МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Управление образования Артемовского городского округа Свердловской области Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Лицей № 21" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель кафедры Заместитель директора по Директор гражданско-патриотического учебно-методической работе МАОУ "Лицей № 21" воспитания МАОУ "Лицей № 21" МАОУ "Лицей № 21" Абакумова Т.В. Рубцова Л.Н. Иващененко О. Н. Протокол №1 Протокол №1 Приказ №64/4 от «30» августа 2023 г. от «30» августа 2023 г. от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Финансовый гений» (для обучающихся 5-6 классов) г. Артемовский, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФИНАНСОВЫЙ ГЕНИЙ» Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовый гений» на уровне основного общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования», представленных в «Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования», «Рабочей программы воспитания», а также с учётом «Методических рекомендаций Центрального банка Российской Федерации по разработке и организации программ по основам финансовой грамотности» и «Единой рамки компетенций по финансовой грамотности», одобренной межведомственной координационной комиссией по реализации «Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017—2023 гг». Финансовые компетенции обучающихся являются составной частью их финансовой культуры и формируются в процессе разнообразной деятельности. Финансовая культура как часть культуры общества и личности включает ценности, связанные с совокупностью традиций, норм, правил, алгоритмов, лучших практик рационального финансового поведения, навыков и умений ответственного потребления, эффективного использования денег и обеспечения финансовой безопасности, знаний в области финансовых отношений, о национальной финансовой системе, действующих финансовых институтах, финансах и финансовом планировании, финансовых инструментах, услугах и их роли в жизни человека и общества, правах, ответственности и обязанности потребителей финансовых услуг и финансовых посредников. В программе делается акцент на последовательное освоение обучающимися элементов финансовой компетентности. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Финансовый гений» основана на преемственности с программой для начального общего образования. Лежащие в её основе положения предполагают формирование основ финансовой культуры современных подростков с использованием активных методов обучения. Курс внеурочной деятельности «Финансовый гений» позволяет реализовать межпредметные связи с учебными предметами: «Обществознание», «История», Математика», «География». Общее число часов, отведённых на изучение курса внеурочной деятельности «Финансовый гений» в 5-6 классах - 34 часа. Цели программы: удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов; приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; воспитание интереса обучающихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи. Задачи программы: формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретѐнных знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения. Программа ориентирована на УМК: 1. Финансовая грамотность: учебная программа. 5 – 7 классы общеобразоват. орг./ Е.А.Вигдорчик, И.В.Липсиц, Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. – М.: «ВАКО», 2018 2. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 5 – 7 классы общеобразоват. орг. – М.: «ВАКО», 2018 3. Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 – 7 классы общеобразоват. орг. – М.: «ВАКО», 2018 4. Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5 – 7 классы общеобразоват. орг. – М.: «ВАКО», 2018 Контрольно-измерительные материалы подготовлены на основе «Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы». 5 – 7 классы общеобразовательной организации, Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 5–7 классы общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 160 с. — (Учимся разумному финансовому поведению). СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 5 класс – 17 часов. Введение в курс «Финансовая грамотность» Базовые понятия: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение. Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье. Модуль 1. Доходы и расходы семьи Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам). Расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг. Личностные характеристики и установки — понимание зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в семье финансовых решений. 6 класс – 17 часов. Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист. Личностные характеристики и установки: осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря работы, болезнь, несчастные случаи, форс- мажорные ситуации), которые могут привести к снижению личного благосостояния; понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых жизненных ситуациях. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка; умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания; понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию. Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: овладение универсальными учебными познавательными действиями; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; овладение универсальными регулятивными действиями. Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; способность к совместной деятельности; овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания,об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах; умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей; установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием; построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению). использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью; Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; 6 делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты изучения курса «Финансовый гений»: владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс; понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи; использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов; применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах; умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Формы проведения занятий Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Игры и упражнения, помогающие объединить участников программы, которые будут посещать занятия https://fmc.hse.ru/data/2 019/02/19/1192136640/ 978-5-408-040841%20Учебная%20прог рамма%20БЛОК%205 -7.pdf 1 Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий https://fmc.hse.ru/data/2 019/02/19/1192136640/ 978-5-408-040841%20Учебная%20прог рамма%20БЛОК%205 -7.pdf Введение в курс «Финансовая грамотность», 2ч 1 Инструктаж по технике безопасности Почему важно развивать свою финансовую грамотность 2 От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое поведение Модуль 1. Доходы и расходы семьи, 15ч https://моифинансы.рф /materials/animirovann ye-prezentacii-pofinansovoj-gramotnostidlya-urokov-vo-5-7klassah/ 3 Деньги: что это такое 1 Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий https://fmc.hse.ru/data/2 019/02/19/1192136640/ 978-5-408-040841%20Учебная%20прог рамма%20БЛОК%205 -7.pdf 4 Учебные мини-проекты 1 Мини-проект https://fmc.hse.ru/data/2 019/02/19/1192136640/ 978-5-408-040841%20Учебная%20прог «Деньги» рамма%20БЛОК%205 -7.pdf 5 Из чего складываются доходы 1 Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. https://fmc.hse.ru/data/2 019/02/19/1192136640/ 978-5-408-040841%20Учебная%20прог рамма%20БЛОК%205 -7.pdf 1 Мини-проект https://fmc.hse.ru/data/2 019/02/19/1192136640/ 978-5-408-040841%20Учебная%20прог рамма%20БЛОК%205 -7.pdf 1 Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий https://fmc.hse.ru/data/2 019/02/19/1192136640/ 978-5-408-040841%20Учебная%20прог рамма%20БЛОК%205 -7.pdf 1 Мини-проект Работа в группах https://fmc.hse.ru/data/2 019/02/19/1192136640/ 978-5-408-040841%20Учебная%20прог рамма%20БЛОК%205 -7.pdf 1 Работа в группах https://fmc.hse.ru/data/2 019/02/19/1192136640/ 978-5-408-040841%20Учебная%20прог рамма%20БЛОК%205 -7.pdf 1 Занятие- игра https://fmc.hse.ru/data/2 019/02/19/1192136640/ 978-5-408-040841%20Учебная%20прог рамма%20БЛОК%205 -7.pdf 1 Мини-проект https://fmc.hse.ru/data/2 019/02/19/1192136640/ семьи. Учимся считать семейные доходы 6 Учебные мини-проекты «Доходы семьи» 7 Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы Учебные мини-проекты 8 «Расходы семьи» Как сформировать семейный 9 бюджет 10 Ролевая игра «Семейный по составлению бюджета» 11 Учебный мини-проект «Расходы семьи» 12 13 978-5-408-040841%20Учебная%20прог рамма%20БЛОК%205 -7.pdf Учебный мини-проект 1 Мини-проект Ролевая игра «Семейный 1 Занятие- игра 1 Мини-проект https://fmc.hse.ru/data/2 019/02/19/1192136640/ 978-5-408-040841%20Учебная%20прог рамма%20БЛОК%205 -7.pdf 1 Занятие- игра https://fmc.hse.ru/data/2 019/02/19/1192136640/ 978-5-408-040841%20Учебная%20прог рамма%20БЛОК%205 -7.pdf 1 Работа в группах https://fmc.hse.ru/data/2 019/02/19/1192136640/ 978-5-408-040841%20Учебная%20прог рамма%20БЛОК%205 -7.pdf 1 Занятие- игра https://fmc.hse.ru/data/2 019/02/19/1192136640/ 978-5-408-040841%20Учебная%20прог рамма%20БЛОК%205 -7.pdf совет по составлению бюджета» 14 Учебные мини-проекты «Семейный бюджет» Обобщение результатов 15 изучения модуля 16 Подготовка к экономической игре 17 Экономическая игра «Финансовый гений» Итого 17 https://fmc.hse.ru/data/2 019/02/19/1192136640/ 978-5-408-040841%20Учебная%20прог рамма%20БЛОК%205 -7.pdf https://fmc.hse.ru/data/2 019/02/19/1192136640/ 978-5-408-040841%20Учебная%20прог рамма%20БЛОК%2057.pdf 6 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Формы проведения занятий Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Введение в курс «Финансовая грамотность», 3ч 1 Инструктаж по технике 1 безопасности № Почему важно развивать свою финансовую Индивидуальная https://fmc.hse.ru/data/ работа. Работа в 2019/02/19/119213664 парах. 0/978-5-408-040841%20Учебная%20про грамма%20БЛОК%20 5-7.pdf грамотность 2 Учимся оценивать финансовое 1 поведение людей 3 Учимся оценивать своё 1 финансовое поведение Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. https://fmc.hse.ru/data/ 2019/02/19/119213664 0/978-5-408-040841%20Учебная%20про грамма%20БЛОК%20 5-7.pdf Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. https://fmc.hse.ru/data/ 2019/02/19/119213664 0/978-5-408-040841%20Учебная%20про грамма%20БЛОК%20 5-7.pdf Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься, 14ч https://моифинансы.р ф/materials/animirovan nye-prezentacii-pofinansovojgramotnosti-dlyaurokov-vo-5-7-klassah/ 4 Деньги. Валютная система. 1 Мини-проект https://videouroki.net/vi deo/28-chto-takoevalyuta-i-dlya-chegoona-nuzhna-249.html 5 Деньги. Валютная система. 1 Мини-проект https://videouroki.net/vi deo/28-chto-takoevalyuta-i-dlya-chegoona-nuzhna-249.html парах. content/uploads/5.fin_. plan_.pdf Индивидуальная работа. Работа в парах Индивидуальная работа. Работа в парах https://fincult.info/articl e/finansovyy-plansemi/ https://fincult.info/articl e/finansovyy-plansemi/ 6 Личный финансовый план 1 7 Финансовый план и бюджет 1 8 Семейный финансовый план 1 Занятие- игра https://fincult.info/articl e/finansovyy-plansemi/ 9 Почему возникают риски 1 Работа в группах https://fmc.hse.ru/data/ 2019/02/19/119213664 0/978-5-408-040841%20Учебная%20про грамма%20БЛОК%20 5-7.pdf 1 Индивидуальная https://fmc.hse.ru/data/ работа. Работа в 2019/02/19/119213664 парах 0/978-5-408-040841%20Учебная%20про грамма%20БЛОК%20 5-7.pdf 1 Работа в парах и малых группах. Презентация результатов обсуждения https://fmc.hse.ru/data/ 2019/02/19/119213664 0/978-5-408-040841%20Учебная%20про грамма%20БЛОК%20 5-7.pdf 1 Работа в группах https://fmc.hse.ru/data/ 2019/02/19/119213664 0/978-5-408-040841%20Учебная%20про грамма%20БЛОК%20 5-7.pdf потери Ёжбюэ.денег и имущества и как от этого защититься 10 Что такое страхование и для чего оно необходимо 11 Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит 12 Как работает страховая компания 13 Ролевая игра «Страхование» 1 Занятие- игра https://fmc.hse.ru/data/ 2019/02/19/119213664 0/978-5-408-040841%20Учебная%20про грамма%20БЛОК%20 5-7.pdf 14 Учебные мини-проекты 1 Мини-проект https://fmc.hse.ru/data/ 2019/02/19/119213664 0/978-5-408-040841%20Учебная%20про «Страхование» грамма%20БЛОК%20 5-7.pdf 15 Обобщение результатов 1 https://fmc.hse.ru/data/ 2019/02/19/119213664 0/978-5-408-040841%20Учебная%20про грамма%20БЛОК%20 5-7.pdf изучения модуля 16 Подготовка к экономической 1 Работа в группах 1 Занятие- игра игре 17 Экономическая игра «Финансовый гений» Итого 17