МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Управление образования Артемовского городского округа Свердловской области МАОУ "Лицей № 21" РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Руководитель кафедры Заместитель директора по учебно- Директор предметов социально- методической работе МАОУ МАОУ "Лицей № 21" экономического цикла и "Лицей № 21" гражданско- ______________________________ патриотического Рубцова Л.Н. _____________________ Иващененко О. Н. воспитания МАОУ Протокол №1 .Приказ №64/4 "Лицей № 21" от «30» августа 2023 г. от «30» августа 2023 г Абакумова Т.В. Протокол №1 от «30» августа 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Курса внеурочной деятельности «История России. Всеобщая история» для обучающихся 5 класса г. Артемовский, 2023 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ЧЕЛОВЕК И КОСМОС» 5 класс Планируемые результаты Личностные результаты: формирование культурных норм, формирование способов эффективной организации свободного времени; стремление определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе; формирование умения ставить цель и осуществлять ее реализацию, пояснять свою цель; формирование мотивации к изучению гуманитарных дисциплин и видения межпредметных связей с аэрокосмической сферой; понимание возможности самореализации посредством знаний из изучаемого курса; формирование гражданской идентичности личности, готовности отстаивать свою гражданскую позицию; формирование толерантного отношения к другим культурам. Метапредметные результаты: развитие умения межличностного общения; развитие умения взаимодействия в больших и малых группах; развитие навыков поисковой деятельности; развитие навыков исследовательской деятельности; развитие аналитического и критического мышления, необходимых для исследовательской и поисковой деятельности; осуществление самонаблюдения, самоконтроля и самооценки при общении в малых группах в процессе изучения дисциплины. Предметные результаты: начинать, поддерживать и завершать диалог в процессе общения, соблюдая культуру речи, используя коммуникативные навыки; задавать вопросы собеседнику, высказывать свое мнение, просьбу; передавать содержание изученного материала, высказывать свое мнение об изученных фактах; владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; владеть навыками самостоятельного нахождения, извлечения, систематизации, анализа и отбора материала, необходимого для решения учебных задач; преобразовывать, сохранять и передавать информацию; применять для решения задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, интернет; применять базовые знания по общим вопросам устройства космоса, человека и общества; иметь представления о принципах функционирования и взаимосвязи космоса и человека; понимать принцип зависимости человека и общества от космических процессов. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Тема 1. Человек открывает Вселенную. Теоретические занятия (1 ак. час). Представление о человеке и космосе в древности. Космос и наши далекие предки. Древние цивилизации рассказывают о космосе. Античный мир и знания о космосе. Аристарх – Коперник античного мира. Клавдий Птолемей – создатель теории неба. Первые обсерватории. Эпоха, небо которой описал древнегреческий поэт Арат. Тема 2. Представления о человеке и космосе в Средневековье. Теоретические занятия (1 ак. час). Человек и космос глазами средневекового обывателя. Космос в представлении ученых Ближнего и Среднего востока. Возрождение в астрономии: Пурбах и Региомонтан. Николай Коперник, «остановивший Солнце и сдвинувший землю». Создание «Небесного замка». Иоганн Кеплер – законодатель неба. Галилео Галилей. Тема 3. На пути к научной картине мира. Теоретические занятия (1 ак. час). Восемнадцатый век и небесная механика. Человек и космос в представлении «Человека эпохи Просвещения». Телескопы Ньютона и размышления под яблоней. Михайло Ломоносов. Декарт или Ньютон? Юпитер подправляет движение луны. Век девятнадцатый и астрофизика. Человек смотрит на мир новыми глазами. Тема 4. Человек летит в космос. Практические занятия (1 ак. час). Учащиеся делают доклады с презентациями на тему «Человек летит в космос». Продолжительность докладов 5-7 минут. После зачитывания докладов проводится беседа по тематике урока. Тема 5. Солнечная система. Теоретические занятия (1 ак. час). Видимое движение Солнца, Луны и планет. Путь Солнца среди звезд. Движение и фазы Луны и Солнца и их влияние на человека. Лунные и солнечные затмения – повороты в общественном развитии? «Блуждающие светила». Что такое время? Как мы измеряем и «храним» время? Без часов никак нельзя. Тема 6. Вселенная в прошлом, настоящем и будущем. Теоретические занятия (1 ак. час). Структура и эволюция вселенной. Что было, когда не было звезд? Как появились спутники планет. Планета, которой не было. История солнечных систем. Тема 7. Звезды и люди. Теоретические занятия (1 ак. час). Астрология. Солнце и биосфера земли. Планеты есть не только у Солнца. Жизнь во Вселенной. Органические молекулы в космосе. Неорганическая жизнь. Практические занятия (1 ак. час). Учащиеся делают доклады с презентациями на тему «Возможна ли жизнь на других планетах?». Продолжительность докладов 5-7 минут. После зачитывания докладов учащиеся отвечают на вопросы по своей тематике. Тема 8. Человек и космос. Практические занятия (1 ак. час). Учащиеся делают творческие доклады на тему «Человек и космос». Продолжительность докладов 5-7 минут. После зачитывания докладов учащиеся отвечают на вопросы по своей тематике. Тема 9. Феномен человека. Практические занятия (2 ак. час). Учащиеся делают доклады с презентациями на тему «Феномен человека». Продолжительность докладов 57 минут. После зачитывания докладов учащиеся отвечают на вопросы по своей тематике. Затем учащиеся работают над вопросами из рабочей тетради и проходят фронтальный опрос по тематике: Откуда взялся человек. Природа и сущность человека. Сущность человека определяет его потребности. Смысл жизни человека. Загадки антропогенеза. Человек, его свобода и ответственность. Тема 10. Космические циклы. Теоретические занятия (1 ак. час). Космические воздействия на планеты. Гравитация и эволюция. Ритм и периодичность Вселенной. Время как главный космический цикл. Космическая асимметрия. «Закон ритма» Вселенной и человек. Ритмы Солнца и Луны. Солнечная активность, история общества (законы А.Л. Чижевского). Тема 11. Цикличность эволюции. Практические занятия (1 ак. час). Учащиеся делают доклады с презентациями на тему «Что такое эволюция и какая она бывает?». Продолжительность докладов 5-7 минут. После зачитывания докладов учащиеся отвечают на вопросы по своей тематике. Тема 12. Влияние космоса на человека. Теоретические занятия (2ак. час). Влияние космоса на жизнь и развитие человека. Закон флуктуации. Энергия и информация. Ноосфера и биосфера (учения И. Пригожина, К. Юнга и В.И. Вернадского). Информационное поле космоса. Тема 13. Космос на службе у человека. Теоретические занятия (1ак. час). Новые великие открытия. Космические программы и гаджеты, материалы, технологии. Сублимация, нитинол. Освоение космоса и медицинские инновации. Фармацевтические разработки. УЗИ, МРТ. Варианты добычи полезных ископаемых на астероидах. Современная электроника и космос. Практические занятия (1ак. час). Учащиеся делают доклады с презентациями на тему «Космос на службе у человека?». Продолжительность докладов 5-7 минут. После зачитывания докладов учащиеся отвечают на вопросы по своей тематике. Тема 14. Подведение итогов. Практические занятия (1ак.час). Учащиеся делают доклады с презентациями на тему «Космос, человек, общество». Продолжительность докладов 5-7 минут. После зачитывания докладов учащиеся отвечают на вопросы по своей тематике. На занятии происходит оценка усвоения пройденного в рамках программы материала, который связан с обществоведческой и естественно-научной тематикой. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ № Наименование п/п темы 1. Человек открывает Количество часов Всего Теорети Практич 1 ческие еские занятия занятия 1 - Вселенную 2. Представления о Форма контроля Задания из рабочей тетради 1 1 - человеке и космосе в Задания из рабочей тетради. Средневековье Фронтальный опрос 3. На пути к научной 1 1 - картине мира 4. Человек летит в Задания из рабочей тетради 1 - 1 космос Доклады с презентациями. Беседа. Практическая работа №1 5. Солнечная система 1 1 - Задания из рабочей тетради 6. Вселенная в прошлом, настоящем и будущем 1 1 - Задания из рабочей тетради 7. Звезды и люди 2 1 1 Задания из рабочей тетради. Доклады с презентациями. Практическая работа №2 8 Человек и космос 1 - 1 Задания из рабочей тетради. Доклады с презентациями. Практическая работа №3 9. Феномен человека 2 - 1 Задания из рабочей тетради. Доклады с презентациями. Практическая работа №4 и №5 10. Космические циклы 1 1 - Задания из рабочей тетради 11. Цикличность 1 - 1 эволюции 12. Влияние космоса на человека Доклады с презентациями 2 2 - Задания из рабочей тетради Фронтальный опрос 13. Космос на службе у 2 1 1 человека Задания из рабочей тетради. Фронтальный опрос, доклады, презентации. Практическая работа №6 14. Подведение итогов Итого: 1 - 1 17 10 7 Защита докладов