланетных полётов. Медико-биологическое обеспечение космических орбитальных и межпланетных полетов. В чем особенность каждого полета. Принципиальная разница между подготовкой к данным полетам. Практическая работа №8 «Медико-биологическое обеспечение межпланетных полетов» Тема 10. Медико-биологическое обеспечение при исследованиях планет солнечной системы и межзвёздных полётов. Медико-биологическое обеспечение космических полётов при исследованиях Солнечной системы и межзвездных полетов. В чем особенность каждого полета. Принципиальная разница между подготовкой к данным полетам. Практическая работа №9 «Медико-биологическое обеспечение полетов по изучению Солнечной системы». Тема 11. Будущее космической биологии и медицины. Формирование перспективных направлений в будущей космической биологии и медицине. Знакомство с проектами будущих исследований космической биологии и медицины. Практическая работа №10 «Будущее космической биологии и медицины2 Тема 12. Итоговое занятие. Выполнение итогового теста и написание эссе, благодаря которым происходит оценка усвоения пройденного в рамках программы нового материала и выявление интереса к изученному материалу, которые связаны космической биологией и медико-биологическим обеспечением космических полетов. Планируемые результаты В результате изучения программы, обучающиеся должны знать о: - космической медицине и биологии; - основных понятиях, объектах и предметах, используемых в космической биологии и медицине; - профессионально-этических, организационно-управленческих основах культуры поведения в космосе. В результате изучения программы, обучающиеся должны уметь: - организовывать деятельность в космическом полете; - обрабатывать информацию в рамках космического полета; - проводить исследовательско-аналитическую работу (анализ состояния исследуемых объектов и научной аппаратуры). Личностные результаты: - информирование учащихся о мире профессий в целом и профессиях, востребованных в аэрокосмической отрасли, и оказание помощи в осознанном построении индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов; - освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая профессиональные и социальные сообщества; - формирование основ социально-критического мышления; - формирование мотивации изучения космической биологии и медицины и стремления к самосовершенствованию в медико-биологической области знаний; - развитие целеустремлённости, творческого подхода в вопросах исследовательской деятельности, инициативности, трудолюбия, дисциплинированности. Метапредметные результаты: - развитие умения осуществлять анализ результатов и способов проведения исследования на уровне наблюдения; - развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивное, дедуктивное и аналоговое) и делать выводы; - развитие умения создавать, применять и преобразовывать знаковосимволические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - развитие умения адекватно и осознанно использовать технические средства в соответствии с проектными задачами: для планирования и регуляции своей деятельности; владение логикой изложения проблематики задачи и результатов решения; - развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, её обобщение и фиксация; - развитие анализа технических решений, включая умение выделять проблему, прогнозировать возможные решения, формировать критерии эффективности, проводить анализ решений, устанавливать логическую последовательность основных фактов. Предметные результаты: - понятия об основных объектах и предметах, используемых в космической биологии и медицине; - знания об организации профессиональной деятельности в космическом полете; - умения в области обработки информации в рамках космического полета; - умение моделировать технические решения на основе знаний об уровне технологического развития науки и техники; - умения в области проведения исследовательско-аналитической работы; - формирование навыков инженерной культуры. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 Наименование темы Количество часов Всего Теорети Практиче ческие ские занятия занятия Вводное занятие 1 1 Исторические аспекты 1 1 космической биологии и медицины Факторы, влияющие на 1 1 биологические объекты во время космических полётов Влияние невесомости, 2 1 1 шума, вибрации и радиации на биологические объекты во время космических полётов Влияние космоса и среды 1 0,5 0,5 космического корабля (станции), факторы космического полёта, усиливающие восприимчивость космонавтов к инфекциям Нарушения биоритмов, 2 1 1 сенсорные нарушения в космических пилотируемых полётах. Неврологические влияния условий космического полета на космонавтов при длительных пилотируемых полётах Психологические и 2 1 1 социальные влияния условий космического полета на космонавтов. Обеспечение полноценной диеты при длительных космических Форма контроля Опрос Задания рабочей тетради Задания рабочей тетради Задания рабочей тетради Практическа я работа №1 Задания рабочей тетради Практическа я работа №2 Задания рабочей тетради Практически е работы №3,4 Задания рабочей тетради Практическа я работа №5 8 9 10 11 12 полётах и освоении других планет Медико-биологическое обеспечение космического полетов. Проведение отбора, подготовки и реабилитации космонавтов. Проведение медикобиологических научных экспериментов на борту пилотируемых космических аппаратов Медико-биологическое обеспечение орбитальных полётов и межпланетных полётов 2 1 1 Задания рабочей тетради Практически е работы №6,7 Задания рабочей тетради Практическа я работа №8 Задания рабочей тетради Практическа я работа №9 Задания рабочей тетради Практическа я работа №10 Итоговый тест, ЭССЕ 2 1 1 Медико-биологическое обеспечение при исследованиях планет солнечной системы и межзвёздных полётов Будущее космической биологии и медицины 1 0,5 0,5 1 0,5 0,5 Итоговое занятие 1 - 1 Итого 17 9,5 7,5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Рабочая тетрадь по программе «Космическая биология», г. Москва, 2020 г МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Учебно-методический комплекс дополнительной общеразвивающей программы «Космическая биология» Рекомендуемая литература 1. Проблемы создания биолого-технических систем жизнеобеспечения человека, М.: Наука, 1975. 2. Результаты исследований на биоспутниках, М.: Наука, 1992. 3. Биологические исследования на орбитальных станциях «Салют», М.: Наука, 1984. 4. Результаты медицинских исследований, выполненных на орбитальном научно-исследовательском комплексе «Салют-6»-«Союз», М.: Наука, 1986. 5. Орбитальная станция «Мир», космическая биология и медицина. Том 1, М.: 2001. 6. Орбитальная станция «Мир», космическая биология и медицина. Том 2, М.: 2001. 7. Проблемы биохимии и космической биологии. Биотехнология // Problems of Bochemistry and Space Biology. (In Russian), 2015. 8. Космические полёты на кораблях «Союз». Биомедицинские исследования, М.: Наука, 1976. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ