ВД Человек и космос 5кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования Артемовского городского округа
Свердловской области
МАОУ "Лицей № 21"
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель кафедры

Заместитель директора по учебно-

Директор

предметов социально-

методической работе МАОУ

МАОУ "Лицей № 21"

экономического цикла и

"Лицей № 21"

гражданско-

______________________________

патриотического

Рубцова Л.Н.

_____________________
Иващененко О. Н.

воспитания МАОУ

Протокол №1

.Приказ №64/4

"Лицей № 21"

от «30» августа 2023 г.

от «30» августа 2023 г

Абакумова Т.В.
Протокол №1
от «30» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «История России. Всеобщая история»
для обучающихся 5 класса

г. Артемовский, 2023

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ЧЕЛОВЕК И КОСМОС»
5 класс
Планируемые результаты
Личностные результаты:


формирование

культурных

норм,

формирование

способов

эффективной организации свободного времени;


стремление определять свое место и роль в окружающем мире, в

семье, в коллективе;


формирование

умения

ставить

цель

и

осуществлять

ее

реализацию, пояснять свою цель;


формирование мотивации к изучению гуманитарных дисциплин и

видения межпредметных связей с аэрокосмической сферой;


понимание возможности самореализации посредством знаний из

изучаемого курса;


формирование гражданской идентичности личности, готовности

отстаивать свою гражданскую позицию;


формирование толерантного отношения к другим культурам.

Метапредметные результаты:


развитие умения межличностного общения;



развитие умения взаимодействия в больших и малых группах;



развитие навыков поисковой деятельности;



развитие навыков исследовательской деятельности;



развитие

аналитического

и

критического

мышления,

необходимых для исследовательской и поисковой деятельности;


осуществление самонаблюдения, самоконтроля и самооценки при

общении в малых группах в процессе изучения дисциплины.
Предметные результаты:



начинать, поддерживать и завершать диалог в процессе общения,

соблюдая культуру речи, используя коммуникативные навыки;


задавать вопросы собеседнику, высказывать свое мнение, просьбу;



передавать содержание изученного материала, высказывать свое

мнение об изученных фактах;


владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на

основе собственных позиций;


уметь принимать решения, осуществлять действия и поступки на

основе выбранных целевых и смысловых установок;


владеть навыками самостоятельного нахождения, извлечения,

систематизации, анализа и отбора материала, необходимого для решения
учебных задач; преобразовывать, сохранять и передавать информацию;


применять

для

решения

задач

информационные

и

телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную
почту, интернет;


применять базовые знания по общим вопросам устройства

космоса, человека и общества;


иметь

представления

о

принципах

функционирования

и

взаимосвязи космоса и человека;


понимать принцип зависимости человека и общества от

космических процессов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Тема 1. Человек открывает Вселенную.


Теоретические занятия (1 ак. час). Представление о человеке и

космосе в древности. Космос и наши далекие предки. Древние цивилизации
рассказывают о космосе. Античный мир и знания о космосе. Аристарх –
Коперник античного мира. Клавдий Птолемей – создатель теории неба.

Первые обсерватории. Эпоха, небо которой описал древнегреческий поэт
Арат.
Тема 2. Представления о человеке и космосе в Средневековье.


Теоретические занятия (1 ак. час). Человек и космос глазами

средневекового обывателя. Космос в представлении ученых Ближнего и
Среднего востока. Возрождение в астрономии: Пурбах и Региомонтан.
Николай Коперник, «остановивший Солнце и сдвинувший землю». Создание
«Небесного замка». Иоганн Кеплер – законодатель неба. Галилео Галилей.
Тема 3. На пути к научной картине мира.


Теоретические занятия (1 ак. час). Восемнадцатый век и

небесная механика. Человек и космос в представлении «Человека эпохи
Просвещения». Телескопы Ньютона и размышления под яблоней. Михайло
Ломоносов. Декарт или Ньютон? Юпитер подправляет движение луны. Век
девятнадцатый и астрофизика. Человек смотрит на мир новыми глазами.
Тема 4. Человек летит в космос.


Практические занятия (1 ак. час). Учащиеся делают доклады с

презентациями на тему «Человек летит в космос». Продолжительность
докладов 5-7 минут. После зачитывания докладов проводится беседа по
тематике урока.
Тема 5. Солнечная система.


Теоретические занятия (1 ак. час). Видимое движение Солнца,

Луны и планет. Путь Солнца среди звезд. Движение и фазы Луны и Солнца и
их влияние на человека. Лунные и солнечные затмения – повороты в
общественном развитии? «Блуждающие светила». Что такое время? Как мы
измеряем и «храним» время? Без часов никак нельзя.
Тема 6. Вселенная в прошлом, настоящем и будущем.



Теоретические занятия (1 ак. час). Структура и эволюция

вселенной. Что было, когда не было звезд? Как появились спутники планет.
Планета, которой не было. История солнечных систем.
Тема 7. Звезды и люди.


Теоретические занятия (1 ак. час). Астрология. Солнце и

биосфера земли. Планеты есть не только у Солнца. Жизнь во Вселенной.
Органические молекулы в космосе. Неорганическая жизнь.


Практические занятия (1 ак. час). Учащиеся делают доклады с

презентациями на тему «Возможна ли жизнь на других планетах?».
Продолжительность докладов 5-7 минут. После зачитывания докладов
учащиеся отвечают на вопросы по своей тематике.
Тема 8. Человек и космос.


Практические занятия (1 ак. час). Учащиеся делают творческие

доклады на тему «Человек и космос». Продолжительность докладов 5-7 минут.
После зачитывания докладов учащиеся отвечают на вопросы по своей
тематике.
Тема 9. Феномен человека.


Практические занятия (2 ак. час). Учащиеся делают доклады с

презентациями на тему «Феномен человека». Продолжительность докладов 57 минут. После зачитывания докладов учащиеся отвечают на вопросы по своей
тематике. Затем учащиеся работают над вопросами из рабочей тетради и
проходят фронтальный опрос по тематике: Откуда взялся человек. Природа и
сущность человека. Сущность человека определяет его потребности. Смысл
жизни

человека.

Загадки

антропогенеза.

Человек,

его

свобода

и

ответственность.
Тема 10. Космические циклы.


Теоретические занятия (1 ак. час). Космические воздействия на

планеты. Гравитация и эволюция. Ритм и периодичность Вселенной. Время

как главный космический цикл. Космическая асимметрия. «Закон ритма»
Вселенной и человек. Ритмы Солнца и Луны. Солнечная активность, история
общества (законы А.Л. Чижевского).
Тема 11. Цикличность эволюции.


Практические занятия (1 ак. час). Учащиеся делают доклады с

презентациями на тему «Что такое эволюция и какая она бывает?».
Продолжительность докладов 5-7 минут. После зачитывания докладов
учащиеся отвечают на вопросы по своей тематике.
Тема 12. Влияние космоса на человека.


Теоретические занятия (2ак. час). Влияние космоса на жизнь и

развитие человека. Закон флуктуации. Энергия и информация. Ноосфера и
биосфера

(учения

И. Пригожина,

К. Юнга

и

В.И. Вернадского).

Информационное поле космоса.
Тема 13. Космос на службе у человека.


Теоретические занятия (1ак. час). Новые великие открытия.

Космические программы и гаджеты, материалы, технологии. Сублимация,
нитинол. Освоение космоса и медицинские инновации. Фармацевтические
разработки. УЗИ, МРТ. Варианты добычи полезных ископаемых на
астероидах. Современная электроника и космос.


Практические занятия (1ак. час). Учащиеся делают доклады с

презентациями на тему «Космос на службе у человека?». Продолжительность
докладов 5-7 минут. После зачитывания докладов учащиеся отвечают на
вопросы по своей тематике.
Тема 14. Подведение итогов.


Практические занятия (1ак.час). Учащиеся делают доклады с

презентациями на тему «Космос, человек, общество». Продолжительность
докладов 5-7 минут. После зачитывания докладов учащиеся отвечают на
вопросы по своей тематике. На занятии происходит оценка усвоения

пройденного

в

рамках

программы

материала,

который

связан

с

обществоведческой и естественно-научной тематикой.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№

Наименование

п/п

темы

1.

Человек открывает

Количество часов
Всего Теорети Практич

1

ческие

еские

занятия

занятия

1

-

Вселенную
2.

Представления о

Форма
контроля

Задания из
рабочей тетради

1

1

-

человеке и космосе в

Задания из
рабочей тетради.

Средневековье

Фронтальный
опрос

3.

На пути к научной

1

1

-

картине мира
4.

Человек летит в

Задания из
рабочей тетради

1

-

1

космос

Доклады с
презентациями.
Беседа.
Практическая
работа №1

5.

Солнечная система

1

1

-

Задания из
рабочей тетради

6.

Вселенная в
прошлом, настоящем
и будущем

1

1

-

Задания из
рабочей тетради

7.

Звезды и люди

2

1

1

Задания из
рабочей тетради.
Доклады с
презентациями.
Практическая
работа №2

8

Человек и космос

1

-

1

Задания из
рабочей тетради.
Доклады с
презентациями.
Практическая
работа №3

9.

Феномен человека

2

-

1

Задания из
рабочей тетради.
Доклады с
презентациями.
Практическая
работа №4 и №5

10.

Космические циклы

1

1

-

Задания из
рабочей тетради

11.

Цикличность

1

-

1

эволюции
12.

Влияние космоса на
человека

Доклады с
презентациями

2

2

-

Задания из
рабочей тетради
Фронтальный
опрос

13.

Космос на службе у

2

1

1

человека

Задания из
рабочей тетради.
Фронтальный
опрос, доклады,
презентации.
Практическая
работа №6

14.

Подведение итогов
Итого:

1

-

1

17

10

7

Защита докладов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».